Тема 05. Нарушения мотиваций, внимания и эмоций при локальных поражениях мозга.

01. Укажите основные характеристики производных мотиваций?

формируются на основе условно-рефлекторного механизма и механизма мышления

формируются на основе механизма «случайная мутация / естественный отбор»

обеспечиваются совокупной работой коры головного мозга

не могут иметь патологическую направленность

могут иметь патологическую направленность

обеспечиваются преимущественно работой префронтальной медиобазальной коры мозга

обеспечиваются преимущественно работой гипоталамуса

02. Какие утверждения относятся к признакам произвольного внимания?

внимание определяется содержанием мотивации

внимание определяется воздействием нового фактора внешней среды

неизменность в процессе индивидуального развития

возникновение в процессе индивидуального развития

механизм обеспечивают нейронные группы преимущественно неспецифической системы

механизм обеспечивают нейронные группы преимущественно проекционной системы

03. Эмоция возникает в результате:

оценки действий по реализации мотивации

оценки вероятности реализации мотивации в будущем

трансформации мотивационного возбуждения

концентрации внимания на эмоциогенном объекте

угасания мотивационного возбуждения

выделения эндогенных нейроактивных соединений в кровь

введения экзогенных нейроактивных соединений

углубленного восприятия

04. Какими методами диагностируют нарушения мотиваций и эмоций при локальных поражениях мозга?

магнитно-резонансная томография

клиническая беседа

регистрация вызванных потенциалов мозга

наблюдение

опознание эмоционального выражения лиц

опознание мотивационного состояния лиц

анализ субъективного и объективного анамнеза

05. Какие симптомы возникают при поражении префронтальной медиобазальной коры левого полушария?

угнетение биологических и усиление высших (социальных) мотиваций

угнетение как высших (социальных), так и биологических мотиваций

снижение общей двигательной активности

усиление общей двигательной активности

снижение эмоциональных реакций

снижение положительных эмоциональных реакций и усиление отрицательных

безразличие к окружающим при повышенном внимании к себе

общая некритичность

парциальная некритичность

06. Укажите симптомы и синдромы, которые характеризуют нарушения поведения при поражении префронтальной медиобазальной коры?

синдром аспонтанности

апатико-абулический синдром

акинетический мутизм

психогенная псевдокома

вегетативное состояние

«лобная» психика

полевое поведение

динамическая афазия

07. Какие нарушения более характерны для поражения медиобазальных отделов правой лобной доли?

угнетение высших (социальных) и усиление биологических мотиваций

угнетение как высших (социальных), так и биологических мотиваций

снижение эмоциональных реакций

эйфорическая монотонность

«лобный» юмор

безразличие к окружающим при повышенном внимании к себе

утрата чувства дистанции и такта

08. При поражении гиппокампа и миндалины наблюдаются:

нарушение «ядра личности»

сохранность критики

эйфорическая монотонность

аффективные пароксизмы

мотивированные эмоции

полевое поведение

вегетативное состояние

непостоянные вегетативные нарушения

09. Патологические процессы в области гипоталамуса вызывают следующие расстройства:

нарушения биологических мотиваций

нарушение критики

нарушение «ядра личности»

астенический синдром

нарушение водной мотивации

нервная анорексия

10. Какие изменения в поведении человека могут вызывать предположение об очаговом поражении медиобазальной лобной коры?

появление неопрятности и безразличного отношения к внешнему виду

резкая утрата родственных чувств

появление некритичности к результатам профессиональной деятельности

возникновение идей мессианства

появление неуважения к непосредственному руководителю

появление запойного пьянства

утрата привычных интересов

Тема 06. Нарушения восприятия при локальных поражениях мозга.

01. На какие группы классифицируют нарушения восприятия?

нарушения простого восприятия – сенсорные расстройства

нарушения образного восприятия – гностические расстройства

нарушения пространственного восприятия – пространственные расстройства

нарушения простого восприятия – галлюцинаторные расстройства

нарушения логического восприятия – бредовые расстройства

нарушения образного восприятия – пространственные расстройства

02. Чем характеризуются нарушения пространственного восприятия?

проявления одинаковы при поражении правого и левого полушарий

возникают при поражении премоторных полей правого полушария

нарушения касаются реального пространства при поражении правого полушария

нарушения касаются реального пространства при поражении левого полушария

возникают при поражении префронтальных полей левого полушария

возникают при поражении зоны ТРО правого и левого полушарий

03. Как классифицируют зрительные агнозии?

патофизиологически – на апперцептивную, ассоциативную и симультанную

патологоанатомически – на апперцептивную, ассоциативную и симультанную

феноменологически – на предметную, лицевую, цветовую и буквенную

феноменологически – на предметную, лицевую, цветовую и симультанную

патофизиологически – на проекционную, ассоциативную и симультанную

04. Какие приемы используют при диагностике зрительных агнозий?

арифметические задачи

предъявление рисунков с недостающими деталями (фигуры Поппельрейтера)

предъявление зашумленных изображений

предъявление контурных и схематичных изображений

графическое копирование объектов по образцу

чтение текста

письмо под диктовку

05. Чем характеризуется цветовая агнозия?

является одним из видов нарушения цветоощущения

возникает при поражении медиального коленчатого тела зрительного бугра

возникает при поражении затылочной доли левого полушария мозга

является результатом нарушения соотнесения цветового ощущения и названия (категории) цвета

страдает использование цвета в качестве кода при описании объекта

является врожденным нарушением

06. Перечислите особенности слуховых агнозий?

нарушается звуковое опознание вследствие снижения слуха

дефект может иметь как врожденный, так и приобретенный характер

наблюдаются при поражении 42 и 22 височных полей

дефект не связан с ухудшением элементарного слуха или снижением интеллекта

нарушается категориальное опознание

слуховые агнозии при поражении правого и левого полушария клинически идентичны

07. Чем характеризуется слухоречевая агнозия?

наблюдается при поражении 42 и 22 височных полей правого или левого полушария

восприятие предметных шумов сохранено

восприятие музыки нарушено

слоги опознаются лучше, чем слова

слова опознаются лучше, чем слоги

возникает при поражении вторичных полей левой височной доли

08. Тактильная агнозия характеризуется следующими признаками:

нарушение узнавания объектов на ощупь при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности

возникает при поражении 3 поля Бродмана

могут отмечаться тактильные парафазии

одним из вариантов является дерматоалексия

часто сочетается с кинестетической апраксией

узнавание материала, из которого состоит объект, всегда сохранно

возникает только при поражении правого полушария мозга

09. Перечислите особенности анозогнозии при поражении верхней теменной области?

не опознаются отдельные чувствительные или двигательные расстройства, вызванные патологическим очагом

типичным является нарушение опознания левосторонней гемиплегии (гемипареза)

типичным является нарушение опознания мозжечковой атаксии

характерно общее снижение критики

одним из проявлений может быть анозогнозия боли

одним из проявлений может быть нечувствительность к боли (локальная анестезия)

10. Какие из перечисленных нарушений относятся к нарушениям пространственного восприятия?

невозможность завязать узел

нарушение движения по маршруту

неправильная оценка положения стрелок на «слепых» часах

ощущение увеличения размеров левой ноги

нарушение ориентировки в схеме

нарушение узнавания объемных фигур (куб, цилиндр) на рисунке

нарушение выполнения пробы Иеркса

Тема 07. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

01. Философские и психологические определения мышления подчеркивают его связь:

с познанием

с мотивацией

с поведением

с условным рефлексом

с отражением

02. Укажите определительные признаки мышления?

одним из компонентов мышления является интеллект

мышление работает по принципу условного рефлекса

мышление является одним из механизмов создания функциональных систем поведения

основой является ассоциация нового случайного звена по временному принципу

основой является закономерная комбинация старых звеньев

этапами являются анализ и синтез

этапами являются наблюдение и интеллектуальная операция

03. Отметьте правильные разновидности (формы) мышления и соответствующие им синонимы:

наглядное (зрительное, конструктивное, оптическое) мышление

наглядное (наглядно-образное, конструктивное, наглядно-действенное) мышление

вербально-логическое (понятийное, абстрактное, дискурсивное) мышление

артикуляторно-логическое (понятийное, абстрактное, звуковое, речевое) мышление

рациональное (конструктивное, реальное, позитивное) мышление

творческое (конструктивное, позитивное, неконфликтное) мышление

условно-рефлекторное (одномоментное, врожденное, генетическое) мышление

04. Какие ступени развития понятий выделил Выготский Л.С. в работе «Мышление и речь»?

ступень кучи предметов

ступень формирования обобщений

ступень формирования комплексов

ступень абстракции

ступень потенциального понятия

ступень псевдопонятия

05. Какие методы используются для исследования наглядно-образного мышления?

проба на понимание сюжетных картин

проба Равена

проба с классификацией предметов

проба Кооса

проба «куб Линка»

проба с узнаванием лиц на фотографиях

проба нахождения недостающих деталей в картине

06. Укажите разновидности задач, которые используются при исследовании вербально-логического мышления?

задачи с умножением и сложением

задачи на сообразительность

задачи с последовательными действиями

задачи с операциями частями

задачи по геометрии

задачи с выключением самостоятельных операций

задачи с включением самостоятельных операций

задачи с конфликтными условиями

08. На какие категории классифицируют приобретенные нарушения мышления?

деменция при болезни Альцгеймера

префронтальное слабоумие

сосудистое слабоумие

дисциркуляторная энцефалопатия

париетальное слабоумие

таламическое слабоумие

09. Отметьте особенности префронтального слабоумия?

внешние проявления могут варьировать

внешние проявления единообразны

степень слабоумия прямо пропорционально зависит от размеров очага

по механизму является операционным

по механизму является мотивационным

«сверхбыстрые ответы» характерны

«сверхбыстрые ответы» не характерны

10. Отметьте особенности париетального слабоумия?

возникает при поражении постцентральной извилины правой теменной доли

возникает при поражении постцентральной извилины левой теменной доли

нарушения можно компенсировать при помощи вспомогательных пространственных ориентиров

характерны повторные попытки при ошибках

не характерны повторные попытки при ошибках

характерны явления «регистрации»

по механизму является операционным

Тема 08. Функциональная система речи и методы ее исследования.

01. В физиологии высшей нервной деятельности механизмы речи рассматриваются:

с позиций рефлекторной теории

с позиций «физиологии активности»

с позиций бихевиоризма

02. Укажите место коммуникации в структуре поведенческого акта?

коммуникация является частью мотивации

коммуникация происходит на этапе действия

коммуникация включается при создании общественной функциональной системы

коммуникация включается при создании индивидуальной функциональной системы

коммуникация является необходимым условием возникновения эмоции

03. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью:

математических знаков

мимики

жестов

неречевой вокализации

языка глухонемых

04. Этапами вербальной коммуникации являются:

формирование речевого сообщения

передача речевого сообщения

прием речевого сообщения

действие по реализации индуцированной мотивации

понимание речевого сообщения

05. Укажите уровни организации речевого высказывания?

уровень мимических реакций

поверхностные синтаксические структуры языка

глубокие синтаксические структуры языка

глубокие грамматические структуры языка

уровень эмоциональных голосовых реакций

06. Укажите структурные единицы речи?

слоги

высказывания

словосочетания

фонемы

лексемы

семантические единицы

предложения

фразы

07. Просодика – организация высказывания с помощью:

эмоциональных реакций

пауз

выделения акцентом

интонации

жестов

мимики

08. Каково, по мнению Выготского Л.С., соотношение мысли и развернутой речи?

мысль ассоциируется со словом

мысль воплощается в слове

мысль совершается в слове

09. Какой элемент методики исследования вербальной коммуникации наиболее четко выявляет речевую акинезию?

исследование повторной речи

называние предметов

исследование спонтанной речи

исследование диалогической речи

10. Построение логико-грамматических конструкций осуществляется с помощью:

интонации

мимики

падежей

порядка слов

предлогов

поговорок

союзов

Тема 09. Афазии: история проблемы, механизмы, классификации.

01. Какой функциональный дефект имели пациенты, описанные в работах П. Брока 60-х годов?

моторную дизартрию

афемию

нарушение экспрессивной речи

деменцию

нарушение импрессивной речи

02. Какой автор впервые выделил сенсорную, моторную и полную (тотальную) афазии?

Л.С. Выготский

П. Брока

Х. Джексон

К. Вернике

А.Р. Лурия

03. Какой принцип положен в основу классификации афазий Вернике – Лихтгейма?

феноменологический

психоморфологические представления об отдельных центрах психических функций

расстройство речи выступает как одно из проявлений более сложного расстройства – асимболии

патогенетический

этиологический

04. Укажите определительные критерии афазии как клинического синдрома?

страдают все виды (уровни) коммуникации

синдром относят к когнитивным нарушениям

синдром относят к нарушениям коммуникации

синдром относят к нарушению личности

корковый характер поражения

корково-подкорковый характер поражения

поражение левого полушария у взрослых

05. Поражение каких нейронных групп может сопровождаться афазией?

мозолистое тело

переключающие ядра

вторичные поля

ретикулярная формация ствола

первичные поля

ассоциативные поля

06. Чем отличается дизартрия от афазии?

дизартрия является надвербальным расстройством коммуникации

дизартрия связана с нарушением артикуляции

дизартрия является подкорковым нарушением

дизартрия является довербальным расстройством коммуникации

дизартрия не сопровождается нарушением понимания речи

при дизартрии страдает как произносительная, так и содержательная сторона речи

дизартрия всегда носит приобретенный характер

07. Укажите клинические синдромы афазий, соответствующие классификации Вернике – Лихтгейма?

амнестическая афазия

кортикальная сенсомоторная афазия

транскортикальная сенсорная афазия

проводниковая афазия

субкортикальная дизартрическая афазия

проекционная афазия

08. Укажите клинические синдромы афазий, соответствующие классификации А.Р. Лурия?

оптическая афазия

акустико-гностическая афазия

кортикальная моторная афазия

афферентная моторная афазия

афферентная сенсорная афазия

семантическая афазия

симультанная афазия

динамическая сенсорная афазия

09. Каковы отличительные признаки беглых (плавных) афазий?

возникают при очаге, не выходящем за пределы одной доли мозга

страдает синтагматический компонент

страдает парадигматический компонент

возникают при поражении лобной доли

нормальная скорость и легкость произношения слов

уменьшение номинативных элементов

возникают только при сосудистых поражениях

10. Какие принципы положены в основу классификации афазий А.Р. Лурия?

речь – результат работы отдельных центров речи

речь – результат совместной работы нескольких мозговых зон

речь – разновидность символической деятельности мозга как целого

принцип специализации нейронных групп

принцип неспецифичности нейронных групп

афазия – изолированный дефект устной речи

афазия – комплексный дефект устной речи, чтения и письма

Тема 10. Акустико-гностическая, афферентная и эфферентная моторные афазии.

01. Укажите характер первичного дефекта при акустико-гностической афазии?

нарушение понимания слов

нарушение сложных форм звукового анализа

нарушение интеллекта

нарушение фонематического слуха

нарушение декодирования понятия

02. Укажите классификационные критерии акустико-гностической афазии?

беглая афазия

небеглая афазия

простая афазия

сложная афазия

соответствует кортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма

соответствует транскортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма

возникает при поражении вторичных полей

возникает при поражении первичных полей

03. Укажите отличительные признаки акустико-гностической афазии?

отчуждение смысла слов

нарушение определения услышанного слова

страдает только импрессивная речь

страдает только экспрессивная речь

диссоциация между сохранностью синтагматического строения речи и нарушением парадигматического строения отдельных слов

отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах

экспрессивная речь в виде «словесного салата» при тяжелых формах

04. Каковы особенности нарушения чтения и письма при акустико-гностической афазии?

чтение и письмо не страдают

расхождение между сохранностью узнавания знакомых слов и глубоким нарушением подлинного чтения

узнавание привычных текстовых стереотипов сохранно

ошибки при письме несистемного характера

ошибки при письме по типу замены оппозиционных фонем и перестановки звуков

дефекты письма усугубляются при исключении проговаривания слов

05. Укажите характер первичного дефекта при афферентной моторной афазии?

нарушение понимания слов

нарушение опознания позы артикуляционного аппарата

нарушение сложных форм звукового анализа

нарушение интеллекта

нарушение фонематического слуха

нарушение декодирования понятия

нарушение возможности использования звуковых кодов языка

06. Укажите классификационные критерии афферентной моторной афазии?

беглая афазия

небеглая афазия

простая афазия

сложная афазия

соответствует проводниковой Вернике‑Лихтгейма

соответствует транскортикальной моторной Вернике‑Лихтгейма

возникает при поражении вторичных полей

возникает при поражении ассоциативных полей

07. Укажите отличительные признаки афферентной моторной афазии?

отчуждение смысла слов

нарушение определения услышанного слова

страдает только импрессивная речь

постоянные попытки самокоррекции

затруднение артикуляции отдельных звуков при возможности произносить целые фразы

отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах

патологическая инертность артикулем

замена отдельных артикуляций

08. Укажите характер первичного дефекта при эфферентной моторной афазии?

нарушение понимания слов

нарушение опознания позы артикуляционного аппарата

инертность артикуляционных движений

нарушение интеллекта

трудности денервации предыдущих артикуляций и плавного переключения на последующие

нарушение фонематического слуха

нарушение декодирования понятия

нарушение возможности использования звуковых кодов языка

09. Укажите отличительные признаки эфферентной моторной афазии?

произнесенная артикулема обнаруживает патологическую инертность

нарушение определения услышанного слова

эмболофазия

более сохранно повторение серии артикуляционно различных слов при нарушении повторения серии артикуляционно близких слов

страдает только импрессивная речь

при повторном назывании предметов и действий отмечаются замены инертными стереотипами или контаминациями

затруднение артикуляции отдельных звуков при возможности произносить целые фразы

отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах

замена отдельных артикуляций

10. Каковы особенности нарушения чтения и письма при эфферентной моторной афазии?

чтение и письмо не страдают

слова читаются лучше, чем слоги

ошибки при письме по типу замены оппозиционных фонем и перестановки звуков

несколько раз повторяются отдельные элементы письма

при грубой степени письмо недоступно

плохо читаются незнакомые слова и повторные чередования двух обычных слов

основой нарушений является патологическая инертность процессов

дефекты письма усугубляются при исключении проговаривания слов

Тема 11. Семантическая и динамическая афазии. Смешанные формы афазий.

01. Укажите характер первичного дефекта при семантической афазии?

нарушение удержания в памяти словесного ряда

нарушение восприятия речевых конструкций коммуникации отношений

нарушение сложных форм звукового анализа

нарушение интеллекта

нарушение фонематического слуха

нарушение симультанных квазипространственных синтезов

02. Укажите классификационные критерии семантической афазии?

беглая афазия

небеглая афазия

простая афазия

сложная афазия

соответствует кортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма

соответствует транскортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма

возникает при поражении вторичных полей

возникает при поражении ассоциативных полей

03. Укажите отличительные признаки семантической афазии?

отчуждение смысла слов

сохранное восприятие отдельных слов и конструкций коммуникации событий

страдает только экспрессивная речь

нарушено понимание обратимых конструкций родительного падежа (брат отца — отец брата)

сохранено понимание конструкций пространственно-временных отношений (круг под квадратом и квадрат под кругом)

нарушено понимание сравнительных конструкций (Оля светлее Сони, но темнее Кати)

экспрессивная речь в виде «словесного салата» при тяжелых формах

04. Каковы особенности нарушения экспрессивной речи при семантической афазии?

характерны литеральные парафазии

страдает номинативная функция речи

могут встречаться вербальные парафазии

подсказка первых звуков приводит к припоминанию

оперирование грамматическими структурами не страдает

мотив высказывания нарушен

затруднен поиск четкого словесного названия предмета

05. Укажите характер первичного дефекта при динамической афазии?

нарушение спонтанной развернутой речи

нарушение опознания позы артикуляционного аппарата

трудности денервации предыдущих артикуляций и плавного переключения на последующие

нарушение интеллекта

нарушение декодирования понятия

нарушение возможности использования звуковых кодов языка

нарушение построения линейной схемы фразы

06. Укажите классификационные критерии динамической афазии?

беглая афазия

небеглая афазия

простая афазия

сложная афазия

соответствует проводниковой Вернике‑Лихтгейма

соответствует транскортикальной моторной Вернике‑Лихтгейма

возникает при поражении вторичных полей

возникает при поражении ассоциативных полей

07. Укажите отличительные признаки динамической афазии?

называние отдельных предметов нарушено

страдает переход от одного слова к другому

страдает повествовательная речь

нарушена формулировка самостоятельного высказывания

опорные (промежуточные) слова компенсируют дефект

страдает только импрессивная речь

постоянные попытки самокоррекции

отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах

патологическая инертность артикулем

08. Укажите отличительные признаки акустико-мнестической афазии?

называние отдельных предметов нарушено

возникает при поражении средних отделов коры левой височной области

страдает переход от одного слова к другому

отмечается трудность понимания развернутых сообщений

словарный дефицит в экспрессивной речи

опорные (промежуточные) слова компенсируют дефект

страдает только импрессивная речь

патологическая инертность артикулем

09. Укажите наиболее частые варианты смешанных афазий?

тотальная афазия

субтотальная афазия

комплексная моторная афазия

мультифокальная афазия

сочетание эфферентной моторной с акустико-гностической афазией

сочетание афферентной моторной с акустико-гностической афазией

речевая акинезия

10. Укажите отличительные признаки первичной акалькулии?

возникает при поражении лобных долей

возникает при поражении зоны ТРО

в основе лежит деменция

в основе лежит нарушение операций в знаковом пространстве

распадается разрядное строение числа

затрудняется дифференцированное восприятие цифр

возникает при поражении неспецифической системы

Тема 12. Нарушения уровневой организации движений.

01. В чем состоит отличие концепции Н.А. Бернштейна от традиционных представлений об организации движений?

движения разделяются на произвольные и непроизвольные

движения делятся на классы

понятие рефлекторной дуги заменяется понятием рефлекторного кольца

отрицается ведущая роль пирамидной системы

дается новое представление о сущности координации движений

экстрапирамидная система делится на два отдела

02. Какие уровни построения движений выделяет Н.А. Бернштейн?

таламо-стриальный уровень синергий и штампов С1

кортико-премоторный уровень действий D

пирамидно-стриальный уровень пространственного поля С

теменно-премоторный уровень действий D

рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций А

группа высших кортикальных уровней символических координаций Е

таламо-паллидарный уровень синергий и штампов В

рубро-паллидарный уровень регуляций А

03. Укажите нейронные группы, которые относятся к рубро-спинальному уровню А?

червь и дольки мозжечка

черная субстанция

ретикулярная формация

мотонейроны спинного мозга

передние корешки

боковые столбы

красное ядро

вестибулярное ядро Дейтерса

04. Укажите признаки гипофункции уровня А?

патологический процесс поражает структуры уровня А

патологический процесс поражает структуры уровня В

мышечная гипотония с нарушением рефлекторной регуляции тонуса

ахейрокинез

интенционный тремор

ходьба мелкими шажками

дисметрия

05. Укажите признаки гиперфункции уровня А?

патологический процесс поражает структуры уровня С

патологический процесс поражает структуры уровня В

мышечная гипотония с нарушением рефлекторной регуляции тонуса

ахейрокинез

тремор покоя

ходьба мелкими шажками

общая ригидная гипертония мышц

дисметрия

06. Укажите нейронные группы, которые относятся к таламо-паллидарному уровню В?

переднее ядро таламуса

задневентральный (VP) ядерный комплекс зрительного бугра

бледный шар

латеральные коленчатые тела

головка хвостатого ядра

07. Укажите признаки гипофункции уровня В?

патологический процесс поражает структуры уровня С

патологический процесс поражает структуры уровня В

ахейрокинез

тремор покоя

ходьба мелкими шажками

общая ригидная гипертония мышц

дисметрия

гипомимия

бедность жестов

08. Укажите признаки гиперфункции уровня В?

патологический процесс поражает структуры уровня С1

патологический процесс поражает структуры уровня В

патологический процесс поражает структуры уровня D

ахейрокинез

атетоз

ходьба мелкими шажками

хорея

дисметрия

гипомимия

бедность жестов

09. Укажите нейронные группы, которые относятся к пирамидно-стриальному уровню пространственного поля С?

хвостатое ядро

скорлупа

4 поле Бродмана

кора полушарий мозжечка

червь мозжечка

первичные сенсорные поля

вторичные сенсорные поля

10. Укажите признаки гипофункции уровня С?

патологический процесс поражает структуры уровня С

патологический процесс поражает структуры уровня D

мозжечковая атаксия

сензитивная атаксия

спастический паралич

вялый паралич

мышечная гипотония с нарушением рефлекторной регуляции тонуса

дисметрия

Тема 13. Апраксии.

01. Укажите критерии отнесения нарушения движения к апраксии?

нарушение носит гемитип

приобретенный характер

относительная сохранность элементарных движений

патология действия/навыка

наличие чувствительных расстройств

отсутствие грубого угнетения сознания

02. Нейроанатомический субстрат уровня D составляют:

вентролатеральные ядра таламуса

премоторные поля 17, 18

ретикулярная формация ствола мозга

вторичные соматосенсорные поля 1, 2, 40

премоторные поля 6, 8, 44

префронтальное поле 45

03. Перечислите особенности движений уровня D?

движения уровня D строятся как цепи

двигательные акты уровня D имеют признак вариативности

навыки носят врожденный характер

движения-звенья должны повторяться

часть звеньев могут быть направлены в противоположную сторону от конечной цели

отдельные звенья обеспечиваются работой бледного шара

характерна упражняемость и автоматизируемость движений

04. В чем заключается различие сенсорных и эффекторных персевераций уровня D:

сенсорные возникают при решении двигательной задачи

эффекторные возникают при решении двигательной задачи

сенсорные сопровождаются повторными попытками правильно построить движение

эффекторные сопровождаются повторными попытками правильно построить движение

сенсорные отличаются координированностью

эффекторные отличаются координированностью

05. Х. Липманн (1905) выделял следующие формы апраксии:

кортикальную моторную

проводниковую

идеомоторную

пространственную

идеаторную

амнестическую

06. Укажите формы апраксий по классификации А.Р. Лурия?

сенсомоторная

пространственная

кинетическая

идеомоторная

регуляторная

кинестетическая

высшая

07. Перечислите критерии кинетической апраксии?

нарушен пространственный фактор

возникает чаще в левой руке

затруднено формирование динамического стереотипа

нарушена «кинетическая мелодия» навыка

ведущим дефектом является парез в правой руке

последовательность звеньев действия остается сохранной

последовательность звеньев действия нарушена

пассивные элементы действия не изменяются

08. Перечислите критерии кинестетической (афферентной) апраксии?

нарушен кинетический фактор

возникает чаще в правой ноге

затруднено формирование динамического стереотипа

воспроизведение различных поз пальцев руки нарушено

ведущим дефектом является гипертонус в правой руке

последовательность звеньев действия остается целой

последовательность звеньев действия нарушена

пассивные элементы действия не изменяются

имитация по образцу сохраняется лучше, чем самостоятельное выполнение действия по инструкции

09. Укажите пробы, направленные на оценку движений уровня D:

пальце-носовая проба

«спортивная» ходьба на месте

проба «кулак—ладонь—ребро»

выстукивание ритма

математические операции

запоминание трех слов

имитация чистки зубов

застегивание пуговиц

поддержание позы Ромберга

10. Больной Н. после инсульта в левом каротидном бассейне не может самостоятельно найти дорогу в физиотерапевтический кабинет. Его кровать в палате застелена неверно (одеяло без пододеяльника положено на матрац). О каком варианте апраксии следует думать?

кинетическая апраксия

кинестетическая апраксия

пространственная апраксия

регуляторная апраксия

признаков апраксии нет

Тема 14. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

01. Какие нейрохимические процессы лежат в основе кратковременной памяти?

кратковременные изменения концентраций ионов калия и кальция в области синаптических мембран

эффекты нейропептидов

фосфорилирование и синтез некоторых белков синаптической мембраны

перестройка регуляторной системы в геноме нейрона

синтез добавочного количества серотонина

синтез добавочного количества дофамина

02. Укажите критерии амнестического синдрома по МКБ-10?

дефицит памяти на недавние события

дефицит памяти на отсроченные события

сниженная способность к воспроизведению прошлого опыта

наличие помрачения сознания

отсутствие помрачения сознания

наличие деменции

отсутствие деменции

обязательное наличие конфабуляций

03. Отметьте пулы нейронных групп, поражение которых приводит к общему нарушению памяти?

вторичные премоторные поля

височная группа

височная доля

переднее и дорсомедиальное ядро таламуса, мамиллярные тела

переднебазальная группа

медиобазальная группа

нижняя теменная область

04. Какие синдромы нарушения памяти выделены в классификации А.Р. Лурия (1973)?

нарушения кратковременной памяти

нарушения долговременной памяти

нарушения образной памяти

модально-неспецифические мнестические расстройства

модально-специфические мнестические расстройства

нарушения памяти как целенаправленной деятельности

специфические нарушения памяти

системно-специфические нарушения памяти

05. Перечислите критерии модально-неспецифических нарушений памяти?

нарушения мнестической деятельности проявляются во всех модальностях

нарушения мнестической деятельности проявляются в двух модальностях

интерференция не влияет на воспроизведение

отмечается патологическая тормозимость следов интерферирующими воздействиями

возникают при поражении префронтальных отделов лобных долей

возникают при поражении средних отделов неспецифической системы

интерферирующая деятельность может приводить к «загрязнению» энграмм

06. Укажите отличительные признаки массивных нарушений общей памяти?

возникают при кровоизлияниях в правую затылочную долю

пустая пауза между запоминанием и воспроизведением приводит к конфабуляции

ориентировка во времени и месте пребывания нарушена

ориентировка во времени и месте пребывания не нарушена

платообразный характер кривой заучивания 10 слов

характерна общая спутанность

возникают при разрыве аневризм передней соединительной артерии

интерференция не влияет на воспроизведение

07. Укажите отличительные признаки модально-специфических нарушений памяти?

возникают при поражении нижних отделов неспецифической системы

возникают при очаговых поражениях конвекситальных отделов полушарий

представляют собой парциальный мнестический дефект

сохраняется общая ориентировка в окружающем

нарушена общая ориентировка в окружающем

при очаговом поражении височной коры дефекты памяти проявляются в слуховой сфере

при очаговом поражении височной коры дефекты памяти проявляются в зрительной сфере

некритическое отношение к ошибкам воспроизведения

08. Перечислите критерии нарушений памяти как целенаправленной деятельности?

нарушается адекватная мотивация в ситуации запоминания и воспроизведения

страдает контроль за результатом воспроизведения

дефекты воспроизведения являются результатом патологической отвлекаемости

нарушена возможность удерживать следы и воспроизводить материал после пустой паузы

нарушения мнестической деятельности проявляются в двух модальностях

возникают при поражении префронтальных отделов лобных долей

возникают при поражении средних отделов неспецифической системы

имеется диссоциация между относительно сохранным непроизвольным запоминанием и грубым снижением произвольной памяти

кривая заучивания 10 слов имеет двугорбый характер

09. Какие патологические состояния вызывают амнестический синдром с внезапным началом и постепенным неполным восстановлением?

инфаркты в области гиппокампа

травмы промежуточного мозга или нижнемедиальных отделов височных долей

аневризматические субарахноидальные кровоизлияния

отравление окисью углерода

герпетический энцефалит

менингиты с гранулематозными экссудатами в области основания черепа

10. Укажите отличительные признаки синдрома транзиторной глобальной амнезии?

ухудшение кратковременной памяти при относительно сохранном уровне внимания

является вариантом эпилептического припадка

является вариантом транзиторной ишемической атаки

протекает в виде приступа растерянности и замешательства

больной контактирует с окружающими

больной не способен выполнять обычные действия

полное восстановление психологических функций происходит в течение нескольких суток

Тема 15. Деменция: общая характеристика, механизмы, классификация.

01. Какие термины используются в неврологии и психиатрии для обозначения множественного дефицита психологических функций?

слабоумие

психоорганический синдром

энцефалопатия

деменция

олигофрения

дебильность

02. Укажите определительные признаки деменции по Морозову Г.В. (1988)?

наличие афазии

обеднение всей психической деятельности

дефицит памяти на отсроченные события

ухудшение способности к приобретению новых знаний

снижение интеллекта

наличие апраксии

ухудшение способности приспособления к окружающему

03. Укажите определительные признаки деменции (Американская психиатрическая ассоциация, 2000)?

обеднение всей психической деятельности

множественный когнитивный дефицит

ухудшение способности приспособления к окружающему

сочетание нарушения памяти с апраксией

сочетание нарушения памяти с агнозией

сочетание нарушения памяти с афазией

нарушение исполнительских (организационных) функций без нарушений памяти

04. Какие критерии используются в МКБ-10 для постановки диагноза «деменция»?

длительность нарушений более 9 месяцев

длительность нарушений более 6 месяцев

сочетание нарушения памяти со снижением других когнитивных способностей

наличие помрачения сознания

отсутствие помрачения сознания

нарушение контроля за физиологическими отправлениями

сохранность кратковременной памяти

наличие среднего образования

05. Как проявляются расстройства памяти при деменции?

нарушение усвоения нового материала при легкой степени

нарушение усвоения нового материала при тяжелой степени

полная неспособность усваивать информацию при умеренной степени

больной не в состоянии вспомнить основные сведения о том, где он живет при умеренной степени

больной не в состоянии узнать близких родственников при легкой степени

больной не в состоянии узнать близких родственников при тяжелой степени

06. Укажите проявления снижения других когнитивных способностей (кроме памяти) при деменции?

нарушено планирование и организация повседневной деятельности

зависимость больного от посторонней помощи при легкой степени

зависимость больного от посторонней помощи при умеренной степени

резкая ограниченность интересов при легкой степени

затруднены самостоятельные покупки в магазине при умеренной степени

снижение уровня продуктивности по сравнению с более высоким предыдущим

07. Какие патологические изменения наблюдаются в мозге больных с деменцией?

органические поражения промежуточного и конечного мозга

органические поражения добавочного и среднего мозга

органические поражения ретикулярной формации ствола

дегенерация ассоциативных ядер зрительного бугра

дегенерация переключающих ядер зрительного бугра

частое поражение лобных и теменных долей

частое поражение затылочных долей

08. На какие формы классифицируется деменция по этиологическому принципу?

деменция при болезни Альцгеймера

сосудистая деменция

субкортикальная деменция

тотальная деменция

деменция при болезни Пика

корково-подкорковая деменция

09. На какие формы классифицируется деменция по топографическому принципу?

корковая

прогрессирующий надъядерный паралич

подкорковая

субкортикальная

корково-подкорковая

корково-стволовая

мультифокальная

10. Укажите особенности деменции при болезни с тельцами Леви?

встречается в молодом возрасте

сочетание когнитивного и личностного дефицита

сочетание когнитивного дефицита и экстрапирамидных нарушений

изолированное поражение коры

тельца Леви являются патологическими включениями в черной субстанции

тельца Леви являются лейкоцитарной инфильтрацией гиппокампа

встречается в пожилом возрасте

тельца Леви свидетельствуют об интоксикации марганцем

*характерен корково-подкорковый тип поражения

*

Тема 16. Диагностика и дифференциальная диагностика деменций.

01. Укажите особенности теста «Краткое обследование психического состояния (Mini-Mental State Examination, MMSE)»?

используется для оценки когнитивных функций

требует учета уровня образования пациента

не может использоваться в отсутствии опекуна пациента с деменцией

разрешается повторение вопроса

тест не рекомендуют использовать при синдроме зависимости от алкоголя

используется для оценки личностных особенностей

можно использовать подсказки

02. Какие задания (вопросы) включает тест «Краткое обследование психического состояния (Mini-Mental State Examination, MMSE)»?

вопросы на ориентировку во времени

вопросы на общую осведомленность

задание на самостоятельное письмо

вопросы на общую понятливость

задание на запоминание

задание на сложение фигур

задание на копирование фигур

03. Как оцениваются результаты теста «Краткое обследование психического состояния (Mini-Mental State Examination, MMSE)»?

результат может варьировать в пределах от 0 до 30 баллов

результат может варьировать в пределах от 3 до 15 баллов

результат 25 баллов свидетельствует о легкой деменции

результат 0 баллов свидетельствует о неправильном проведении теста

результат 20 баллов свидетельствует о легких когнитивных нарушениях

результат 0 баллов свидетельствует о тяжелой деменции

04. Укажите отличительные признаки болезни Альцгеймера?

характерен прогрессирующий распад психологических функций

наблюдается постепенное, малозаметное начало

наблюдается ступенеобразное начало

отсутствие нарушений памяти

наличие когнитивных расстройств на протяжении длительного времени (не менее 6 месяцев)

отмечается диффузная потеря нейронов в коре и подкорковых ядрах

характерны участки лейкоареоза

05. Каковы особенности нарушений памяти при болезни Альцгеймера?

распад памяти происходит по закономерностям прогрессирующей амнезии

последними страдают поздно приобретенные и менее упроченные навыки

отсутствие эмоционального реагирования на болезнь при наличии выраженной амнезии

редкая встречаемость феномена «сдвига ситуации в прошлое»

частая встречаемость феномена «жизни в прошлом»

малочисленность конфабуляций

06. Каковы особенности нарушений вербальной коммуникации при болезни Альцгеймера?

на ранних этапах преобладают амнестически-афатические симптомы

на ранних этапах отмечается насильственное говорение

речевые автоматизмы и эхолалии при прогрессировании заболевания

импрессивная речь не страдает

грубая сенсорная афазия на поздних стадиях

может отмечаться речевая аспонтанность

речевая аспонтанность не встречается

07. Укажите варианты клинических проявлений начального этапа болезни Альцгеймера?

амнестический тип с психопатоподобными расстройствами

амнестический тип с аспонтанностью

моноочаговый тип

полиочаговый тип

сешанный тип

амнестический тип с конбафуляциями

мелкоочаговый тип

08. Каковы особенности амнестического типа начального этапа болезни Альцгеймера?

преобладают мнестические и речевые расстройства

может отмечаться заострение личностных особенностей

мнестические расстройства сочетаются с нарушениями мотиваций и эмоций

постоянно встречается апраксия

различают варианты начала с психопатоподобными расстройствами и с аспонтанностью

характерно появление лицевой агнозии

характерно появление цветовой агнозии

09. Какие клинические проявления при деменции оцениваются в ишемической шкале Хачински в 2 балла?

внезапное начало

флюктуирующее течение

ночная спутанность сознания

относительная сохранность личности

признаки наличия атеросклероза

объективные очаговые неврологические симптомы

10. Укажите признаки, отличающие болезнь Пика от болезни Альцгеймера?

явления выраженной аспонтанности на ранних этапах

нарушение пространственной ориентировки на ранних этапах

позднее появление симптомов апраксии

преобладание вовлеченности теменной доли

преобладание вовлеченности височной доли

преобладание вовлеченности лобной доли

огрубение социального поведения и расторможенность

раннее нарушение функции счета

Тема 17. Синдромный анализ в нейропсихологии.

01. Каковы основные положения теории мозговой системной локализации функций, на базе которой построен синдромный анализ?

функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон

функция обеспечивается работой определенной зоны (соответствующего центра функции)

в зависимости от степени сформированности или автоматизации функции происходит «свертывание» количества необходимых звеньев обеспечения

при всех условиях количество обеспечивающих функцию звеньев не изменяется

функции могут пересекаться между собой в общих звеньях

функции не пересекаются между собой в общих звеньях

02. Что является показателем перестройки функции при нарушении работы отдельных мозговых зон?

ускоренное выполнение функции

замедленное выполнение функции

развернутое, неавтоматизированное выполнение

переход с непроизвольного уровня реализации на произвольный

диссоциация между сохранным выполнением заданий на непроизвольном уровне с затрудненным произвольным выполнением

переход с произвольного уровня реализации на непроизвольный

03. На каких следствиях теории системной динамической локализации функций базируется синдромный анализ?

психологический процесс при локальной патологии страдает избирательно

психологический процесс при локальной патологии страдает глобально

при локальной патологии происходит перестройка работы функции

выпадение одного звена (фактора) может приводить к выпадению ряда функций

выпадение одного звена (фактора) приводит к выпадению одной функции

при локальной патологии работа функции не перестраивается

04. Укажите определительные признаки нейропсихологического синдрома?

типичное сочетание симптомов

случайное сочетание симптомов

в основе лежит нарушение фактора

в основе лежит концепция автора синдрома

синдром может объединять разные функции

синдром включает симптомы нарушения одной функции

05. Какие синдромы входят в группу корковых при нарушении модально-специфических факторов?

префронтальный конвекситальный синдром

теменной синдром

таламический синдром

гипоталамический синдром

премоторный синдром

теменно-затылочный синдром

синдром поражения мозолистого тела

Тема 18. Нейропсихологические синдромы при мозговом инсульте.

01. Каковы особенности клинических синдромов нарушения мозгового кровообращения?

нарушаются функции, специфичные для группы мозговых структур, получающих кровоснабжение из одного сосудистого бассейна

нарушаются функции, специфичные для группы мозговых структур, получающих кровоснабжение из разных сосудистых бассейнов

нарушение кровообращения может иметь различные патогенетические механизмы

нарушение кровообращения имеет единый патогенетический механизм

характерна мозаичность симптомов за счет зон компенсированного, субкомпенсированного и декомпенсированного кровообращения

02. Какие отделы мозга поражаются при инфарктах в бассейне передней мозговой артерии?

конвекситальная поверхность лобной доли

медиальная поверхность лобной и теменной долей

парацентральная долька

нижняя теменная долька

зона Брока

мозолистое тело (за исключением задних отделов)

переднее бедро внутренней капсулы

все отделы внутренней капсулы

03. Укажите поведенческие расстройства, которые отмечаются при нарушении кровообращения в бассейне передних мозговых артерий?

зрительные агнозии

снижение критики и элементы антисоциального поведения

двигательный и речевой негативизм (аспонтанность)

двигательный и речевой негативизм (конверсионные расстройства)

акинетический мутизм

гипокинетический сурдомутизм

семантическая афазия

05. Какая нейропсихологическая симптоматика будет наблюдаться при обширных корково-подкорковых инфарктах в бассейне средней мозговой артерии?

акинетический мутизм

синдром аспонтанности

сумеречное расстройство сознания

при левополушарных очагах — афазия смешанного типа или тотальная

при правополушарных очагах — акалькулия, аграфия, алексия

при правополушарных очагах — анозогнозия и аутотопоагнозия

Наши рекомендации