Психология адаптивного поведения детей и подростков
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Им.РАУЛЯ ВАЛЛЕНБЕРГА
Рассмотрено и УТВЕРЖДАЮ
рекомендовано декан факультета
на заседании кафедры
клинической психологии __________
(дата, Ф.И.О., подпись)
протокол от _________ № '
________
Заведующий кафедрой клинической
психологии_______________________
____________
Р.В.Демьянчук)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(код по ОКСО и название)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Разработчик: доктор педагогических наук,профессор МихайловЛ.А.
Рецензент: доктор педагогических наук,профессор Литвиненко С.В.
Санкт-Петербург
2010__г.
. Организационно-методический раздел
1.1. Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
: ПРОГРАМА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОПД.Ф.05.
Цикла «Общепрофессиональных дисциплин» Федеральный компанент.Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки специалистов «Специальной психологии».
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Курс: 4
Форма обучения:очная
Семестр: 8
Количество аудиторных часов на дисциплину: 31
Из них лекционных – 14, практических – 14,зачет=3.
Цели дисциплины:
усвоение обучаемыми суммы знаний в области психологии адаптивного поведения детей и подростков
· »;
· обеспечение более успешного социального развития каждого обучаемого;
· формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области психологии адаптивного поведения детей и подростков;
· воспитание гражданской ответственности за формирование у детей способности сохранения организмом структуры и функций в пределах нормы в изменяющихся условиях среды .
Задачи дисциплины:
· изучение особенностей психологии адаптивного поведения детей и подростков ,в условиях современных угроз и опасностей;
· ознакомление с нормативно-правовой базой Российской Федерации по обеспечению адаптивного поведения детей и подростков;
· изучение видов и источников угроз обеспечения адаптивного поведения детей и подростков; и методов противодействия таким угрозам;
· изучение средств, форм и методов защиты от воздействий негативных факторов обеспечения адаптивного поведения детей и подростков;
· знакомство с основными механизмами защиты личности от манипулятивных воздействий на сознание и психику человека.
Принципы отбора содержания и организация учебного материала дисциплины
1. Системный подход к освещению проблем психологи адаптивного поведения детей и подростков в современном информационном мире.
2. Закрепление в содержании дисциплины современных материалов по психологи адаптивного поведения детей и подростков.
3. Развитие в содержании дисциплины полноты представлений о развитии самооценки детей и подростков,о ресурсах их организма,стрессоустойчивости и психологи адаптивного поведения детей и подростков.
4. Последовательное проведение в материалах дисциплины линии, неразрывности вопросов подготовки человека к адаптации в условиях угроз современного информационного общества на основе устойчивости и стабильности позитивного восприятия мира.
5. Содействие воспитанию у студентов оптимистического, но прежде всего активно-деятельностного отношения к жизни.
6. Осуществление взаимосвязи дисциплины с другими предметами на основе проблем обеспечения безопасности человека.
7. Реализация в программе принципа «от простого к сложному» и обеспечение соответствия изучаемых материалов возрастным возможностям студентов; сквозное, преемственное построение содержания «школа - вуз».
8. Формирование целостного научного мировоззрения учащихся по проблемам адаптации детей и подростков в условиях угроз современного информационного общества .
Текущая аттестация качества усвоения знаний дисциплины
Проверка качества усвоения знаний в течение изучения дисциплины проводится как в устной, так и в письменной форме. Это могут быть выступления студентов с сообщениями, по теме, письменная проверка знаний категорий по дисциплине и другие практические занятия.
Итоговая аттестация по дисциплине
Изучение дисциплины завершается психологи адаптивного зачетом, на котором проверяется:
усвоение теоретических основ психологи адаптивного поведения детей и подростков в современном информационном мире
· усвоение базовых понятий по дисциплине;
· знание практических основ психологи адаптивного поведения детей и подростков в условиях современного мира.
I. В результате обучения дисциплины студент должен
Знать:
. особенности психологии адаптивного поведения детей и подростков ,в условиях современных угроз и опасностей
направления и методы развитие самооценки детей и подростков в системе их адаптивного поведения
последствия стресса и способы формирования стрессоустойчивости детей в их адаптивном поведении.
ресурсные возможности поддержки организма детей в адаптивном поведении .
методы иподходы прогнозирования адаптивного поведения детей в общении с людьми различного типа
.педагогические ипсихологические способы развития психической устойчивости в адаптивном поведеним детей и подростков
Уметь:
· формировать самооценку детей и подростков и повышать эффективность их адаптации.
· ; применять психологические подходы развития адаптивного поведения разработанныеЖ.Пиаже,Г.Ю.Айзенка,С.Т.Посоховой,А.М.Зимичева,Ю.А.Александровского,К.К.Платонова
применять механизмы развития адаптации,определять симптомы посттравматических стрессовых состояний и развивать. стрессоустойчивость у детей;.
· . прогнозировать адаптивное поведение во взаимодействии детей и подростков,
развивать самоанализ,самоактуализацию,самоконтроль,самоопределение,самосознание ,самоутверждение и самостоятельность в адаптивном поведении детей и подростков