Почему не нужно наказывать ребенка за проявление негативных эмоций?
00:09:02 И, главный мотив, который нужно понять, почему этого необходимо избегать? Это то, что неспособность проявлять негативные эмоции подавляет понимание свих желаний, и в конечном счете ломает волю ребенка.То есть, в целом, цепочка следующая. Если ребенок не имеет доступа, или как бы права, и не созданы условия, родители не заботятся о том, чтобы маленькие атомные взрывы прошли безопасно, эмоции детей происходили безопасно для окружающих, и главное, безопасно для самих детей. Потому что, если ребенок проявляет негативные эмоции в силу просто своего плохого настроения, или какого-то разочарования, или просто какого-то дискомфорта в его теле, то в конечном счете он может навлечь на себя своим поведением какие-то определенные проблемы и страдания со стороны окружающих. В этом смысле веды говорят, что до 5ти лет основным методом, можно сказать, воспитания ребенка со стороны матери, является защищать его от побоев. Но, к сожалению, мы очень часто защищаем себя от негативных эмоций детей, чтобы, как принято говорить у родителей «нервы не трепали», тем, что сами становимся причиной побоев для них. Но когда ребенок не может сам, не способен понят природу возникновения негативных эмоций, при этом сталкивается еще и с тем, что ему не дают возможность проявить их, что это вызывает гнев, беспокойство или другие очень сильные эмоции его родителей и близких, то это приводит к подавлению этих эмоций.
00:11:08 Когда подавляются негативные эмоции, как я уже говорил, пропадает понимание своих желаний. То есть, это [неразборчиво] на физическом, грубом уровне. Ребенок чувствует свои желания. И то, очень часто происходит даже так, что дети, которые боятся расстроить или обеспокоить как-то своих родителей, своих взрослых, они даже боятся иногда сказать им о самых таких насущных потребностях даже своего тела, например, даже чтобы отпроситься в туалет. Многие дети, которые учатся первые годы в школе, первые классы в школе, они на самом деле совершают огромное насилие над своим телом, над своим здоровьем, о чем говорит ведическая медицина, что любое ограничение естественных потребностей тела, естественных нужд тела, приводит к очень большому дисбалансу энергии, в частности дисбаланса элемента воздуха, который очень тесно связан с психическими процессами, происходящими в психике ребенка, в сознании ребенка. Поэтому, даже на таком грубом уровне ребенок иногда опасается сказать о своих нуждах, боясь, что это вызовет раздражение или гнев родителей, или какую-нибудь услышать фразу, типа «Где я тебе тут посреди чего-то туалет возьму?», или «Терпи до дома», или «Придем домой - попьешь», или что-нибудь в этом роде. То есть, родители обязывают детей к терпению часто, как бы считают, что это воспитывает волю ребенка. На самом деле это часто действует разрушительно. И точно также разрушительно действует подавление негативных эмоций. Потому что подавляя негативные эмоции, ребенок теряет понимание своих желаний. То есть, он теряет связь, внутреннюю связь с теми… с сознанием своих целей в этой жизни, своих ценностей. Ему труднее вспомнить, для чего, условно говоря, для чего он родился.
00:13:23 Именно поэтому, когда человек не понимает, каковы его желания… это касается не только детей, это, может быть, даже в большей степени касается нас, взрослых. Он теряет понимание ценности, данных ему судьбой средств достижения этих желаний. То есть, если человек не знает, чего он хочет добиться, он никогда не поймет, какие ему для этого нужны средства, какого рода поддержка ему для этого нужна. И если кто-то ему дает поддержку, не зная для чего она нужна, он не может ее оценить. То есть, в этом, на самом деле, причина, одна из очень глубоких причин конфликтов между родителями и детьми. В том, что родители с одной стороны хотят и пытаются давать поддержку ребенку в достижении каких-то целей в жизни, каких-то совершений. Но вместе с тем, часто ведут себя так, что ребенок все хуже и хуже понимает эти цели, и поэтому, видя, что ребенок сам не знает, как часто говорят родители «сам не знает, чего хочет», они начинают экспериментально как бы вводить в его жизнь те ценности, которые на их взгляд, из соображений престижа, или каких-то теорий, или каких-то собственных догадок, на их взгляд было бы полезно для ребенка делать.
00:14:54 Раз уж он сам не может понять, чего он хочет, тогда просто пусть делает то, что хотим мы. В какой-то степени и какое-то время такое воспитание может работать, но позже оно приводит к достаточно серьезному конфликту. Потому что ребенок воспринимает такого рода поддержку, такого рода опеку, как, в основном, как насилие. Потому что если я не хочу то, что мне дают, по одной простой причине, что я в общем-то сам не могу понять, чего я хочу и мешают мне понять те же люди, которые требуют от меня, чтобы я понял чего я хочу, чтобы я обозначил свои желания. И главной причиной является то, что я не могу их понять свои желания, потому что мне не дают возможности проявлять все эмоции правильным образом. Поэтому, когда нету возможности проявлять, это очень важное, как бы психологический момент, психологический закон, когда нет возможности проявлять негативные эмоции, это запрещено, когда на это наложено табу, ребенок теряет понимание своих желаний. Когда он теряет понимание своих желаний, то у него исчезает понимание ценности тех людей, которые, в общем-то, даны ему, его мать, отец, его близкие, даны ему судьбой, для того, чтобы он мог реализовать свои цели. Более того, он даже с течением времени перестает ценить собственное тело, которое является самым лучшим инструментом. То есть, только в человеческой форме жизни, веды говорят, человек может менять свою судьбу и достигать каких-то целей, которые прежде были для него недосягаемы.
00:16:47 Поэтому ребенок действует, начинает вести себя разрушительно. И мальчики, как я уже не раз упоминал, начинают действовать разрушительно в отношениях окружающих. А девочки, или те мальчики, которые имеют значительную часть влияния, как бы женских энергий по своей природе, они направляют эти разрушительные силы на себя, внутрь себя, теряя собственную, как бы самооценку. Поэтому для того, чтобы рассматривать эту цепочку, для того, чтобы был мотив сотрудничать, в обратном направлении анализируя это, мы хотим, как интересующиеся люди, взрослые, родители, интересующиеся альтернативными методами родительства, или принципами родительства, мы хотим, чтобы дети оставались личностями, при этом, и развивались как личности, при этом сотрудничали с нами. Потому что сотрудничество с нами, со взрослыми является главным способом обеспечить самим себе безопасность. Ведь дети, сотрудничая с нами принимают, говоря языком вед, прибежище у своих родителей. То есть, и служение в форме сотрудничества, оно обеспечивает детям необходимое покровительство, необходимую защиту в мире, которому они сами не способны ничего противопоставить во всех проявлениях, во всех вот этих проблемах, которые я перечислял, в решении этих проблем. То есть, им нужна наша поддержка – это факт. Но мотив сотрудничать исчезает тогда, когда дети перестают ценить присутствие, влияние и усилия родителей. И это естественно происходит тогда, когда ребенок сам не понимает, чего он хочет.
00:18:45 Я приводил этот пример, что если вы не знаете, куда вы хотите поехать, то вы можете… Есть такая шутка: «Если ты не знаешь, куда ты хочешь попасть, то ты можешь добраться туда чем угодно». То есть, любой вид транспорта хорош для человека, который не знает, куда он едет. Но и отношение, ценность, восприятие ценности этого транспорта у него будет не очень велика. Поэтому, ребенок не способен понять исключительные ценности, исключительного статуса своих родителей, если он сам не понимает собственных желаний. Поэтому, когда ребенок проявляет негативные эмоции, родители из ложной ответственности, это главный, в общем-то, мотив. То есть, когда тревогу поднимают непосредственно самые близкие родственники – бабушки, дедушки, или соседи, или другие матери, с большим, как они считают, опытом воспитания детей, видя проявление эмоций ребенка, они начинают говорить что-то вроде: «Ты должна это прекратить. Ты должна выбить из него это, или из нее это. Потому что, что из него, или из нее вырастет? Если он сейчас тебе такие истерики, если сейчас он на тебя голос повышает, то знаешь, когда он вырастет, то ты будешь, еще поплачешь горькими слезами». То есть, примерно, примерно такого содержания наставления приходится слышать родителям. Из-за этого чувство ложное ответственности, или под влиянием ложной ответственности. То есть, ложная ответственность означает, что мы берем на себя слишком много. Мы берем на себя слишком много. Хотим проконтролировать, в отношении 3-хлетного ребенка мы хотим вести себя так, чтобы четко выставить прицел до конца его жизни, чтобы попасть в точку, чтобы он прожил жизнь ответственным и способным контролировать свои чувства, и аскетичным, и так далее. Мы делаем это, не учитывая все нюансы его природы, и все нюансы судьбы ребенка. Поэтому мы пытаемся здесь имитировать Бога в судьбе ребенка.
00:20:58 Поэтому, эта ложная ответственность приводит к тому, что родители действительно начинают подавлять проявления эмоций в ребенке, считая, что это связано с его дурных характером или неправильным воспитанием. Стало быть, нужно исправить характер ребенка, либо нужно изменить методы воспитания, то есть, сделать их более жесткими. Но на самом деле это приводит, такое подавление приводит, как я уже говорил, к потере понимания своих желаний. И когда ребенок теряет понимание своих желаний, он теряет понимания ценности родителей, которые могут быть очень сильными, более разумными, и главное, родными. Из 6 миллиардов, будучи теми людьми, которых действительно беспокоит судьба этого ребенка. Тем не менее, ребенок отказывается сотрудничать, бездействует, или просто сопротивляется даже, что вызывает большое, в этом случае вызывает еще большее беспокойство родителей. И фраза «Что же из него, или из нее, в конце-концов, вырастет?» звучит все в большем и больше, все чаще и чаще, все с большим и большим беспокойством.
00:22:18 В чем главный принцип того, как относиться к негативным эмоциям детей, если мы с вами, проанализировав это, пришли к заключению: избежать проявления негативных эмоций невозможно. Дети, которые не проявляют негативных эмоций, на самом деле находятся в опасности. Они могут потерять вкус, интерес к жизни, могут потерять энтузиазм. Именно по той причине, что они потеряли, порвалась, как бы нарушена связь с желаниями и стремлениями, заложенными в природе ребенка. Поэтому, главный принцип таков, что эмоции – это сила, большая сила, если они не проявляются, если не дать им правильной здоровой возможности, ну как бы выйти, проявиться, то будучи направлены вовнутрь, они уничтожают способность проявлять позитивные эмоции. Будучи силой, или учитывая то, что это огромная сила негативные эмоции, для родителей главной задачей является дать проявить эти эмоции, но не поддаваться влиянию этих эмоций.