Диалектические модальности в контексте
Творительная модальность возникает всякий раз, когда протагонист появляется на горизонте общения или меняет тему:
— (входя в дверь) Как всегда, веселимся? (твор)
С точки зрения использованных маркеров, последняя трансляция — осуществительная, но ситуация (неожиданное появление протагониста) делает ее творительной.
— Мы пойдем со мной завтра к моим родителям, Вольдемар?
— (оживленно) Ты представляешь, у меня на работе сегодня такой смешной казус произошел — мы прямо лопнули от смеха! (твор)
Не только смена темы, но даже просто внезапный, немотивированный, нестандартный ее поворот, использование яркого, неожиданного эпитета, сравнения или стилистического приема активизируют Творительный архетип и нередко придают трансляции творительную модальность, хотя ее маркеры могут быть осуществительными или растворительными:
— Кто тебе особенно понравился в зоопарке?
— Макака. (кривляется и делает резкие жесты руками и телом) Очень уж на тебя похожа. (твор)
— Ты не просто балбес, Евтихий — ты (медленно, торжественно) ОЛУХ ЦАРЯ НЕБЕСНОГО! (твор)
— (без подготовки) (трагично) А вчера умерла Сабина Северьяновна. (твор)
Несмотря на то, что в последней трансляции есть два растворительных маркера (стилистический — интонация, и когнитивный — слово «умерла»), эта трансляция будет первично воспринята в творительной модальности — во-первых потому, что это новость, а во-вторых, поскольку протагонист без подготовки переменил тему.
Осуществительная модальность свойственна трансляциям, составляющим часть заведенного, привычного, ритуального разговора или иного действия, участники которого хорошо знают последовательность взаимодействий, так что все их трансляции для них предсказуемы. Таковы, например, утренние приветствия членов семьи, повторяющиеся от дня ко дню:
— (открывая глаза) Доброе утро, Вольдемар. (осущ)
— Как спалось, Анастасия? Тебя не мучали кошмары? (осущ)
— Ты представляешь, нет! Только ты иногда толкался. (осущ)
— Извини, я больше никогда не буду. (встает с кровати) (осущ)
Несмотря на представленные в трансляциях последнего диалога творительные и растворительные маркеры, он для участников — чисто осуществительный, так как повторяется каждое утро без изменений.
Другой пример: любовница со стажем в минуту ссоры заявляет своему любимому:
— Наверное, я тебе вконец надоела! (осущ)
По маркерам эта трансляция — растворительная, но для партнеров она — осуществительная, так как является символом и служит регулярным средством управления течением парного сюжета (любимый начинает оказывать своей избраннице определенные знаки внимания, а она смягчается).
Растворительная модальность свойственна трансляциям, фактически завершающим тему или разрушающим ситуацию общения:
— (решительно) Договорились, Казимир. (раст)
— Ты должен меня понять, Вольдемар: я женщина, и мне иногда нужно пройтись по магазинам... особого рода, не для мужчин.
— (гневно) В таком случае я отправлюсь в зоопарк! (раст)
Последняя трансляция по маркерам может показаться творительной (вводится новая тема), но ее истинное (психологическое) назначение — прервать тему, развиваемую протагонисткой, и потому модальность этой трансляции — растворительная.
Отсутствие должной реакции на слова протагониста — также чаще всего растворительная трансляция:
— (сыну, с энтузиазмом) А хочешь, Андрон, я научу тебя танцевать вальс?
— (пожимает плечами) (равнодушно) Зачем? (раст)
— (пылко) Анастасия, я тебя обожаю!
— (философски) Некоторые мужчины очень подвержены эмоциям. (раст)
— А что ты будешь делать, когда я умру, Вольдемар?
— ? (не знает, что и сказать) (раст)
Упражнение 5. Придумайте, если это возможно, ситуации, где следующие реплики и пять реплик по вашему выбору имеют следующие модальности: а) творительную, б) осуществительную и в) растворительную.
1. — Я вас понимаю, Донат Дормидонтович.
2. — Давайте, Эсфирь, не будем метать бисер перед свиньями.
3. — Агния, эта юбка сзади практически не видна.
4. — Акулина Мануиловна, ваш сын — прелесть!
5. — (в восторге хлопает в ладоши)