Игроки показывают себя с лучшей стороны — любезными и великодушными
- 25 минут -
1. Участники делятся на подгруппы по три человека. Партнерами по возможности должны стать люди, которые еще не знают друг друга либо знакомы совсем немного.
2. Скажите приблизительно следующее: «Сейчас вам предоставится случай познакомиться друг с другом. Вероятно, вы захотите использовать это время для того, чтобы рассказатьчто-тоосебе и о своей жизни. Попробуйте рассказать друг другу то, что обычно не говорят, когда видят человека в первый раз. Одним словом, попытайтесь действительно хорошо узнать друг друга за каких-то 10 минут». (Поскольку на выполнение этого задания отводится всего 10 минут, у каждого игрока есть чуть больше 3 минут на рассказ о себе.)
3. После этого начинается следующий этап игры. Скажите игрокам примерно следующее: «А теперь представьте, будто вы встретили своего лучшего друга или подругу и рассказываете ему (ей) о тех двух людях, с которыми только что познакомились. Постарайтесь охарактеризовать этих людей и свое впечатление о них с положительной стороны. Например, ваша речь могла бы звучать так: «Я только что встретил двух интересных людей. Петя — энергичный молодой человек, открытый и искренний. Я думаю, мне будет легко ладить с ним. Маша — девушка с прекрасным чувством юмора. Она умеет внимательно выслушать другого человека. Еще мне нравится ее мягкая улыбка. По-моему, с ней легко вести разговор». На выполнение этого задания отводится б минут, следовательно, у каждого игрока в трио есть 2 минуты на характеристику своих партнеров.
4. В конце игры вся группа собирается вместе. Каждого участника представляют его партнеры, с которыми он недавно был вместе. Это представление может быть весьма лаконичным. Данный участник коротко благодарит партнеров и добавляет к сказанному то, что кажется ему особенно важным.
Замечания |
В большинстве случаев члены группы получают удовольствие, когда слышат положительные отзывы о себе, даже если испытывают при этом легкое смущение. Это упражнение способствует налаживанию доверительных отношений в группе и повышает самооценку участников.
Правда и вымысел
Участники игры услышат много интересных историй - 60 минут -
1. Вы можете сами начать игру и рассказать группе три короткие истории из своей жизни. При этом две из них должны быть настоящими, а одна вымышленной. Группа пытается выяснить, какая история выдумана.
2. Если Вы выбрали короткий вариант данной игры, то исследование историй должно быть недолгим. Участники все вместе решают, какие истории были истинными, а затем рассказчик сообщает, какая из историй в действительности была вымышленной. После этого настает очередь нового участника.
3. Если же Вы остановились на полном варианте игры, то группе хватит времени на то, чтобы расспросить рассказчика более подробно. Каждый игрок может задавать вопросы, которые помогут ему понять, какая из историй была придуманной, и обосновать свое мнение. Часто членам группы нравится подобная возможность выяснить суть дела. Время, отводимое на вопросы и комментарии, составляет от 5 до 10 минут.
Замечания |
Имейте в виду, что, если среди рассказываемых историй есть действительно интересные, необычные, из ряда вон выходящие, это может вызвать в группе довольно сильный резонанс. Иногда игроки бывают настолько ошеломлены услышанным, что весьма бурно выражают свои эмоции. Очень трудно и в конечном счете бесполезно пытаться прервать этот процесс. Дайте волю естественному интересу участников — и игра пройдет очень оживленно, хотя график работы будет сорван.
Игру рекомендуется проводить в небольших группах {желательно, чтобы количество участников не превышало десяти-двенадцати человек).
Комментарии
Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это «социальное эхо» помогает сориентироваться во вновь созданной группе - 45 минут -
Материалы---------------------------------------------------------- _-----
Вам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.
1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы.
2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
4. Те же действия повторяют еще раз.
5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:
• Удивил ли меня чей-либо отзыв?
• Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?
• Хочу ли я ответить на заданный вопрос?
• Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?
• Как я хочу выглядеть в группе?
• Моя восприимчивость — это, скорее, достоинство или недостаток? Варианты )
Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры.
Мой вклад
Члены группы могут поговорить о том, какой вклад они вносят в совместную работу - 30 минут -
Материалы-----------------------------------------------------------------
Вам понадобятся разноцветные нитки. Например, если в Вашей группе шестнадцать человек, то можно обойтись четырьмя цветами. Отрежьте от ниток каждого цвета по четыре куска длиной 50 см. Таким образом, каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.
4. В заключение Вы обходите круг и отрезаете для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, когда различные ресурсы объединяются друг с другом.
Привлекательная группа
На всем протяжении игры участники говорят друг другу комплименты - 45 минут -
Материалы ---------------------------------------------------------- ■---
Вам понадобятся бумага и карандаши.
1. Участники делятся на подгруппы по шесть человек. Каждый игрок старается выбрать в партнеры тех членов группы, которых он не знает или может оценить с трудом, тех, у кого другой темперамент, другой возраст и т. п.
2. Наконец все группы сформированы. В качестве небольшого введения в игру вы можете сказать следующее: «Часто мы видим самих себя совсем иначе, чем другие. Иногда мы особенно критичны по отношению к тому, как выглядим. Порой мы недовольны собой. Обычно мы свои самые строгие критики. Во многом это связано с тем, что другие люди не говорят о том, насколько они любят нас или расположены к нам. Увы, почему-то в нашем обществе не принято говорить друг другу комплименты».
3. Проведите небольшой тест на тему: «Кто из вас регулярно говорит другим людям о том, что ему особенно нравится в их внешности? Поднимите руки». (Обычно поднятых рук очень мало.)
4. Скажите участникам: «Сегодня мы поговорим о вещах, которые чаще всего обходим молчанием. Нам всем что-то нравится в нашей внешности, а что-то хотелось бы изменить. Я хотел бы, чтобы каждый из вас на какое-то мгновение задумался над тем, какие черты собственной внешности нравятся вам больше всего. Что вы находите в себе привлекательным и симпатичным?» Дайте игрокам 30 секунд на обдумывание вопроса.
5. Следующее задание: «Теперь я хотел бы, чтобы вы огляделись вокруг себя и отметили в каждом члене группы какую-то особо привлекательную деталь внешности. Затем запишите на листе бумаги имена членов группы и те черты, которые вам понравились. У одного это будут волосы, у другого — глаза, у третьего — выразительные руки и т. д. Когда вы будете составлять список, не забудьте включить в него себя и записать, что именно вам нравится в собственной внешности. Поскольку мы не привыкли обсуждать с другими людьми подобные вещи, возможно, сначала вы будете испытывать некоторые затруднения при выполнении задания, но вскоре это чувство пройдет, и тогда вы сможете получить удовольствие от игры». На выполнение этой части задания отводится 3-5 минут.
6. Теперь члены каждой небольшой группы могут сконцентрировать свое внимание на ком-то одном из них, чтобы рассказать, что им нравится в его внешности. В конце каждого круга получивший «подпитку» участник говорит окружающими о том, что ему самому нравится в его внешнем виде.
7. Когда все участники получили «положительный заряд», группа снова собирается вместе, чтобы подвести итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:
• Что удивило вас в этой игре?
• Как вы чувствуете себя теперь?
• Легко ли было говорить или выслушивать комплименты?
• Испытывали ли вы смешанные чувства?
Пишем гимн
Предоставьте участникам игры занятную возможность посмотреть на себя с новой точки зрения - 30 минут -
Материалы ---------------------------- —---------------------------------
Вам потребуется бумага и карандаши.
Замечания J
Игру следует проводить в не очень больших (от двенадцати до четырнадцати человек) группах. Во время игры участники должны помнить о важнейших предпосылках успеха — юморе, жизнерадостности и толике самоиронии.
Подарки
Вручать подарки — старая традиция, но в этой игре она выглядит совершенно по-новому - 20 минут -
1. Группа садится в круг.
2. Коротко и с юмором скажите несколько слов о том, как важно дарить подарки, чтобы завоевать благосклонность других людей, что это единственная в своем роде возможность расположить их к себе и завоевать доверие.
3. Попросите одного из участников начать игру. Игрок встает, подходит к любому другому участнику и вручает ему вымышленный подарок. Передача подарка состоит из вербальной и невербальной частей. Первый игрок может сказать несколько комплиментов и объяснить, почему он дарит подарок. Но он не должен прямо называть то, что он дарит. С другой стороны, ему надо как можно более правдоподобно с помощью мимики и жестов показать, какой формы подарок, большой он или маленький, насколько тяжелый и т. д.
4. Затем, также используя только мимику и жесты, человек, получивший подарок, должен показать, как он его принимает и при необходимости распаковывает. Он должен решить, что это такое, поблагодарить за подарок, четко и выразительно рассказать, что ему подарили. После короткого диалога первый игрок возвращается на место.
5. Игрок, получивший подарок, встает и направляется к какому-либо другому члену группы, чтобы в свою очередь сделать подарок ему.
6. Важно подчеркнуть, что дарители должны в любом случае соглашаться со всем, что назовет принимающий подарок игрок, и во время диалога ориентироваться именно на это.
7. Игрок, принимающий подарок, абсолютно свободен в том, как определить этот подарок. Это может быть какой-то предмет, но может быть и некое абстрактное качество.
8. Участники должны позаботиться о том, чтобы не был забыт никто. При этом каждый может получить только один подарок. Ведущему также стоит принять участие в этой игре.
Варианты J
Вы устраиваете вымышленный день рождения. Именинник — ведущий. Он получает подарки от всех членов группы, при этом они называют то, что дарят. В заключение ведущий говорит о том, что больше всего хотел бы получить на самом деле. (Разрешается назвать что-то одно.) Игрок, чей подарок назван, становится следующим именинником.
Десять вопросов