Й день: разработка программы реализации
- Рефлексия предыдущего дня: каковы основные различия в предлагавшихся пу
тях решения проблем? Какие позиции разных групп и лиц выявились в ходе дис
куссий? Какие различия проявились в нашей группе? Как нас восприняли дру
гие группы? В чем причины расхождений? Насколько удалось их преодолеть?
- Характеристика ситуации в среде внедрения с точки зрения его перспектив:
что будет способствовать успеху внедрения (осознание необходимости пе
ремен, привлекательные стороны проекта изменений и т. п.). Какие катего
рии работников, лиц будут наиболее заинтересованы во внедрении данного
проекта изменений? Что будет препятствовать его успеху (кто-то заинтере
сован в сохранении существующего положения, недоверие к переменам во
обще и к предлагаемым в частности, затраты и т. п.). От каких категорий ра
ботников, лиц можно ожидать наибольшего сопротивления внедрению про
екта? Как им компенсировать вероятные потери? Столбики факторов (спо
собствующих и препятствующих).
- Доработка результата. Образование "группы доводки": выделение в составе
участников работы (критерии, численность, структура); постановка задачи
группе доводки проекта до внедряемого состояния (адресат - заказчик), ха
рактер и форма конечного документа, сроки, место работы). Взаимодействие
с экспертной группой. Роль консультантов. Задание "группе доводки".
- Реализация результата. Стратегия экспертной группы в последующий пери
од: взаимодействие с "группой доводки"; информирование "заказчика" о
предварительных результатах, подготовка проекта приказа (постановления,
решения и т. п.). Как опереться на заинтересованный контингент? Что счи
тать внедрением? Участие консультантов. Роль других авторов найденных ре
шений.
Заключение:обмен высказываниями: что представляла собой наша работа? Насколько успешно она прошла? Какие были трудности во взаимодействии между ее участниками? Насколько перспективна эта форма поиска решений? Можно ли было получить не меньшей ценности результаты традиционными методами (совещания, собрания, приказы и пр.)?
Пленарное собрание участников:
- доклады групп (с визуализацией);
- обсуждение и сравнение их;
- выводы.
Экспертная группа(формируется на 2-й или 3-й день)
- Взаимное знакомство: консультант, другие участники. Правила групповой
работы.
- Суть нашей задачи: чего мы ждем в конце данной работы? Продукты и ре
зультаты. Насколько важна поставленная задача? Как мы сами ее понима
ем? Насколько соответствует ей состав участников? Можно ли было решить
эту задачу традиционными методами (совещания, собрания, приказы и т. д.)?
- "Мы и другие": что представляют собой другие группы участников этой ра
боты? Каковы наши статус и роль по отношению к ним? Каковы отношения
между другими группами в повседневной реальности?
- Образ заказчика: кто будет принимать результат нашей работы? Глава ком
пании? Подразделения? Кто из них предпочтительнее? Каковы их предпоч
тения в данной задаче? Схема: оргструктура заказчика.
- Образ результата: каким должен быть продукт, чтобы быть одобренным и
принятым заказчиком? Насколько возможен такой продукт при имеющемся
составе участников и за такое время? Схема: требования заказчика.
- Критерии оценки для выработки искомых продукта и результата: как мы бу
дем оценивать работу групп на разных стадиях (ожидаемые стереотипы и
варианты)? Радикальность - реализуемость, новизна - понятность, долго
срочные и близкие эффекты и прочие. Возможна ли система критериев, их
иерархия? Форма и линия нашего поведения на пленарных собраниях (выс
тупления, взаимодействия между собой и пр.). Схема: система критериев
оценки результатов групповой работы.
Заключение:обмен высказываниями - "насколько эффективно работала наша группа сегодня".
Далее экспертная группа работает в режиме отбора предпочитаемых решений на пленарных собраниях и между ними.
Эта часть - не просто часть. Она бесконечное целое, нарастающее от новых и новых добавлений, управленческих задач и консультационных продуктов к ним. Здесь Вы увидите, как технологизация сочетается с живой методологией в реальном консультационном процессе.