Глава 13. Экологическая этика 285
— ----------------------------------------- 1—i------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- i_______________________________________________
роде в учениях ряда авторов стало прямой причиной экологических бедствий в XX веке. Идеи и учения создают определенный интеллектуальный и психологический контекст для принятия решений в экономике и технике, но ответственность за эти решения лежит на тех, кто их принимает.
Вторая группа ценностных установок заключается в поклонении природе, ее романтизации, стремлении «сотрудничать» с ней. Эта система также всегда была представлена в общественном сознании, но доминирующей являлась в древних культурах. При всей своей полярности указанные ориентации имеют между собой и некоторую общность: природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.
Современная экология ставит вопрос о таком уровне нравственного сознания, без которого невозможно обеспечить длительное и устойчивое взаимодействие человека с природой. «Традиция сотрудничества» идет дальше и претендует на еще более высокий уровень нравственности, пытаясь соотнести представления об общности блага для человека и природных существ с идеями об общности целей их взаимодействия и развития. При этом вопрос об «освобождении природы» или «освобождении животных» внутренне связан с вопросом об освобождении человека. С другой стороны, если считать, что «сотрудничество» с природой имеет целью взаимно скоординированное развитие человека и природы, то совершенствование природы нуждается в тщательной работе самого человека с ее возможностями, а это, в свою очередь, требует от него особого умения, то есть совершенного мастерства в овладении и господстве. Поэтому противопоставление «традиции управления» и «традиции сотрудничества» сегодня не имеет особого смысла.
Коренное изменение морально-эстетической оценки природы, которое соответствовало бы коэволюции общества и природы, состоит в том, чтобы научиться видеть в природе ценность культуры. Это означает, что гуманизм человека в той же мере должен проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях. Более того, гуманизм как принцип общественной связи между людьми приобретет завершенный вид только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой.
286 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
1-3.2. Экологическая этика: сущность, предмет, основные задачи и проблемы
Сегодня способность человечества отказаться от позиции вседозволенности в отношении к природе во многом зависит от нашей экологической культуры.Поэтому проблема формирования экологической культуры, постепенно становящаяся приоритетной, должна найти отражение в системе воспитания и образования, в развитии науки и искусства, политики и идеологии, основанных на современной гуманистической этике.
Если культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих общественный прогресс, то экологическая культура — это обеспечение прогресса общества, гарантирующее оптимальное состояние природной среды. Если в целом культура отражает меру преодоления человеком природного начала путем его познания и освоения, то экологическая культура обусловливает взаимное соответствие социальной деятельности и законов природной целостности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как ее жизнепригодность.
Экологическая культура включает в себя экологическое сознание, безопасную и даже благоприятную для природного равновесия технологию деятельности, а также этические нормы и ценности, навыки поведения, моральные взгляды и чувства людей. При этом если под экологическим сознанием мы условимся понимать теории, идеи, представления, отражающие ценностно-мировоззренческое отношение людей к природе, то можно утверждать, что ядром экологической культуры является преломленное в моральных критериях экологическое сознание.
Таким образом, новое отношение к природе предполагает расширение традиционного предметного поля морали за счет включения в него природы как равноправного субъекта. Совершенно правомерно этот процесс связывают со становлением экологической этики,которая выступает на современном этапе своеобразной мерой сущности человека и его достоинства.