Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ 373
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ 373
Однако и романтики начала XIX века тоже считали глубокую дружбу большой редкостью. По словам немецкого писателя Л. Тика, все люди любят, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». А. Шопенгауэр восхищался дружбой и в то же время сомневался в ее существовании: «Истинная, подлинная дружба предполагает сильное, чисто объективное и вполне бескорыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительное отождествление себя с другим. Это настолько идет вразрез с эгоизмом человеческой природы, что истинная дружба принадлежит к вещам, относительно которых... остается неизвестным, принадлежат ли они к области басен или действительно где-нибудь существуют».
Гуманисты эпохи Возрождения обращались к античным образцам дружбы, но и античные авторы горько сетовали на оскудение человеческого общения.
Так когда же была «настоящая дружба», и была ли она когда-нибудь вообще? В европейской культурной традиции царством подлинной дружбы издавна считалась античная Греция.
Древнегреческое слово philia, часто переводимое как дружба, не имеет точного соответствия в современных европейских языках, обозначая не только «дружбу», но и «дружественность», «расположение». Словом этим мы обязаны Пифагору, который называл дружбой единение всего со всем, в том числе человека с человеком. В чем-то аналогично пифагорейской дружбе конфуцианское «жэнь» (человечность): это то свойство натуры человека, благодаря которому он оказывается связанным со всем — с людьми, животными, природой.
Слово philos — друг имело и значение обладания — «свой». Так, например, назывались все, кто жил в доме Одиссея, кого он мог считать «своим». Чужой человек оказывался «своим», если его принимали в члены семьи или племени.
Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей, создал Аристотель, подвергший дружбу философско-эстетическому и психологическому анализу. Дружба, по Аристотелю, — величайшая ценность, самое необходимое для жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.
Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но, в то же время, дружбу питают к другу «во благо самого себя», ибо, «если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг». Поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством само-познания: «Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга». Ближе друга у человека никого нет, считает Аристотель, поэтому количество друзей имеет пределы: близкая дружба — это дружба с немногими.
По сути, Аристотель сформулировал все важнейшие вопросы психологии и этики дружбы, рассматривая ее как особый вид эмоциональной привязанности.
Итак, дружба — древнейшее понятие, в которое каждая эпоха привносит что-то новое. Неизменным остается одно: во все времена дружбу считали одной из высших ценностей в жизни человека. С чем связано такое отношение? Ответ следует искать в самом определении понятия дружбы.
Этика определяет дружбукак близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения своей цели, дружба — отношение самоценное, само но себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу».
В отличие от кровно-родственной связи, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба — индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego (другим Я).
Таким образом, дружба предполагает наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разнос?пороинему общению. Большая близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, усугубляют и делают еще строже такие ее критерии, как беско-
374 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
рыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.
Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы: он знает — в трудную минуту друг никогда не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная требовательность и принципиальность, делая дружбу активной силой, могут привести к большим творческим успехам, ибо способствуют самосовершенствованию каждого из друзей. В этом глубокий жизненный смысл и нравственная ценность дружбы. Поэтому требовательность в дружбе обоснована, ведь дружба — своеобразный показатель ценности человеческих качеств.
Не каждый человек может быть другом: вряд ли кто-то захочет дружить с человеком грубым, чванливым, заносчивым, не доставит удовольствия дружба с человеком малокультурным, ничем не интересующимся. К другу мы предъявляем самые высокие требования, правда, требования, предъявляемые нами к самим себе, далеко не всегда так высоки; недостатки друга мы видим, а свои — нет. Из-за этого и возникают обиды, столкновения, конфликты.
Общение друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, умение хранить тайну. Отсутствие этих качеств разрушает отношения. Также очень высоко ценят великодушие, отходчивость, умение простить необдуманный поступок.
Настоящая дружба редко возникает сразу. Обычно ей предшествуют поиск, неудачи, непрочные контакты. Существуют ли какие-то «правила» или «законы» дружбы! Попытаемся их сформулировать. Во-первых, пик дружбы, когда она является исключительной, интенсивной и эмоционально значимой, приходится, как правило, на юность и раннюю молодость, школьные и студенческие годы. Это самый благоприятный возраст для установления интересных и прочных контактов. Во-вторых, прежде чем подружиться, надо сначала почувствовать симпатию к человеку, желание с ним знакомиться и общаться. Если этого ощущения нет, то лучше быть сдержанным и от предложенного
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ ЪТЬ
знакомства уклониться, ведь симпатия для дружбы должна быть взаимной.
В-третьих, одной взаимной симпатии для дружбы мало. Нужно еще и общее дело. Или, по крайней мере, общие интересы.
В-четвертых, первым шагом в установлении дружеских отношений не обязательно должен быть личный контакт. Знакомство и дружба могут начинаться и с письма.
В-пятых, не исключено, что дружба может начинаться с конфликта.
В-шестых, очень важно в самом начале дружбы не обмануться в своих чувствах: человек должен чувствовать, что он нужен другому.
Как же практически происходит выбор друзей? Еще Платон задавался вопросом: что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение отсутствующих у него самого качеств. Пожалуй, одинаково справедливы оба мнения. Понимание друга как «другого Я» предполагает сходство между ними: люди, существенно расходящиеся во мнениях, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ego — это не просто второе Я, а именно другое Я: друзья призваны не дублировать, а обогащать друг друга.
Возникновению дружбы способствуют прежде всего общность взглядов, интересов, идеалов, жизненных целей. И если основой дружбы являются их близость или совпадение, то дружба нередко продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути. Необходимыми условиями становления дружбы являются также взаимное уважение, личная симпатия и привязанность друг к другу. Однако реальные дружеские отношения не развиваются автоматически, по одной и той же траектории. Дружба — психологически очень тонкое, сложное отношение. А это значит, что о сохранении дружбы надо заботиться. Так, будучи наиболее глубоким, интимным отношением, дружба обязательно предполагает доверие, проявляющееся в открытии другому собственного Я, своих тайн, намерений, состояний, то есть в самораскрытии.
Самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что именно, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает. Степень самораскрытия в общении с посторонним человеком, родителями, близким другом неизбежно будет разной. Максимум самораскрытия достигается именно в общении с друзьями. Хотя здесь также имеются свои пределы.