Раздел II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Вопросы к экзамену по Общей психологии (часть 1)

Для студентов 1 курса направления подготовки 37.03.01 Психология

Учебный год

Очная форма обучения

В экзаменационный билет включаются задания 3 типов:

- теоретический вопрос (из перечня)

- 3-4 понятия на выбор (из перечня)

- обсуждение конспектов по первоисточникам (из перечня).

Теоретические вопросы

1. Особенности психологии как науки. Соотношение житейской и научной психологии.

2. История становления и развития науки: основные этапы и их характеристика.

3. Основные психологические школы и направления: поведенческая психология.

4. Основные психологические школы и направления: глубинная психология.

5. Основные психологические школы и направления: гештальт-психология.

6. Основные психологические школы и направления: гуманистическая психология.

7. Основные психологические школы и направления: когнитивная психология.

8. Основные психологические школы и направления: отечественная психология.

9. Современная психология: предмет и задачи. Связь психологии с другими науками.

10. Круг явлений, изучаемых современной психологией. Общепсихологическая проблематика.

11. Структура современной психологии. Общая психология и другие отрасли психологии.

12. Цели, задачи, принципы построения системы знаний в общей психологии.

13. Основные методы сбора данных в психологии.

14. Природа психического. Основные формы отражательной деятельности.

15. Особенности психического отражения.

16. Психика и мозг. Физиологические основы психической деятельности.

17. Возникновение и развитие психики животных: гипотеза А.Н. Леонтьева. Стадии развития психики по К. Э. Фабри.

18. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения в психике животных.

19. Происхождение и сущность сознания человека. Формирование высших психических функций (Л.С. Выготский).

20. Структура сознания человека: основные подходы.

21. Неосознаваемые психические процессы. Их структура и общая характеристика.

22. Психология самосознания личности.

23. Психология деятельности.

24. Характеристика основных видов деятельности.

25. Психология личности. Подходы к изучению личности в психологии.

26. Развитие личности в онтогенезе.

27. Понятие об ощущении. Рефлекторная природа ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Виды, свойства ощущений. Общие закономерности ощущений.

28. Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Свойства восприятия. Классификация восприятий. Виды восприятия.

29. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Функции внимания. Виды, свойства внимания. Развитие внимания.

30. Теории внимания в психологической науке.

31. Память в структуре личности. Физиологические основы памяти. Функции памяти. Процессы памяти. Виды и типы памяти.

32. Психологические теории памяти. Законы памяти.

33. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Особенности мышления.

34. Классификация видов мышления. Виды мышления. Качества ума.

35. Психологические теории мышления.

36. Понятие о языке и речи. Физиологические механизмы речевой деятельности. Единство мышления и речи. Виды речи. Развитие речи.

37. Понятие о воображении. Физиологические основы воображения. Виды воображения и их характеристика. Приемы создания творческих образов.

38. Теории воображения в психологии.

Понятия

1. Психология

2. Наука

3. Субъект

4. Объект

5. Субъективная реальность

6. Закономерность

7. Детерминизм

8. Развитие

9. Система

10. Бихевиоризм

11. Стимул

12. Психоанализ

13. Сознание

14. Бессознательное

15. Индивидуальная психология

16. Архетипы

17. Аналитическая психология

18. Гештальт-психология

19. Инсайт

20. Гуманистическая психология

21. Самореализация

22. Когнитивная психология

23. Схема (скрипт)

24. Отечественная психология

25. Психика

26. Психические процессы

27. Психические состояния

28. Психические свойства

29. Методология

30. Метод

31. Методика

32. Наблюдение

33. Эксперимент

34. Беседа

35. Опрос

36. Интервью

37. Анкетирование

38. Тестирование

39. Метод анализа продуктов деятельности

40. Метод обобщения независимых характеристик

41. Биографический метод

42. Лонгитюд

43. Эмпирические методы

44. Организационные методы

45. Общая психология

46. Педагогическая психология

47. Организационная психология

48. Юридическая психология

49. Возрастная психология

50. Социальная психология

51. Психология труда

52. Дифференциальная психология

53. Психогенетика

54. Психофизиология

55. Клиническая психология

56. Патопсихология

57. Нейропсихология

58. Зоопсихология

59. Психическое отражение

60. Адаптация

61. Раздражимость

62. Чувствительность

63. Поведение

64. Навык

65. Инстинкт

66. Сознание

67. Самосознание

68. Личность

69. Я-концепция

70. Самооценка

71. Уровень притязаний

72. Произвольность

73. Опосредованность

74. Отражение

75. Рефлексия

76. Деятельность

77. Потребность

78. Мотив

79. Цель

80. Действие

81. Операция

82. Навыки

83. Умения

84. Привычка

85. Автоматизм

86. Динамический стереотип

87. Ведущая деятельность

88. Социальная ситуация развития

89. Социализация

90. Направленность

91. Интерес

92. Ценности

93. Мотивация

94. Опыт

95. Внимание

96. Непроизвольное внимание

97. Произвольное внимание

98. Послепроизвольное внимание

99. Установка

100. Концентрация

101. Устойчивость

102. Объем

103. Переключение

104. Распределение

105. Память

106. Ассоциация

107. Припоминание

108. Воспроизведение

109. Мнемическая направленность

110. Мнемотехника

111. Реминисценция

112. Ощущение

113. Анализатор

114. Синестезия

115. Сенсибилизация

116. Сенсорная адаптация

117. Порог чувствительности

118. Восприятие

119. Апперцепция

120. Иллюзии восприятия

121. Перцептивная деятельность

122. Мышление

123. Понятие

124. Суждение

125. Умозаключение

126. Анализ

127. Синтез

128. Классификация

129. Абстрагирование

130. Конкретизация

131. Сравнение

132. Дискурсивное мышление

133. Интуитивное мышление

134. Наглядно-действенное мышление

135. Наглядно-образное мышление

136. Абстрактно-логическое мышление

137. Интеллект

138. Воображение

139. Воссоздающее воображение

140. Творческое воображение

141. Креативность

142. Мечта

143. Грёза

144. Агглютинация

145. Гиперболизация

146. Креативность

147. Речь

148. Язык

149. Внутренняя речь

150. Внешняя речь

151. Экстериоризация

152. Интериоризация

Первоисточники для обсуждения:

Гиппенрейтер Ю.Б. О соотношении научной и житейской психологии.

Ланге Н.Н. «К проблеме внимания»

Добрынин В.Н. "О теории и воспитании внимания".

Выготский Л.С. "Развитие высших форм внимания в детском возрасте"

Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти

Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание

Коффка К. "Восприятие: введение в гештальт-теорию"

Креч Д., Кранчфилд Р., Ливсон Н. "Восприятие движения и времени"

Запорожец А. В. "Развитие восприятия и деятельность".

Леонтьев А.Н. «Мышление»

Рубинштейн С.Л. «О природе мышления и его состояния»

Вертгеймер М. «Продуктивное мышление»

Джемс У. «Воображение»

Натадзе Р.Г. «Воображение как фактор поведения»

Список первоисточников будет уточняться на занятиях!

Преподаватель А.В. Горбушина

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Общее представление о психологии как науке

Общая характеристика психологии как науки. Понятие предмета и объекта науки. Своеобразие явлений действительности, обозначаемых термином «психика». Примеры явлений, которые изучает современная психология. Первоначальный смысл понятия «психология» и причины его современной трансформации.

Особенности психологии: сложность, слияние объекта и субъекта, уникальность практических следствий. Соотношение и отличительные особенности научной и «житейской психологии» (уровень обобщенности, степень рациональности и осознанности, способ передачи знаний, методы получения знаний, объём фактического материала).

Тема 2. История предмета психологии

Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Душа как предмет исследования. Развитие идеалистических и материалистических представлений о душе в эпоху античности, средневековья. Переход к изучению сознания (Р. Декарт, В. Вундт, У. Джеймс). Метод интроспекции. Общее представление об ассоциативной психологии. Бихевиоризм как наука о поведении (Дж. Уотсон, К. Холл, Б. Скиннер). Глубинная психология (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Теория и практика психоанализа. Гештальт - психология и ее идеи о целостности и структурной организованности психического (М. Верхеймер, В. Келер, К. Левин). Гуманистическая психология как ориентир на уникальность человеческой личности (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс). Когнитивная психология (Дж. Брунер, Р. Аткинсон, У. Найссер). Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Тема 3. Современная психология: предмет, задачи, структура

Современные представления о предмете психологии. Задачи современной психологии. Место психологии в системе наук. Философия как методология психологии. Связь психологии с гуманитарными науками: педагогикой, социологией, историей, юриспруденцией. Психология и естественные науки: математика, биология, физиология, медицина, физика, кибернетика.

Структура современной психологии. Классификация отраслей современной психологии и их краткая характеристика. Теоретические и прикладные дисциплины: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психофизиология, сравнительная психология, психология труда, юридическая психология, медицинская психология и др. Место и роль общей психологии в системе психологических знаний. Значение общей психологии для практической деятельности психолога.

Тема 4. Методы психологии

Понятие о методе науки. Методология как учение о методе. Естественно - научный и гуманитарный подходы к познанию человека. Основные методологические принципы отечественной психологии. Принцип детерминизма, принцип развития, принцип связи сознания и деятельности, принцип целостности. Классификация методов психологии.

Объективные методы исследования (естественно-научный подход). Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, анкета, тесты, моделирование. Отличительные особенности эмпирических методов, требования и условия использования, достоинства и недостатки.

Методы качественной и количественной (математико-статистической) обработки эмпирических данных по результатам исследования.

Методы описания и понимания психики человека: интроспекция, самоотчет, биографический метод, эмпатия, беседа как диалог, включенное наблюдение, идентификация, эмпатическое слушание, интуиция, герменевтика. Их отличительные особенности от объективных методов психологии.

Методы практической психологии (психотерапия, психотренинг, психологическое консультирование, психологическая коррекция и др.). Назначение, особенности, процедура проведения.

Организационные методы исследования: сравнительный метод (метод «поперечного среза»), лонгитюдный метод (метод «продольного среза»), комплексный метод.

Общие требования к подбору, применению, обработке и интерпретации данных психологического исследования.

Тема 6. Природа психического. Психика и мозг

Основные подходы к объяснению природы психического: идеалистический и материалистический. Функции психики. Психика как механизм отражения, адаптации, регуляции поведения и деятельности. Понятие отражения. Характеристика форм отражения в живом и неживом мире: физическое, биологическое, физиологическое, психическое. Особенности психического отражения: активность, субъективность, оценочность, критичность и др. Роль психики в эволюции живых существ.

Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния и свойства личности. Их сравнительная характеристика. Уровни психического отражения.

Естественно - научные основы психики в теориях российских ученых (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, А.А. Ухтомский). Общее строение нервной системы. Психика и мозг. Основные функциональные блоки мозга, их роль в управлении поведением. Функциональная система как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением. Психическое как функциональный орган.

Психофизиологическая проблема в психологии. История развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений. Принцип психофизического взаимодействия (Р. Декарт). Принцип психофизического параллелизма (В. Вундт). Современные подходы к решению психофизиологической проблемы. Доминанта как временный функциональный орган. Развитие идей о функциональных органах в работах А.А. Ухтомского, А.Н. Леонтьева.

Тема 7. Возникновение и развитие психики. Психика животных

Возникновение и развитие психики в филогенезе (возникновение психического отражения). Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении и развитии психики. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей. Объективный критерий психического. Условие возникновения психического отражения. Сенсорная и перцептивная психика в работах А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри.

Психика и поведение животных, уровни поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Ориентировочно-исследовательская деятельность животных как основа интеллектуального поведения. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения. Развитие психики и эволюция нервной системы.

Тема 8. Сознание человека. Его возникновение и сущность

Качественное своеобразие психики человека, ее отличие от психики животных. Возникновение и развитие сознания: основные подходы. Биологические предпосылки возникновения сознания. Общение и трудовая деятельность как основные социальные факторы развития сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций. Усвоение общественно-исторического опыта как путь развития человека. Отличительные особенности низших и высших психических функций.

Сознание человека и его сущность. Сознание как осознанное бытие. Признаки и свойства сознания. Единство сознания и деятельности. Сознание как психический процесс.

Структура сознания и его основные характеристики. Основные подходы к структуре сознания (З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Структура сознания по А.В. Петровскому. Практика сознания. Рефлексия и саморазвитие.

Сознание и бессознательное.Неосознаваемые явления в психике: понятия и их классификация. Неосознаваемые автоматизмы: первичные и вторичные автоматизмы, явление неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Формы проявления бессознательного (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы). Надсознательные процессы. Теоретические подходы к проблеме в исследованиях Н.А. Берштейна, Д.Н. Узнадзе, У. Джемса, З. Фрейда и др.

Раздел II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 1. Ощущение

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека: ощущения как источник познания, деятельности, эмоций и сознания. Рефлекторная природа ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Анализаторы как органы ощущений, их общее строение и функции. Функции ощущений.

Классификации ощущений: систематическая (интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные ощущения) и генетическая (эпикритическая, протопатическая чувствительность). Специфика зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений: характер отражения, рецептор, раздражитель и его отражаемые качества.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность (латентный период, инерция ощущения, последовательные образы), пространственная локализация. Чувствительность и ее измерение. Виды и пороги чувствительности (абсолютный нижний и верхний, разностный). Измерение абсолютной чувствительности.

Общие закономерности ощущений (адаптация и ее виды, сенсибилизация, синестезия и др.). Компенсаторные возможности ощущений.

Основные подходы к изучению ощущений. Рецепторная концепция И. Мюллера - идеалистический подход к проблеме ощущений. Рефлекторная теория ощущенийкак критика рецепторной концепции. Активность и объективность отражения в ощущениях. Условно-рефлекторный механизм ощущений (И.П. Павлов).

Пороговая теория ощущений. Психофизика ощущений. Закон Вебера – Фехнера как основной психофизический закон. Константа Вебера. Критика закона С.С. Стивенсом.

Теория обнаружения сигнала как критика пороговой теории.Ощущение как обнаружение сигнала. Условия возникновения ощущения: вероятность и значимость исхода. Эксперимент Дж. Кимбла, Н. Джармези. Примеры. Стратегии обнаружения сигнала по Люсу. Предмет, методы и практическое применение современной психофизики.

Тема 2. Восприятие

Общее представление о восприятии. Восприятие как сложная перцептивная деятельность. Взаимосвязь с другими познавательными процессами. Физиологические механизмы восприятия. Перцептивные зоны КГМ. Основные свойства восприятия: предметность, осмысленность, структурность, апперцепция и другие.

Классификация видов восприятия: по модальности, по степени произвольности, по объекту отражения. Восприятие пространства: объекты отражения и механизмы их отражения (закономерности монокулярного и бинокулярного зрения и др.). Восприятие времени: основные формы и закономерности (единицы измерения времени; длительность, отнесенность к прошлому или настоящему). Механизмы восприятия движения: реального, иллюзорного. Стробоскопический эффект. Типы восприятия. Иллюзии восприятия.

Теории восприятия.Гештальтпсихологический подход к восприятию. Восприятие как врожденная структурная организация. Принципы выделения фигуры из фона. Законы перцептивной организации (М. Вертгеймер): близости, сходства, «хорошего продолжения» и др. Принцип прегнантности.

Когнитивный подход: восприятие как акт категоризации (Дж. Брунер). Стадии категоризации. Условия категоризации как предпосылки избирательности восприятия: «использование признаков», «готовность» категории. Предпосылки, обусловливающие «готовность» категории.

Деятельностный подход к восприятию: общая характеристика. Восприятие как сложная перцептивная деятельность. Перцептивные действия и сенсорные эталоны. Этапы формирования перцептивных действий (В.А. Запорожец). Развитие восприятия в онтогенезе.

Тема 3.Внимание

Общее представление о внимании. Роль внимания в психической и практической деятельности человека. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания. Понятие доминанты и ее роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Роль ретикулярной формации в активизации внимания.

Свойства внимания (концентрация, переключение, устойчивость и др.) и методы их диагностики. Рассеянность внимания и ее виды. Специфика использования корректурной пробы, таблиц Бурдона, Крепелина, Шульте и других методов диагностики свойств внимания.

Виды внимания: характеристика, условия возникновения, физиологические механизмы. Развитие внимания в онтогенезе. Условия сохранения и поддержания внимания.

Теории внимания. Трактовка внимания в ассоцианизме (В.Вундт) и гештальтпсихолгии (К. Коффка и др.).

Внимание в когнитивной психологии. Когнитивные модели внимания в ранней и поздней концепции У. Найссера. Внимание как аспект активной переработки информации. Особенности переработки информации на стадиях «предвнимания» и «фокального внимания» (ранняя концепция). Внимание в цикле восприятия. Внимание как интеллектуальное предвосхищение сенсорной информации (поздняя концепция). Понятия когнитивной схемы, когнитивной карты, их роль в деятельности внимания.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии высших форм внимания. Этапы развития внимания. Характеристика высших форм внимания. Факторы перехода низших форм внимания к высшим. Эволюция культурных средств. Развитие внимания в онтогенезе. Условия сохранения и поддержания внимания.

Деятельностный подход к проблеме внимания. Внимание и деятельность. Теория П.Я. Гальперина о внимании как внутреннем контроле действия. Трехкомпонентная структура действия по П.Я. Гальперину. Признаки соответствия и различия деятельности внимания и контроля. Специфика произвольного и непроизвольного внимания как контроля деятельности.

Тема 4. Память

Общее представление о памяти. Память в структуре сознания. Функции памяти. Память и личность. Свойства памяти: объем, длительность сохранения материала и др.

Память как сложная мнемическая деятельность. Запоминание и его виды. Способы запоминания. Условия продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник). Сохранение: способы реконструкции материала, условия сохранения. Воспроизведение и его виды (узнавание, припоминание). Процесс забывания. Формы забывания. Условия забывания. Закон Эббингауза.

Классификация видов памяти: по содержанию, по степени произвольности, по времени сохранения материала, по степени его осмысления. Их характеристика. Эйдетическая память. Типы памяти. Специфика когнитивного подхода к классификации видов памяти. Сверхкратковременная память (СКП): виды, их объем, особенности кодирования информации. Виды кодирования информации в кратковременной (КП) и долговременной (ДП) памяти. Условия перехода информации из КП в ДП. Типы памяти: классификации по ведущему анализатору, по скорости запоминания и прочности сохранения.

Закономерности памяти: «эффект края», «кривая» Эббингауза, реминисценция, эффект Зейгарник, интерференция, целевое содержание деятельности, «закон интереса», объем кратковременной памяти. Методы диагностики памяти: «Пиктограмма», «Методика 10 слов» (изучение типа памяти, определение объема памяти и др.).

Основные подходы к механизмам памяти: физиологический, биохимический, психологический. Психологические теории памяти. Сущность ассоцианизма в трактовке памяти: понятие ассоциации, виды ассоциативных связей, закономерности памяти. Проблема памяти в необихевиоризме: подкрепление, когнитивные карты. Гештальтпсихологический подход к памяти: механизмы и закономерности памяти. Проблемы памяти в психоанализе. Специфика деятельностного подхода: механизмы и закономерности памяти.

Культурно-историческая концепция развития памяти (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев). Низшая и высшая формы памяти. Формы опосредствования культурной памяти и их эволюция. Понятия «стимулы-объекты», «стимулы-средства» (А.Н. Леонтьев).

Тема 5. Мышление

Общая характеристика мышления. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Основные признаки мышления: проблемность, связь с речью, обобщенность, опосредствованность. Функции мышления. Мышление как процесс и как деятельность. Характеристика основных этапов мышления. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение и др. Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Виды понятий. Условия овладения понятием. Виды суждений и умозаключений.

Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. Понятие когнитивного стиля.

Классификация видов мышления: по генезису, по степени новизны, по степени развернутости и др. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Теоретическое и эмпирическое, практическое и мировоззренческое мышление. Логическое (дискурсивное) и интуитивное мышление. Творческое и критическое мышление. Аутистическое и реалистическое мышление (Э. Блейлер).

Методики диагностики мышления. Исследования вербального и невербального интеллекта (Д. Векслер Р. Амтхауэр, Д. Равен). Методики диагностики умственных способностей (АСТУР, КОТ). Диагностика креативности.

Зарубежные теории мышления. Мышление как ассоциации представлений (ассоцианизм). Мышление как внутреннее действие (Вюрцбургская школа). Мышление как функционирование интеллектуальных операций (О. Зельц). Представления о продуктивном мышлении в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер и др.). Понятие об инсайте. Исследования мышления в психоанализе (З. Фрейд). Трактовка мышления Дж. Уотсона и необихевиористов. Концепция мышления Дж. Гилфорда: факторы IQ и Cr. Понятия о конвергентном и дивергентном мышлении. Основные признаки дивергентного мышления.

Генетический подход к мышлению: основные направления. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Концепция Ж. Пиаже об этапах развития интеллекта в онтогенезе. Понятие об интеллекте. Мышление как интериоризованное действие. Особенности мышления на различных стадиях развития интеллекта.

Деятельностный подход к мышлению. Деятельность и мышление. Мышление как специфическая деятельность. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Понятия умственного действия и интериоризации. Этапы формирования умственных действий. Сходство и отличие подхода П.Я. Гальперина от концепции Ж. Пиаже.

Наши рекомендации