Содержательные теории мотивации ( Маслоу, Герцберг)
Выявление внутренних потребностей, которые заставляют действовать. Потребность – ощущать психологический или физический недостаток в чем-либо.
Маслоу: 5)самовыражение
4)уважение (самоуважение)
3)социальные (взаимоотношения в коллективе)
2)безопасность (социальные программы)
1)физиологические (зарплата)
Герцберг:
Группа факторов | факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические(связанные с условиями работы) | Заработок, условия труда, отношение с другими работниками | Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда |
Мотивирующие(связанные с содержанием работы, оценкой результатов руководством | Ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность | Мотивирует к повышению производительности, эффективности, качества труда |
Процессуальные теории мотивации (Врума, Адамса).
Теория ожидания Врума: наличие потребности не является единственным необходимым уловием мотивации человека для достижения цели. Человек должен быть убежден, что выбранный тип поведения приведет его к удовлетворению потребностей. Мотивация: 1) затраченный труд принесет результат 2) за этот результат он получит вознаграждение 3) оно будет для человека значимо.
Теория справедливости Адамса:люди субъективно оценивают соотношение вознаграждения и затраченных усилий, а затем сравнивают с другими, выполняющими аналогичную работу. Если работник считает, что он получает больше или столько же, то это справедливо. А если получает меньше то это констатирует несправедливое отношение к нему. 1)требуя или добиваясь повышения зарплаты 2)снижая усилия в труде.
Методы трудовой мотивации.
Организационно-административные: применение положений трудового кодекса, аттестация, составление должностных обязанностей. Экономические: зарплата, премирование, льготы, бонусы, надбавки. Социально-психологические: моральное стимулирование, участие в управлении, эстетика условий труда, профессиональный рост и карьера. Административно-централизованный – прямое воздействие субъекта на объект управления. Социально-психологический – социальное отношение, моральное и психологическое воздействие. С их помощью активизируется гражданские, патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей.
«Управление стрессами»
Содержание и причины стресса.
Ю-стресс – резкие положительные эмоции. Стресс – адаптивная реакция на внешние ситуации.
|
|
|
|
|
Факторы стресса: 1) научно-технический прогресс, изменение в семье, переезд на новое место 2) политика и стратегия организации (сокращение штата, лишняя работа), орг. структура (отсутствие возможности для продвижения) 3) отсутствие обратной связи, односторонние коммуникации. 4) рабочие условия
Индивидуальные факторы стресса: 1) ролевой конфликт 2) ролевая неопределенность 3) индивидуальные особенности личности 4) самоэффективность.