Специфика изображения Великой Отечественной войны в рассказах С.Б. Калашникова («Макрель», «Табуля раза»)
Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была.
Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война — это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!
В повестях Сергея Калашникова война предстает суровой обязанностью с жесткими и простыми правилами. Это подлинно солдатские повести, обжигающие болью пережитого.
В одной из первых своих книг («Макрель») Калашников вспоминал друзей, улицы, дома древнего города, булыжные мостовые своей юности. Незатейливые сюжеты восполнялись чёткими рисунками образов героев, людскими характерами и поступками и, конечно же, лирическими картинами нашей природы».
«Макрель» – длинная, из шести восьмистрочных строф песня, слова которой главный герой рассказа Борис получил от своего товарища Володи (Володимера) Блинова. Слова песни были написаны Володей на «промасленной обертке», позднее Борис искал бумагу уже «получше».
«Макрель» – песня о судне, «который утоп в шторм». По мнению Володи Блинова, «макрель» означает чье-то имя , но позже Борис узнал, что «макрель» – это порода рыбы.
Это рассказ о силе искусства, а именно о роли музыки на войне. Песен не только фронтовых, а любых, чтоб «размягчать искусством чьи-то души». Еще будучи маленьким мальчиком, Борис посещал учителя, который обучал его игре на гитаре, но жизнь распорядилась так, что герой лишился на войне руки. Но это не мешало ему играть.
«Что-то мятущееся, искристое опрокинулось на меня, захлестнуло звоном и трепетом. Должно быть, это сердце горячо колыхнулось во мне от удивительной игры…»
В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности.
В рассказе «Табуля раза» писатель повествует нам о курсантах, молодых парнях, которые размышляют о своей дальнейшей жизни после окончания военной школы.
«Да, война, фронт!.. Что-то станется с курсантами по окончании военной школы? Каковы они будут в бою? Все ли они окажутся умелыми, бесстрашными?»
Кулаков – этот и на фронте не растеряется.
Давыд – тихоня, рохля. Как его только в офицерское взяли?!
Алексей Белогорцев, Женя Соловейчик и другие молодые парни.
Кстати, именно на Соловейчика «иногда нападал стих»:
«Мы пока не люди. Людьми, гордыми, прекрасными, о коих поведали нам Чернышевский, Горький, Шекспир, - такими колоссальными людьми нам предстоит еще стать. Пока же мы – табуля раза. В переводе с латыни – чистая дощечка, чистый лист, на котором еще предстоит быть написану. Что будет написано? Как знать? Это зависит лишь от каждого из нас. От самих себя – ни от кого больше! И в грозный для Родины час мы докажем это своими делами!»
Таким образом, можно сформулировать идею произведения следующим образом: осознание невозможности предвидеть дальнейшую судьбу.
Несмотря на различие идеи рассказов, их объединяет то, что герои обоих произведений (в большей степени молодые мальчишки) стремились быстрее уйти на фронт: «боялись, что не успеем, что война закончится без нашего участия, а нам на долю достанется лишь стыдливо отводить глаза от тех, кто успел, и от тех, чьи близкие успели и, успев, не вернулись…»
В его военных рассказах и повестях нет развернутого описания боевых действий и боевых эпизодов, события воспроизводятся как память о прошлом. С. Б. Калашников по-своему видел своих современников, их быт, психологию, нравственный потенциал. Он любил своих героев, присматривался к каждому, разбирался в сложном ходе их мыслей, чувств, поступков, искал в каждом неповторимый смысл. И умел ценить в людях доброту и человечность.