Роли участников процесса коммуникации
Принято выделять следующие коммуникативные роли :
1) «сторож» — контролирует течение информации к другому участнику коммуникационного процесса в одной и той же коммуникационной сети.
2) «лидер мнений» — способен оказывать неформальное влияние на установки и поведение других людей;
3) «связной» — связывающее звено между группировками в коммуникационной сети;
4) «пограничник» — человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.
Виды коммуникации:
1.Субъект и средства коммуникации:
— с помощью технических средств, инфо технологии;
— межличностные.
2.Форма общения:
— вербальные;
— невербальные.
В невербальные средства общения входят:
Кинестика — внешние проявления человеческих чувств и эмоций мимика — движения мышц лица,
жестика — жестовые движения отдельных частей тела,
Пантомимика — моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка
Такесика— прикосновения в ситуации общения рукопожатия, поглаживание, отталкивание и пр.
Проксемика— расположение людей в пространстве при общении
3.Каналы общения:
— формальные;
— неформальные.
4.Организационыый признак (пространственное расположение каналов):
— вертикальные;
— горизонтальные;
— диагональные.
5.Направленность общения:
— нисходящие;
— входящие.
Удовлетворённость трудом
Удовлетворенность трудом — это приятное позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или производственного опыта, которое является результатом восприятия самими работниками того, насколько хорошо работа обеспечивает важные, с их точки зрения, потребности. В ОП удовлетворенность трудом считается наиболее важной и часто исследуемой установкой. Удовлетворенность работой в большей степени присуща людям, ощущающим стимул к работе, чей психологический контракт выполняется и затрачиваемые усилия соответствуют получаемому вознаграждению.
На удовлетворенность влияют организационные факторы, групповые факторы (особенно социальное окружение на работе), личностные факторы (черты и склонности). Два основных последствия удовлетворенности или неудовлетворенности — это прогулы и текучесть кадров.
Основные факторы, влияющие на чувство удовлетворенности работой.
1. Оплата труда. Сумма денежного вознаграждения (заработная плата и льготы) за работу, воспринимаемая с учетом социальной справедливости (соотнесенная с вознаграждениями других работников) и соответствующая персональным ожиданиям.
2. Собственно работа. Мера, в которой трудовые задания воспринимаются интересными, интеллектуальными и предоставляют возможность успешного обучения и принятия ответственности, дают определенный статус и не ведут к чрезмерному психофизическому утомлению.
3. Личностный интерес к работе как таковой. Труд как осознанная и желаемая форма существования человека.
4. Возможности продвижения по службе. Наличие возможности для роста и различных форм карьерного продвижения с учетом субъективной ценности вознаграждения.
5. Стиль руководства, лидерства. Способность руководителя проявлять интерес и заботу о подчиненном, оказывать техническую и моральную поддержку, помогать ослабить ролевой конфликт и неоднозначность ситуации, создавать обстановку вовлеченности сотрудников в процесс принятия решений.
6. Коллеги, сослуживцы по работе. Степень компетентности сослуживцев, уровень их готовности оказать социальную поддержку (доброжелательность, помощь, совет, комфортность, сотрудничество, моральное состояние), степень близости базовых ценностей.
7. Условия работы, сравнимые с индивидуальными физическими потребностями, которые облегчают решение поставленных задач.
вовлечённость в процесс труда
Вовлеченность в работу, т. е. то, в какой мере человек идентифицирует себя со своей работой, тесно связана и с мотивацией, и с удовлетворенностью. Как правило, чем больше человек увлечен своим делом, тем более он удовлетворен своим положением в организации. Вовлеченность в работу подразумевает желание индивида усердно работать и прилагать усилия сверх того, что ожидается от обычного работника
Вовлеченность в работу зависит от некоторых личностных и организационных факторов. К личностным факторам относятся возраст, потребности в профессиональном росте и развитии, а также вера в традиционную рабочую этику.
Вовлеченность в работу зависит также и от социальных факторов. Работающие в группах или в командах, обычно больше вовлечены в работу, чем те, кто работает в одиночку.
Приверженность работников организации выражается через:
— повышение эффективности работы, включая производительность труда, эффективное использование рабочего времени и других ресурсов;
— повышение удовлетворенности работников условиями и результатами труда;
— возможности управления организацией как единым организмом посредством правил и норм, поддерживающих ценности;
— установление оптимальных уровней доверия и взаимопонимания между менеджментом и персоналом;
— привлечение и удержание в организации талантов, работников с высоким уровнем профессионализма, которые имеют возможность выбирать место и условия своей работы.
Ценности работников организации. Ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идеей, целей, форм поведения и т. д.