Правовые последствия надлежащего и ненадлежащего извещения участников гражданского процесса. Извещение участников гражданского процесса, находящихся за пределами Российской Федерации.

Несвоевременное извещение или его отсутствие лишает участников разбирательства возможности подготовиться к судебному заседанию, заключить соглашение об оказании юридической помощи, известить о заседании представителя, организовать свое время и максимально эффективно использовать свои возможности для получения доказательств, подготовки письменных возражений и объяснений, розыска и обеспечения явки свидетелей и т.п.

Ненадлежащее извещение одной стороны, влечет ее отсутствие в заседаниях и нарушает право другой стороны на состязательность разбирательства, на стабильность судебного решения, противоречит публичному интересу на сокращение издержек государства по разрешению конкретного дела.

Если дело рассмотрено без извещения стороны по делу, решение подлежит отмене апелляционным судом, дело пересматривается по первой инстанции, затраты на судебное разбирательство в суде первой инстанции не оправданы. Известны случаи, когда суд оставлял решение по имущественному иску без отмены и без изменения со ссылкой на статью 330 (ч. 6) ГПК – правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Такое понимание закона представляется недопустимым: гражданину отказано в судебной защите в суде первой инстанции и в качестве справедливой компенсации государство обязано предоставить ему возможность полноценного участия в разбирательстве дела в апелляционном суде.

Судьи отвергают возражения истца (ответчика) об отложении разбирательства в связи с неявкой в заседание процессуального оппонента на основании ложного утверждения, что права явившегося участника не нарушаются. Вопреки статьям 166, 169 и 229 (ч. 8) ГПК РФ в протоколе не отражается, как ходатайство к суду об отложении в связи с неявкой оппонента, так и определение об его отклонении судом. Замечания на протокол судья отклоняет. Действия судьи вопреки закону подтверждают право на отложение разбирательства в связи с неявкой кого-либо из участников. Праву гражданина корреспондирует обязанность суда.

На протяжении всего разбирательства суд обязан извещать всех лиц, привлеченных к участию в деле. Однако в отношении третьих лиц эта обязанность судом часто не исполняется.

Отсутствие извещения лишает истца (ответчика) полноценной судебной защиты, третьих лиц – возможности исполнить свои должностные или гражданские обязанности по содействию в разбирательстве дела, представителей – возможности выполнить условия договора, реализовать право на труд в неконфликтных и без стрессовых условиях и получить за него справедливую денежную компенсацию.

Известны случаи, когда не извещался прокурор, а в судебном акте цинично разъяснялось о праве суда рассмотреть дело без участия прокурора. Между тем статья 45 (ч. 3) ГПК РФ такое право предоставляет суду только в случае, если прокурор о заседании извещен.

Сведения об извещении должны быть отражены в судебном акте. Умолчание об извещении прокурора, ссылка на его неявку и рассмотрение без участия прокурора – манипулирование усмотрением судьи и законом.

Спорным представляется положение статьи 45 (ч. 3) ГПК РФ о том, что "Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела".

Прокурор, как лицо участвующее в деле, по основаниям статьи 45 ГПК РФ, является дополнительной гарантией государства в социальных спорах с участием конкретных лиц. Государство не вправе уклониться от принятых обязательств. С учетом изложенного, если сторона настаивает на явке прокурора, суд обязан гарантии обеспечить, дело отложить и потребовать явки прокурора в суд.

Предусмотренные ст. 113 ГПК РФ формы судебных извещений и вызовов применяются и по отношению к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации.

В ряде международных договоров под правовой помощью понимается выполнение процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством договаривающихся сторон, в частности, пересылка и вручение документов.

Суд, вынося определение об извещении ответчика, находящегося за границей, направляет за границу не само определение, а предусмотренные договорами судебные поручения и извещения, составленные в соответствии с образцами.

Все судебные поручения направляются за границу по общему правилу через Министерство юстиции Российской Федерации. Подлежащие вручению документы должны сопровождаться переводом на язык запрашиваемого государства, кроме случаев, когда получатель согласен принять адресованный ему документ без перевода.

При этом согласно договорам, заключенным с КНР, Республикой Куба, КНДР, бывшими социалистическими странами (Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Монголия и др.) и странами СНГ, Министерство юстиции РФ сносится с соответствующими центральными органами юстиции этих государств непосредственно.

Учреждения юстиции других государств (Австрии, Алжира, Бельгии, Греции, Ирака, Италии, Йемена, Кипра, США, Туниса, ФРГ, Финляндии, Франции и др.) при оказании правовой помощи по гражданским делам сносятся друг с другом в дипломатическом порядке: Министерство юстиции РФ направляет судебные поручения в МИД России, а последнее через консульские отделы посольств передает их по назначению.

С учетом этого в первом случае для выполнения поручения требуется до 4-х месяцев, во втором - до 6 месяцев. В течение указанных сроков суды должны ожидать выполнения своих поручений и соответственно определять даты судебного заседания.

Международные договоры с участием Российской Федерации могут содержать нормы и об иных сроках для выполнения судебных поручений. В случае направления судебного поручения органам государства, участвующего в таком международном договоре, судебное поручение суда направляется за границу не позднее указанного в международном договоре срока до дня рассмотрения дела.

Судебные повестки и другие документы, адресованные гражданам Российской Федерации, работающим за границей в российских или иностранных учреждениях, а также проживающим вместе с ними членам их семей, направляются через те центральные ведомства и учреждения, которые командировали этих граждан на работу за границу.

На вызов в суд иностранного гражданина, проживающего за границей, составляются извещение и поручение, которые высылаются в соответствующий орган юстиции для проверки правильности оформления документов и направления адресату через Министерство юстиции Российской Федерации.

Порядок вручения судебных и внесудебных документов на территории иностранных государств определяется международными договорами с участием Российской Федерации.

В том случае, если между Россией и иностранным государством не заключено международного договора о правовой помощи, следует исходить из того факта, является ли иностранное государство наряду с Россией участником Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1954 г.). Согласно ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. вручение документов по гражданским или торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в государствах-участниках Конвенции по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения документа или объяснения причин, по которым оно не могло состояться.

Статья 2 Конвенции предусматривает, что «вручение документов производится при посредстве властей, компетентных по законодательству запрашиваемого государства».

Иной порядок вручения судебных документов (пересылка почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей; вручение документов заинтересованным лицам непосредственно через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц; через дипломатических или консульских агентов) может быть установлен международным договором (ст. 6 Гаагской конвенции).

При передаче повестки на ней должна быть отметка о факте вручения извещения и дате вручения документа иностранному адресату в порядке, предусмотренном ст. 5 Конвенции. Данная статья предусматривает, что подтверждение вручения имеет место или в виде удостоверенной расписки адресата с указанием даты или в виде свидетельства властей запрашиваемого государства, в котором констатируется факт вручения и указывается способ и дата вручения. Расписка или свидетельство оформляются на одной из копий документа или в виде приложения.

Надлежаще оформленные отметки свидетельствуют о соблюдении международного порядка вручения судебных документов иностранным лицам.

Особый порядок оказания правовой помощи установлен Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г., подписанной государствами-членами Содружества Независимых Государств в Минске.

При выполнении Конвенции компетентные учреждения юстиции государств-участников Конвенции сносятся друг с другом через свои центральные органы (ст. 5 Минской конвенции).

В Конвенции определены содержание, форма (ст. 7 Минской конвенции) и порядок исполнения поручения об оказании правовой помощи (ст. 8 Минской конвенции). В поручении о вручении документа помимо обязательных реквизитов должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на языке запрашиваемого государства или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению (ст. 10 Минской конвенции).

Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения (ст. 11 Минской конвенции).

Государства-участники имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения (ст. 12 Минской конвенции).

Участники Конвенции по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.

Таким образом, извещение представляет собой уведомление о судебном разбирательстве или производстве судом какого-либо процессуального действия. Извещение направляется лицам, участвующим в деле, которым предоставлено право решать вопрос о необходимости своего участия в судебном заседании или при производстве отдельного процессуального действия.

Наши рекомендации