Работа по закреплению основных понятий темы.
1).Оценивание собственной коммуникабельности, задать себе следующие вопросы:
1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?
2. Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
3. Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию помимо собственной грубости? Есть ли у вас способность спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?
4. Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?
5. Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?
6. Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при этом враждебности?
7. Умеете ли вы попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?
2) Проанализировать себя, в каких ситуациях вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичном выступлении, в обществе незнакомых людей, беседах с руководителями, при знакомстве с лицами противоположного пола и т.д. Подсчитать количество «да» или «нет».
В качестве примера - образец официального знакомства.
Разрешите (позвольте) с вами познакомиться (вам представиться). Далее – произносятся имя, имя-отчество, фамилия, если знакомство официальное. Если вы хотите, чтобы называли по имени – дайте собеседнику эти координаты, по имени-отчеству – эти.
Нельзя пользоваться формой звать – это просторечная форма слова.
Следующая фраза официального знакомства – выражение радости: Очень приятно с вами познакомиться! Очень рад(а)! Возможны и другие фразы.
Если знакомство происходит через посредника, то говорят: Познакомьтесь, пожалуйста, и называют имена, имена-отчества, в зависимости от ситуации.
Прощание так же связано с удовлетворением по поводу знакомства.
Определенную трудность вызывает общение с незнакомыми людьми на бытовом уровне (в магазине, на транспорте, в жилищной конторе и т.д.) .
3. Самостоятельно определиться с формой просьб, обращений, привлечения внимания. (Записи корректируются): Если вам это не трудно; Вас не затруднит?; Пройдите, пожалуйста; Скажите, пожалуйста; Простите за беспокойство; Будьте добры и т.д.
-А как обращаться к незнакомым людям?
(О некоторых изменениях в сфере делового общения рассказывают студенты).
В последние годы произошла замена обращения товарищ обращением господин-госпожа, вытеснение при обращении отчеств. Весьма интересный процесс идет в сфере личных имен. Раньше при официальном представлении требовалось обращение по имени-отчеству, то в настоящее время ситуация изменилась, употребляются полные формы личных имен, ранее не употреблявшихся: Мария! Владимир!
Например, в ряде телевизионных программ приглашенный в студию гость имеет высокий социальный статус, но ведущий обращается к нему по имени-отчеству. Однако для представления и называния его в речи, обращенной к зрителям, используется имя без отчества, правда вместе с фамилией. Безусловно, полного отказа от использования отчеств в публичной коммуникации не произойдет, но изменения налицо.
4).Вспомнить формулы извинений, отказа и сделать соответствующие записи. Записи корректируются: Извините, пожалуйста; Виноват (а); Не сердитесь; Извините за поздний звонок; Простите за беспокойство; и т. д. В ответ на извинения говорят: «Пожалуйста, ничего не случилось».
Это называется правилом обратной вежливости.
Невозможно представить современную жизнь без телефона, но и здесь следует соблюдать этикетные требования: не звоните без дела; представляйтесь, если телефонный звонок не носит личного характера; не спрашивайте: «Кто говорит?» Только в случае необходимости: «Извините, пожалуйста, с кем я говорю?», если телефон отключился, перезванивает тот, кто позвонил первый; заканчивает разговор тот, кто позвонил первым; лучше личных разговоров по служебному телефону не вести; не решайте личных вопросов по мобильному телефону в местах скопления людей очень громко; передавать чужой личный номер можно только с согласия его владельца и т. д.
5) Анализ делового телефонного разговора: выделить его части, завершить разговор самостоятельно.
6) Проверка уровня коммуникативного контроля в общении: оценить каждое из предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (И) применительно к вам.
1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с человеком, которого я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь
По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 6, 7 вопросы и за ответ В на все остальные.
Ключ
0…3 – низкий коммуникативный контроль; 4…6 – средний коммуникативный контроль;
7…10 – высокий коммуникативный контроль.
Итог урока
1. Что включает в себя понятие речевой этикет? 2. Перечислите ситуации речевого этикета.
3. В каких ситуациях в русском речевом этикете используется форма ты, вы?
Вывод:Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить занятие словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".
V. Домашнее задание1. Составить выступления по темам (по выбору): «Этикетное обращение сегодня», «Как правильно разговаривать по телефону», «Правила электронного общения», «Что следует избегать в разговоре».