Групповые влияния на индивидуальное поведение

Ключевые понятия

Социальный контекст

Социальная психология

Социальная психология личности

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия

Социальная психология групп

Интерперсональный анализ

Психологическая социальная психология

Социологическая социальная психология

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

1. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом научного социально-психологического знания. Многие из идей античных мыслителей послужили своеобразной основой для разработки социально-психологических концепций в более поздние времена.

2. Философы эпохи Возрождения и последующих веков (вплоть до XIX в.) сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, и, исходя из этого, пытались найти источники социального поведения.

3. Философы и социологи в XIX в. были заняты исследовательским поиском движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой этих поисков являлось выделение того или иного единственного, доминирующего фактора при анализе социально-психологической проблематики.

4. "Журнал психологии народов и языкознания", который издавали в Берлине с 1860 по 1890 г. М. Лацарус и Г. Штейнталь, можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии. В 1908 г. опубликованы два первых учебника по социальной психологии, авторами которых были английский психолог У. Макдугалл и американский социолог Э. Росс.

Указанные публикации ознаменовали становление социальной психологии как самостоятельной науки.

5. В последующие годы социальная психология наиболее активно развивалась в США в теоретическом, прикладном и организационном плане, в то время как в Европе до 1960-х гг. XX в. социальная психология не смогла найти достаточной общественной поддержки.

6. В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма.

В 1920-е гг. в СССР предпринимаются попытки построения марксистской социальной психологии. Однако отечественным исследователям не удалось обосновать свои начинания в этом отношении. Период конца 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических исследований, что можно объяснить особенностями общественно-политической ситуации в СССР в данный период.

До конца 1950-х гг. социальная психология считается в СССР буржуазной наукой.

Возрождение социальной психологии в СССР (конечно, на марксистской основе) начинается в 1960-е гг. В ряде городов появляются научно-исследовательские центры и кафедры социальной психологии вузов.

Начинают развертываться теоретические и прикладные исследования. В современных условиях постсоветской России отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития.

7. В современной западной социально-психологической науке можно выделить ряд следующих основных теоретических подходов:

а) социокультурный подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп (нация, социальный класс, культурные нормы);

б) эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство;

в) теория социального научения уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида;

г) феноменологический подход состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды;

д) социально-когнитивный подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Лишь комплексное использование всех этих подходов обеспечивает всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.

Ключевые понятия

Социально-психологическое знание

Методология позитивизма

"Народная психология"

Социальный дарвинизм

Фрейдизм

Измерение установок

Социометрический метод

"Топологическая психология"

Социокультурный подход

Эволюционный подход

Теория социального научения

Феноменологический подхо

3 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социально-психологическое исследование начинается с составления его программы, включая и план работы.

Выбор темы исследования обусловлен собственным опытом, контактами с коллегами, чтением специальной литературы.

Когда соответствующая информация освоена исследователем, он формулирует гипотезы.

Эти гипотезы должны являться логическим следствием определенной теории, из которой исходит исследователь.

Следующий этап — выбор исследовательского плана.

Выделяют два основных типа исследований: корреляционный и экспериментальный.

Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов.

При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов.

В ситуации эксперимента исследователь имеет возможность манипулировать некоторыми факторами.

Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации, используя наблюдение, опросы или анализ документации (контент-анализ).

После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу.

Итогом всей работы является научный отчет.

Древнейший научный метод — наблюдение. Это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.

Когда исследователь использует ряд заранее определенных категорий, в соответствии с которыми фиксируются реакции индивидов, наблюдение называется стандартизированным (структурным).

Наблюдение нестандартизированное (неструктурное) состоит в том, что здесь исследователь руководствуется лишь самым общим планом.

Чтобы исключить влияние наблюдателя, используется включенное (участвующее) наблюдение.

Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:

а) опрос "лицом к лицу" — интервьюирование;

б) заочный опрос — анкетирование.

Выделяют два основных вида интервью.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее.

Нестандартизированное интервью, наоборот, проводится лишь на основе общего плана.

В полустандартизированном (фокусированном) интервью используется "путеводитель" интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

8. Вопросы, используемые в интервью и анкетах, подразделяются на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные).

Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении формы, ни в отношении содержания его ответов; вторые — предлагают сделать выбор лишь из числа указанных вариантов ответа.

9. Использование каждого из методов (и интервью, и анкетирования) имеет свою специфику.

Выбор между ними зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом.

10. В основе метода анализа документов лежит соответствующее использование информации, представленной в каком-либо тексте, рисунках, на фото- или кинопленке, магнитной ленте и т.д.

В качестве объекта анализа могут выступать как официальные, так и неофициальные документы.

11. По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные.

Выделяют также документы, созданные независимо от исследователя, и "целевые" документы, которые готовятся по заданию исследователя.

12. Контент-анализ заключается в выделении каких-либо постоянных элементов текста или изображения и затем систематической фиксации данных элементов с последующей квантификацией и анализом.

Ключевые понятия

Теория

Гипотеза

Корреляционное исследование

Экспериментальное исследование

Независимая переменная

Зависимая переменная

Наблюдение

Стандартизированное (структурное) наблюдение

Нестандартизированное (неструктурное) наблюдение

Включенное (участвующее) наблюдение

Метод интервью

Метод анкетирования

Стандартизированное интервью

Нестандартизированное интервью

Полустандартизированное (фокусированное) интервью

Открытые (неструктурные) вопросы

Закрытые (структурные) вопросы

Паспортичка

Респондент

Метод анализа документов

Контент-анализ

4 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ

1. Во всех современных определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Личность представляет собой своеобразный эффект биологического, психологического и социального в человеке.

2. Важнейшим проявлением сознания человека как отражения реальности является самосознание. Это выделение человеком себя из окружающего мира, осознание себя, собственного внутреннего мира.

3. Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей среды, но и субъектом деятельности. В сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет себя.

4. Я-концепция личности представляет собой то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает свои действия. В состав Я-концепции личности входит также самооценка. С помощью психологического инструментария можно выявить показатель самооценки.

5. Чувство Я начинает формироваться с младенчества. Знания о собственном Я человек получает из многих источников: в ходе социализации, получая сигналы обратной связи от других людей, на основе социального сравнения и самонаблюдения.

6. Социальная идентичность — это часть Я-концепции индивида, основанная на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. Этническая идентичность — разновидность социальной идентичности, это индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. Этническая идентификация также является важным компонентом Я-концепции.

7. Занимаясь той или иной деятельностью, человек обычно сознательно направляет и контролирует свои собственные действия в соответствии с целью. Это называется саморегуляцией. Я личности регулирует мысли, чувства и действия человека в различных социальных ситуациях. Тот аспект Я, который наиболее подходит для какой-либо частной ситуации, направляя поведение человека, называется действующей Я-концепцией.

8. Самоосознание — это такое состояние сознания, когда мы сами выступаем в качестве объекта познания. Выделяют два типа самоосознания: частное и общественное. Частное самоосознание — это временное состояние осознания индивидом скрытых, частных аспектов своего Я. Общественное самоосознание — это временное состояние осознания индивидом общественных аспектов Я.

9. Являясь членом тех или иных социальных групп, человек в каждом из этих случаев обладает тем или иным статусом (позицией) — местом в конкретной системе социальных взаимосвязей. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его "статусный набор".

В соответствии со своим статусом индивид вступает в различные взаимоотношения с другими людьми, выполняя те или иные социальные роли. Под социальной ролью понимается нормативная система действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальным статусом.

10. Выделяют социальные роли приписанные (например, гендерные) и достигнутые (директор, профессор), роли специфические (обусловленные рядом занятий — кассир, официант, милиционер) и диффузные (мать, отец, друг, влюбленный).

11. Для успешного выполнения той или иной социальной роли необходимо:

1) информирование о требованиях к поведению в данной роли, 2) интернализация этой роли (согласие с ее требованиями), 3) соответствие особенностей Я индивида и требований социальной роли, 4) определенная мотивация.

12. Иногда личность при выполнении той или иной роли оказывается в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов ролевых конфликтов. Личностно-ролевой конфликт происходит, когда субъективное Я не соответствует требованиям социальной роли. Интерролевой конфликт происходит тогда, когда предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации. Интраролевой конфликт наблюдается тогда, когда индивид обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к его роли со стороны ряда лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать.

13. Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли (включая и профессиональную) влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности.

Ключевые понятия

Личность

Я-концепция

Самооценка

Социальная идентичность

Этническая идентичность

Саморегуляция

Самоосознание

Социальный статус

Социальная роль

Предписанные и достигнутые социальные роли

Специфические и диффузные социальные роли

Ролевой конфликт

Типы ролевого конфликта

Профессиональная деформация личности

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация — процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Выделяют четыре основные стадии социализации: 1) ранняя (от рождения до поступления в школу); 2) обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и профессионального образования); 3) социальная зрелость; 4)завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации).

Имеется ряд теорий социализации, рассматривающих процесс формирования нашего Я посредством взаимодействия с другими людьми.

В соответствии с теорией "зеркального Я" Ч. Кули образ Я индивида является отражением того, как другие воспринимают данного индивида, или того, как это ему представляется.

Таким образом, наше Я развивается в социальном взаимодействии.

Д. Мид предположил, что дети развивают свое Я тогда, когда они "принимают роль другого".

"Значимые другие" являются важными моделями поведения; "генерализованные другие" представляют в целом установки какого-либо сообщества.

Теория социализации 3. Фрейда подчеркивает, что формирование Я часто антагонистично по отношению к требованиям других людей.

Фрейд полагал, что компромисс между биологическими основами человека и обществом никогда не окажется полностью успешным.

По его мнению, конфликт между неосознаваемыми желаниями и социальными требованиями будет всегда.

Эксперименты Ж. Пиаже показали, что имеется ряд стадий интеллектуального развития, каждая из которых характеризуется некоторыми ментальными операциями, которые ребенок может выполнять на данной стадии.

Для каждой стадии свойственно овладение новыми навыками в познании окружающего мира.

Под влиянием концепции Ж. Пиаже Л. Колберг разработал теорию, в соответствии с которой выделил шесть стадий моральных суждений.

Дети проходят эти стадии (уровни) по мере своего развития.

Однако сказанное не означает, что каждый человек обязательно пройдет все уровни развития.

Моральное развитие того или иного человека может закончиться по достижении им какого-либо уровня.

В теории социализации Э. Эриксона выделяются восемь стадий развития Я. Каждая из этих стадий характеризуется "кризисом идентичности" или изменяющимся определением своего Я.

Агенты социализации — это социальные группы и институты, с которыми связано в той или иной степени подрастающее поколение.

Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, в также культуры соответствующих социальных групп.

Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности.

Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению человека — вторичной среде.

Ключевые понятия

Социализация

Теории социализации

Кризис идентичности

Агенты социализации

Культурная трансмиссия

6. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ПОВЕДЕНИЕ

1. Социальная установка — это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи.

Важность изучения установок обусловлена тем, что они так или иначе влияют на поведение человека.

2. Выделяют три различных компонента установки: когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий (конативный).

Три источника оценочного суждения — мнения, чувства и прошлое поведение могут детерминировать установки как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом.

Порой четвертым детерминантом установки называется процесс мотивации.

3. Основой многих установок личности являются ее социальные ценности. Значимость, которую человек придает тем или иным ценностям, определяет, насколько они будут влиять на его установки.

Порой те или иные ценности имеют одинаковую важность для личности, и тогда они могут вступать между собой в конфликт.

4. Имеется ряд теорий формирования установки.

Это теории научения, когнитивного соответствия, баланса, когнитивного диссонанса, самовосприятия.

5. В концепции диспозиционной регуляции поведения личности В.А. Ядова в качестве системообразующего признака выступают различные состояния и уровни предрасположенности индивида к восприятию условий деятельности.

При этом диспозиции личности понимаются как своеобразный продукт

"столкновения" ее потребностей и ситуаций их удовлетворения. В.А. Ядов предлагает следующую иерархию диспозиций.

Низший уровень диспозиционной структуры — элементарные фиксированные установки по Узнадзе; второй уровень — социальные фиксированные установки; третий, высший, уровень — система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

В соответствии с данной концепцией, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой.

Однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущую регулятивную роль играет определенный уровень диспозиций.

6. Степень влияния установок на поведение издавна служит предметом исследовательских дискуссий.

Общепризнано, что имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению.

Важные условия данного соответствия заключаются в том, чтобы рассматриваемая установка личности была достаточно сильной, ясной и стабильной. Все, что может усилить какую-либо установку личности, должно приводить к увеличению соответствия между установкой и поведением.

Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление на практике.

7. В соответствии с теорией запланированного поведения А. Эйзена три главных компонента — установка по отношению к определенному поведению, субъективные нормы и воспринимаемый контроль, сочетаясь вместе, вызывают какое-либо поведенческое намерение.

Исходя из этой теории, индивидуальная установка по отношению к определенному поведению является продуктом двух факторов: предположения о последствиях данного поведения и оценки возможных результатов.

Ключевые понятия

Социальная установка

Когнитивный компонент установки

Аффективный компонент установки

Поведенческий компонент установки

Социальная ценность

Конфликт ценностей

Когнитивное соответствие

Когнитивный диссонанс

Диспозиционная регуляция поведения

Теория запланированного поведения

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

1. Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа.

Далеко не всякую совокупность индивидов можно назвать группой. Так, несколько столпившихся человек, наблюдающих за последствиями дорожно-транспортного происшествия, представляют собой агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент.

2. Малая (или контактная) группа — совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к этой совокупности.

К большим (или дистантным) группам относят совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек.

Самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

3. Любая группа в рамках своего существования проходит различные стадии.

Высшей стадией является коллектив.

Это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности.

4. Членство людей в группах обеспечивает удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

Выделяют следующие функции групп: 1) социализация; 2) инструментальная; 3) экспрессивная; 4) поддерживающая.

5. Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является ее размер.

Обнаружен ряд зависимостей между размером групп и поведением их членов.

Особое внимание исследователи уделяют малым группам.

6. Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами.

В числе основных факторов, влияющих на эту структуру, — цели группы, однородность (или наоборот), разнородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов, степень, в которой принадлежность к группе удовлетворяет потребности ее членов, величина группы.

7. Коммуникации между членами группы — значимый аспект групповой структуры.

Та или иная конфигурация каналов коммуникаций, связывающая членов группы, называется коммуникационной сетью. Различные цели, стоящие перед группой, требуют различных коммуникационных сетей.

8. Одним из самых распространенных методов изучения групповой структуры является социометрия.

Социометрический метод включает в себя ряд вопросов, предназначенных для того, чтобы индивид выбрал или отверг тех или иных членов своей группы применительно к каким-либо отношениям.

На основе такого опроса можно зарегистрировать частоту контактов и их характер между парами индивидов, что выступает в качестве показателей групповой структуры.

Полученные данные фиксируются в социоматрице и в социограмме.

Используются также социометрические индексы, позволяющие количественным образом выразить некоторые характеристики группы.

9. Имеется ряд классификаций социальных групп, в каждой из которых используются различные основания для выделения тех или иных видов.

Группы подразделяют на первичные и вторичные, формальные и неформальные, референтные и группы членства.

В отечественной классификации Г.М. Андреевой все группы подразделяются на условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, стихийные и устойчивые, становящиеся и развитые.

10. Специфическим видом социальной группы является любая человеческая организация.

Под организацией понимается группа с дифференциацией социальных ролей.

Все многообразие организаций можно подразделить на формальные и неформальные организаций.

Деятельность формальной организации осуществляется не только на основе официальных регламентаций, но и посредством неформальной регуляции поведения людей.

Неформальная организация, так же как и формальная, выполняет определенные функции.

Ключевые понятия

Социальная группа

Малая группа

Большая группа

Коллектив

Функции групп

Групповая структура

Внутригрупповые коммуникации

Социометрия

Первичные и вторичные группы

Формальные и неформальные группы

Референтные группы и группы членства

Условные и реальные группы

Лабораторные и естественные группы

Стихийные и устойчивые группы

Становящиеся и развитые группы

Организация

ГРУППОВЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность с учетом взглядов, существующих в данных группах и обществе в целом.

Эти взгляды находят свое выражение в соответствующих социальных нормах — общепринятых стандартах или правилах.

Социальные (групповые) нормы предусматривают позитивные санкции по отношению к тем, кто следует этим нормам, и негативные санкции для тех, кто отступает от них.

Групповые нормы имеют значительную функциональную ценность, поддерживая сложившуюся организацию группы, сохраняя стабильность ее структуры и поддерживая определенный курс в направлении ее целей. В основе формирования групповых норм лежит взаимодействие членов группы.

Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность.

Под конформностью понимается подчинение личности групповому давлению.

Выделяют два типа влияния на индивида, побуждающих его к конформному поведению: информационное (желание быть правым) и нормативное (желание нравиться).

Среди факторов социальной ситуации, влияющих на конформность, отмечают величину группы, степень определенности задачи, наличие "оппозиционера" в группе, групповую сплоченность.

Среди личностных факторов, влияющих на конформность, отмечают ценности личности и особенности ее Я-концепции.

Выделяют два типа конформности — уступчивость и интернализацию.

Под уступчивостью имеется в виду податливость индивида, демонстрирующего внешнее согласие с мнением группы при внутреннем несогласии.

Интернализация — более глубокий уровень конформности, когда индивид принимает на веру мнение группы и полностью его разделяет в последующих ситуациях.

Иногда убедительное меньшинство, выступающее с новой идеей, может успешно повлиять на позицию большинства и изменить ее.

Самым важным фактором, определяющим эффективность влияния группы меньшинства, является стиль поведения при высказывании нонконформистских взглядов.

Меньшинство является наиболее убедительным тогда, когда его поведение отличается логической последовательностью, но не "ригидностью", и когда оно способно опровергнуть взгляды большинства.

6. Наибольший эффект воздействия какой-либо группы на личность отмечается в тех случаях, когда эта группа является референтной (эталонной) для данной личности.

Референтная группа — это такая, с которой личность отождествляет или сравнивает себя.

Выделяют несколько типов референтных групп.

Нормативные референтные группы — такие, ценности и нормы которых индивид одобряет, хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение.

Сравнительные референтные группы — такие, которые индивид использует лишь для оценки своего статуса и поведения.

Негативные референтные группы — такие, по отношению к которым индивид находится в оппозиции.

7. Присутствие других людей может заметным образом влиять на индивидуальное поведение.

При этом наблюдаются два противоположных явления в различных случаях: социальная фасилитация и социальная ингибиция.

Социальная фасилитация — это возрастание активности и продуктивности индивида вследствие присутствия рядом других людей.

Социальная ингибиция — это снижение индивидом своей активности

и продуктивности в присутствии других людей.

8. Имеющиеся данные показывает, что когда речь идет о доминантной, или хорошо усвоенной, реакции индивида, то присутствие других людей может повышать его продуктивность.

Если же речь идет о задачах новых или сложных для индивида, то присутствие других людей может понижать его продуктивность.

9. Если индивидуальный вклад каждого из участников совместной деятельности невозможно оценить, то наблюдается явление социального расслабления.

Это объясняется тем, что люди в группе обычно чувствуют меньшую персональную ответственность за свои индивидуальные действия.

10. Социальная фасилитация и социальное расслабление — взаимосвязанные явления.

Эту взаимосвязь исследователи объясняют на основе теории социального воздействия Латане и теории самоэффективности Бандуры.

В соответствии с теорией социального воздействия влияние аудитории на индивида зависит от количества наблюдателей, силы (важности) аудитории и непосредственности аудитории.

В соответствии с теорией самоэффективности на выполнение индивидом какой-либо деятельности влияют два типа ожиданий:

1) ожидание самоэффективности — вера в то, что индивид способен успешно справиться с данной задачей, и 2) ожидание результата — вера в то, что выполнение определенных действий приведет к известным результатам (похвалам, поклонению, деньгам).

11. Объяснить поведение толпы можно исходя из положений социальной фасилитации и социального расслабления.

В толпе механизмы торможения у людей ослабевают и они могут проявлять поведение, которого при других условиях обычно не демонстрируют, — утрату чувства индивидуальной идентичности.

Ключевые понятия

Групповая норма

"Идиосинкразический кредит"

Конформность

Информационное влияние

Нормативное влияние

Интернализация

Социальная фасилитация

Социальная ингибиция

Социальное расслабление

Деиндивидуализация

Наши рекомендации