Беллетристика как орудие эстетического воспитания
Нужно ли, стремясь к самообразованию, выбрасывать за борт красоту, «прекрасное», эстетику, как это делалось когда-то, впрочем, не без глубоких оснований социального свойства… когда к эстетике относились нередко не только отрицательно, но и презрительно? Мы определенно и решительно отвечаем на этот вопрос: эстетика не подлежит выбрасыванию за борт.
Красота в широком смысле слова должна быть сознательно сделана одним из необходимых элементов жизни. Переживания эстетические должны занять свое определенное место рядом с другими высшими переживаниями души. Всякий человек, стремящийся развернуть все свои силы, должен стремиться не только к тому, чтобы сделать свою жизнь светлой, содержательной, полной, возвышенной, напряженной, но также и к тому, чтобы сделать ее красивой. Для этого же необходимо научиться чувствовать, понимать и ценить красоту. Красоту во всем — в природе, в человеке, в человечестве, в других и в себе самом, в своих переживаниях и действиях, стремлениях и мечтах и даже в мелочах и мелочишках жизни. Украшение ее, облагораживание ее при помощи красоты, понимаемой в возвышенном смысле слова, должно сделаться одним из элементов жизни каждого из нас. Научиться делать свою жизнь красивой не только с внешней, но главным образом с внутренней стороны, не только «на миру», но и «про себя» — это одна из целей самообразования, Человек живет и может жить действительно полной жизнью только тогда, когда он вводит в нее и элемент красоты.
Но, говоря о значении этой последней, не следует, впрочем, забывать, что есть красота и красота. Есть красота без содержания, точнее говоря, с ничтожнейшим содержанием, и красота с содержанием ценным и важным для жизни. Мы говорим только об этом последнем типе красоты. Мы отрицаем ту красоту, которая отрицает ради себя самой всякое содержание, потому что, думается нам, никакая форма, даже изящная из изящных, не может, не в силах скрыть, загородить собою пустого места, вместив, так сказать, пустоту в себя, набросив свою блестящую, яркую одежду иной раз на мерзость и пошлость, запустение и гниль. Красоте, являющейся лишь декорацией… не должно быть места в системе самообразования. Такая красота и такая эстетика являются отрицательными величинами.
Но можно ли научиться тонко чувствовать и оценивать красоту? Люди, совершенно не способные понимать, любить, оценивать и создавать красоту, очень редки и во всяком случае исключительны. Развивать чувство красоты в себе до известных пределов, зависящих от различных внутренних и внешних причин, может и должен всякий. Вводить элемент красоты во все свои житейские и иные отношения (а это мы и понимаем под словами «создавать красоту»), по нашему глубокому и искреннему убеждению, не только может, но даже обязан всякий. Речь должна идти лишь о том, как это сделать.
Могущественным орудием такого развертывания и развития эстетической стороны является эстетическое вникание в жизнь, ощущение красоты жизни и в жизни, т. е. и в природе, и в человеке, и в человечестве. Одним из важных пособий для этого вникания является изучение произведений так называемых изящных искусств, т. е. поэзии во всех видах и разновидностях ее (лирической, эпической, драматической), музыки, живописи, скульптуры, архитектуры и т. д., а если возможно, то и самых искусств. Вот что, думается нам, придает особую ценность и особенно важное значение изучению формы литературно-художественных произведений, — стремление развить в себе художественное чутье и вносить его во все проявления жизни.
К категории эстетических чувств относится и чувство смешного. Нужно поучиться и научиться и смеяться, дорогой читатель, но не пошлым, глупым, все высмеивающим смехом, не знающим ничего святого, превратившимся в зубоскальство идиотов, а тем святым, хотя, быть может, и жгучим смехом, каким умели смеяться Свифт, Диккенс, Салтыков-Щедрин и многие другие. Разные типы смеха: Аристофан — «Осы», Гоголь, Марк Твен, Мольер, Гейне, Чехов…
Вот некоторые практические указания, которые, быть может, поспособствуют читателю вырабатывать и развивать в себе эстетические способности.
1. Присматриваясь к жизни и к произведениям изящных искусств, постоянно старайтесь отделять в том, что вы видите, слышите, чувствуете, красивое от некрасивого, изящное от неизящного, грубое от тонкого. Иначе говоря, старайтесь при помощи сосредоточения вашего внимания усиливать ваши эстетические переживания, замечать красивое в формах, в проявлениях, в звуках, красках, движениях и т. д.
2. Старайтесь давать себе отчет в том, что (благодаря каким своим признакам и особенностям) лично вам кажется красивым или некрасивым.
3. Переживайте красивое почаще в ваших воспоминаниях и стремлениях.
4. Делайте все возможное, чтобы творить красивое (т. е. вносите в ваши поступки, ваши делания, жизнь, поведение, работу то, что вы считаете красивым).
5. Почаще присматривайтесь к красивой природе и к произведениям изящных искусств.
6. Спорьте о вкусах. Критикуйте всякого рода моду.
7. Старайтесь оценивать проявления красоты и безобразия не только с эстетической, но и с нравственной, и общественной, и философской точек зрения, т. е. не только со стороны формы, но и со стороны содержания данных проявлений (или воплощений красоты).
8. Не забывайте и о тех, кто лишен возможности наслаждаться красотою. По мере своих сил помогайте эстетическому развитию других людей.
Из всех изящных искусств в деле самообразования имеет особенно важное значение, несомненно, поэзия, так называемая изящная словесность, и ее-то мы и ставим на первом месте. Но ограничить самообразование только ею, безусловно, неразумно и нежизненно… Мы глубоко жалеем тех людей, которые говорят о себе, не стыдясь своих слов: «мы музыки не любим», «мы красоты в живописи, или скульптуре, или архитектуре не понимаем». Ну, значит, и да будет стыдно и печально, что не понимаете! Где она есть, эта самая красота, там ее и нужно видеть и понимать. А с этой целью нужно научиться понимать. И поверьте, читатель, с вас требуется очень немного, да и требуется-то для вас же самих, — лишь не закрывайте ушей и глаз да почаще присматривайтесь и прислушивайтесь к прекрасному, а оно уж тогда само войдет в вас, — и каждое новое ощущение красоты все больше и больше будет приучать вас к ней, а значит, и приучать чувствовать и понимать ее…
Красоту нужно искать и в форме, и в содержании (в том, что изображается в данном художественном произведении, и в том, как изображается. — Сост.).
К каждому художественному произведению можно предъявить на основании вышеизложенного следующие вопросы:
1. Какие именно образы оно дает? (Образы чего именно — из области природы, человеческих переживаний и т. д.).
2. Как их дает? Язык, его гармоничность, звучность, яркость, красочность, грубость, банальность. Сравнения, олицетворения, метафоры, символы, фразы, обороты речи. Их шаблонность или оригинальность, ударность и целесообразность или неловкость всего этого и т. д. Стиль. Его простота, искренность, отвлеченность или конкретность, определенность, ясность, сила, мелодичность, размеренность (ритмичность). Отделка Изящество. (В чем именно это проявляется.) Ко всему этому надо присмотреться или, точнее говоря, присматриваться, читая любое произведение. Хорошая хрестоматия и теория словесности могут служить очень полезными пособиями в такой самообразовательной работе.
3. Какие именно эмоции, чувства, настроения, стремления оно старается возбудить и возбуждает в данном читателе? (Особенность их, характер, например грустные, унылые, веселые, бодрые и т. д.).
4. Какие идеи проводит? (Их содержание, ясность, оригинальность, содержательность и т. д. Соответствие формы и содержания. Сюжет. Его развитие.)
5. Как, какими своими качествами возбуждает их? (Это достигается отчасти сюжетом, отчасти деталями, стилем, языком и т. д.)
6. Как и куда влечет читателя данное произведение, возвышает ли его дух или (бывает и это) принижает его? Влияние данного произведения на данного читателя в данный момент, в данной обстановке. Литература художественных произведений, как и вообще литература, искусство и наука, по существу, все-таки не более как орудия. А кто, как, с какой целью и за кого или против кого пользуется этими орудиями — это вопрос нравственности, вопрос сознания и совести, а также и в очень сильной степени — вопрос социального строя и истории.
На все вышепоставленные вопросы разные читатели, в большинстве случаев, дадут более или менее различные ответы. Но все-таки скажем им: ставьте вопросы и давайте ответы. Сами ставьте и сами давайте. Искать и формулировать эти ответы — это и есть ваше самообразование… Разумеется, не в тех вопросах, которые здесь поставлены нами, самая суть дела. Вопросы можно ставить разные и на тысячи разных ладов. Вся суть в уменье их ставить собственными силами. Вопросы, нами поставленные, именно эту цель и преследуют: не вам что-либо давать, а по мере возможности учить вас самих искать.
[1]Письмо Н. К. Крупской из Парижа от 18 апреля 1911 г. хранится в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
[2]ВОКС — Всесоюзное общество культурных связей с заграницей.
[3]Письмо хранится в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
[4]Письма Г. В. Плеханова хранятся в архиве Н. А. Рубакина
[5]«Новое Слово» и «Северный Вестник» — названия журналов, в которых печатались статьи, очерки и рассказы Н. А. Рубакина.
[6]Письмо хранится в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, фонд № 358.
[7]Эклектизм — отсутствие последовательности в убеждениях, теориях, сочетание противоположных воззрений, например материализма с идеализмом.
[8]Хранится в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, фонд № 358.
[9]Здесь и в некоторых других высказываниях Н. А. Рубакина есть повторения, но в каждом таком случае один и тот же вопрос освещается несколько по-новому — Сост.
[10]Этика («нравственная мерка», как говорит Н. А. Рубакин) — наука о моральных, нравственных нормах поведения человека.
Коммунистическая этика включает в моральный кодекс строителя коммунизма такие нравственные принципы: преданность делу коммунизма, любовь к Родине, высокое сознание общественного долга, добросовестный труд на благо общества, гуманные отношения между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат, нравственная чистота, простота и скромность и т. д. — Сост.
[11]Новая Программа КПСС ставит одной из первейших задач в области идеологии формирование у всех тружеников советского общества научного мировоззрения на основе марксизма-ленинизма. Партия стремится к тому, чтобы все советские люди понимали ход и перспективы мирового развития, правильно разбирались в событиях внутри страны и в международных вопросах, сознательно строили жизнь по-коммунистически, чтобы в поведении каждого человека и в деятельности каждого коллектива, каждой организации коммунистические идеи органически сочетались с коммунистическими делами. — Сост.
[12]Догматизм — некритическое мышление, опирающееся на положения, принимаемые без доказательств. Догматизм характерен для всех теоретических систем, борющихся против нового, отстаивающих отжившее, реакционное, без проверки его в новых, конкретных условиях. — Сост.
[13]Банальный (франц. — banal) — заурядный, избитый. — Сост.
[14]В настоящее время у нас каждый год появляются миллионы новых книг. — Сост.
[15]Экспонировать (латин. — ехроnere) — показывать. Другие способы показа книжного содержания, кроме заглавия, могут быть: предисловие или введение в книгу, оглавление, заключение или послесловие, аннотация (обычно помещается на обороте титульного листа), примечания, указатели к тексту, иллюстрации, рисунки, диаграммы. — Сост.
[16]Такие программы печатаются в справочниках для поступающих в вузы и техникумы и отдельными выпусками, с указанием литературы по каждому предмету. — Сост.
[17]Хартия — важный исторический документ, который в старину писали на пергаменте или папирусе. — Сост.
[18]Эдисон Т. А. (1847–1931) — американский изобретатель, работал в основном в области электротехники и связи. В 1877 г. он изобрел прибор для механической записи и воспроизведения звуков (фонограф). — Сост.
[19]Дебаты — обмен мнениями. — Сост.
[20]Реферирование — составление рефератов. Реферат — изложение сущности какого-либо вопроса, публичный доклад, сообщение. — Сост.
[21]Субъективное мнение — мнение, свойственное только данному лицу, субъекту, и определяется оно его личными взглядами, интересами или вкусами. — Сост.
[22]Этот пункт, быть может, нуждается в дополнительном пояснении. Иным читателям кажется, что знакомство с произведениями прошедших времен необходимо для понимания новейших. Быть может, это отчасти и справедливо… Но ведь знакомство с литературными памятниками прошлых времен и их понимание более затруднительно, а кроме того, они дальше от непосредственно окружающей нас жизни, которую прежде всего и нужно научиться понимать. Большинство людей в жизни того-то и добивается. — Н. Рубакин.