Нищета как орудие воспитания

И уж тем более недопустимо погружать сына или дочь в психологическую атмосферу нище­ты «из воспитательных соображений». Когда денег пусть не густо, но все же хватает, а ро­дители пытаются приучить детей «жить по средствам», и даже покупка бутылки лимона­да превращается в серьезную, долго решаемую проблему. «Быть или не быть? Купить иль не купить? »

В таких семьях тоже упорно муссируется тема грядущего обнищания.

— Пусть привыкает, жизнь его по головке гладить не будет! — говорят родители и ка­жутся себе при этом чуть ли не героями.

А на самом деле просто снимают с себя ответственность. Ведь долг взрослых — до по­следнего оберегать маленьких детей от беды, а они заранее расписываются в своем бесси­лии, да еще подводят под него теоретическую базу!

Даже если денег немного, лучше на этом не фиксироваться. Я, например, жила и бедно, и богато, но это не определяло суть моей жиз­ни. Конечно, хорошо, когда тратишь деньги, не считая (я лично терпеть не могу их счи­тать!). Но, с другой стороны, дети быстро раз­балтываются и могут обнаглеть. Да и опасных соблазнов при обилии денег гораздо больше.

В Москве самый высокий процент школьни­ков-наркоманов среди учащихся элитарных лицеев и гимназий. И очень многие матери признавались мне, что пока семья жила скромно, с детьми дела обстояли неплохо. А потом отец стал много зарабатывать, и ребенок как с цепи сорвался.

Помню, когда мы жили очень бедно, я ста­ралась устроить детям праздник из всякой ерунды: часто пекла пироги и кексы, покупа­ла мороженое, которое тогда стоило копейки, много играла с ними, помогала мастерить иг­ры и игрушки. И дети считали, что мы очень даже богатые, хотя ходили они, в основном, в вещах, подаренных или проданных мне зна­комыми. А суп из плавленого сырка с луком (на мясо у нас часто не хватало денег) для них до сих пор остался одним из самых лю­бимых блюд.

Если же фиксироваться на хронической не­хватке денег, у ребенка развиваются зависть и скопидомство. А это опять-таки сцеплено с множеством страхов.

Пару лет назад ко мне обратилась мама че­тырнадцатилетнего мальчика с жалобой на за­икание. Никаких других жалоб у нее не бы­ло: мальчик вел себя послушно, учился непло­хо, ни страхов, ни повышенной агрессивнос­ти у него она не замечала. Но заикание на пустом месте не бывает, и маме хотелось по­нять, что его порождает.

У Славика оказалась масса страхов, о кото­рых мама даже не догадывалась. Он боялся воров и хулиганов, которые могут обокрасть его по дороге домой, боялся пожара, боялся, что мама заболеет и потеряет работу. Иными словами, страхи подростка были, в основном, связаны с потерей имущества и угрозой обни­щания. Пообщавшись немного с мамой в не­принужденной обстановке (мы сходили вмес­те в музей, потом мама Славика пригласила меня в гости), я поняла, где генератор этих страхов.

В разговорах мамы тема денег проходила красной нитью. Она постоянно говорила о том, что они со Славиком «могут себе позволить», а что — «не могут». И, естественно, почти всегда получалось, что они чего-то не могут. Иногда действительно, а порой «принципиаль­но», «чтобы сын не разбаловался». Причем Славик редко ее о чем-нибудь просил, так что в большинстве случаев мамины рассуждения не были спровоцированы желаниями и пре­тензиями мальчика. Он вполне довольствовал­ся малым. На первый взгляд, бедность угне­тала его гораздо меньше, чем маму.

Правда, Слава рос каким-то необыкновенно бережливым и мог полвечера попрекать мать за то, что она купила молоко на пятьдесят ко­пеек дороже, чем в соседнем магазине. Хотя нельзя сказать, что семья действительно жила впроголодь. И с приятелями он был скуповат. Но женщину это не настораживало.

— Хозяин растет, — говорила она и продол­жала распространяться при мальчике о том, как несправедливо устроена жизнь и что у маленьких людей — таких, как они со Слав­кой, в этой жизни нет никакой перспективы. Лицо мальчика в подобные моменты тускнело, он весь напрягался, и речь его заметно ухуд­шалась.

Еще один типичный пример — девочка Со­ня. У нее бесконечные разговоры взрослых о нехватке денег вызвали другую реакцию. Она начала завидовать и воровать. Сперва по мело­чам, потом в более крупных размерах. Когда Соня украла на дне рождения у одноклассни­цы диктофон, разразился скандал. Родители принялись водить ее по врачам и психологам, умоляя «разрешить их проблему». А пробле­ма на самом деле была в них самих.

Богатство бывает разное

Гораздо умнее поступают те взрослые, кото­рые сызмальства ориентируют детей на богат­ство духовное.

Это, конечно, сложнее, чем купить игруш­ку. Мало твердить: «Читай, учись, твори...» Нужно самому многое знать, многое уметь. А главное, надо быть готовым постоянно пости­гать что-то новое. Ведь не секрет, что интере­сы детей во многом определяются интересами родителей. Если отец, придя с сыном в му­зей, будет сонно бродить по залам, всем сво­им видом выражая скуку и не умея ответить почти ни на один вопрос, большинству детей вряд ли захочется повторить подобную экс­курсию.

Когда родители поглощены исключительно добычей хлеба насущного, дети начинают за­видовать тем, у кого, по их мнению, более со­держательная жизнь. И опять-таки обращают внимание прежде всего на внешние, матери­альные ее аспекты, поскольку это больше бро­сается в глаза и вообще понятней. Тем паче, когда ты сам воспитан «в духе материализма» (или, как раньше говорили, мещанства).

Не только детские, но и взрослые пережи­вания из-за нехватки денег для удовлетворе­ния бесконечных, постоянно растущих потреб­ностей зачастую объясняются просто скукой и пустотой жизни. А когда жизнь обретает под­линный смысл, вдруг выясняется, что челове­ку не так уж много и нужно для счастья.

Чем выше восходит человек по лестнице ду­ховного развития, тем меньше он привязан к мирским благам, обладание которыми требует туго набитого кошелька. А значит, он стано­вится более свободным и неуязвимым.

Влияние рекламы

Развивая в ребенке интеллектуальные и ду­ховные интересы, важно ограждать свое чадо от соблазнов, которыми кишмя кишит совре­менный мир. От всего, разумеется, не огра­дишь, но тут, как и во многом другом, не следует руководствоваться принципом «Или все — или ничего!»

Особое внимание обратите на телерекламу. Яркие образы, сопровождающиеся зазывной музыкой, будоражат детское воображение. Рекламные тексты застревают в подсознании, и ребенок зачастую становится буквально одержим мечтой заполучить в общем-то не­нужную ему вещь. Причем здесь прослежива­ется четкая закономерность. Чем неустойчи­вее психика, чем больше разгулялось подсоз­нание, тем прочнее впечатываются в него ре­кламные штампы.

— Но мы же не можем запретить ребенку смотреть телевизор! — восклицают иные роди­тели.

Как будто телевизор — некое мистическое чудовище, которое не побороть никакими си­лами. Этакий удав, заглатывающий парализо­ванных ужасом жертв. Идол, которому невоз­можно не поклониться.

Хотя я знаю множество семей, где дети те­левизор не смотрят или смотрят минимально. Правда, там родители прилагают немало уси­лий к тому, чтобы занять их чем-то другим, не менее интересным.

Кстати, психологи уже заметили, что у де­тей, не пробавляющихся телесуррогатами, го­раздо лучше развита фантазия, оригинальней мышление, больше проявлены творческие спо­собности. Ведь их каналы восприятия не за­биты всяким мусором, чужими, зачастую со­вершенно чуждыми образами.

Но если вам не под силу отвадить ребенка от телевизора, то хотя бы убедите его переключать­ся во время показа рекламы на другой канал! Как? — Очень просто. Объясните, что изо дня в день смотрят одно и то же только дебилы.

Вообще почаще высмеивайте тех, кто слепо верит каждому слову рекламы, рассказывайте истории про «суперсредства», которые на по­верку оказывались вовсе не чудодейственными и даже вредными. А главное, сами не сиди­те, завороженно уставившись в экран. Воспи­тание на собственном примере — это способ, лучше которого до сих пор еще ничего не придумали, как ни старались.

Выбор среды

Чтобы у ребенка не возникло комплекса бед­няка, нужно очень внимательно отнестись к выбору среды общения. Прежде всего школы. Перед тем, как устраивать туда ребенка, поинтересуйтесь не только программой, но и материальным положением родителей. А глав­ное, интересами учеников средних и старших классов. Можно потратить уйму сил на то, чтобы ребенок не чувствовал своей ущербнос­ти даже при очень стесненном материальном положении родителей, но, попав на школьную «ярмарку тщеславия», где дети наперебой по­хваляются друг перед другом толщиной роди­тельских кошельков, ваш сын или дочь скорее всего пойдут на поводу у сверстников и нач­нут предъявлять к вам претензии. А если даже устоят, то будут чувствовать себя белы­ми воронами.

К подростковому возрасту это может стать для них настоящей трагедией. Ведь для под­ростка ненормально замыкаться в стенах род­ного дома. Ему нужен коллектив, нужно при­знание сверстников. Зачем обрекать человека на одиночество, когда можно немного на­прячься и подыскать место, где в детской среде ценятся знания и умение дружить? Та­кие школы не перевелись до сих пор, и их не так уж и немало.

Ну, и последнее.

Если у вашего ребенка есть какая-то дей­ствительно заветная мечта, постарайтесь ее выполнить. Пусть не сразу, а через несколь­ко лет и, может быть, в несколько урезанном варианте. Но все-таки выполните!

А то очень грустно бывает смотреть на взрослых людей, у которых в детстве сложи­лось впечатление, что им слишком многого недодали. Вырастая, такие люди стремятся восполнить этот пробел и часто восполняют его с лихвой, но в душе по-прежнему остают­ся обиженными, обделенными детьми. А по­тому считают себя вправе делать пакости, мстя окружающим за свои детские обиды и вовремя не сбывшиеся мечты.


Наши рекомендации