Классификация затрат на производство

группировка затрат компании на производство и реализацию продукции. Затраты делятся на основные и накладные, прямые и косвенные, условно-постоянные и переменные. Выделяются восемь групп (элементов) затрат: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо со стороны, электроэнергия со стороны, амортизационные основные фонды, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, прочие расходы. Для определения себестоимости конкретных изделий, видов продукции затраты группируются по калькуляционным статьям, с учетом места затрат, их целевого назначения. Типовой перечень предусматривает следующие статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование, расходы на подготовку и освоение производства, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, внепроизводственные расходы.

28.

Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.

Выделяют 5 основных элементов затрат:

материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.)

Эта группировка является единой и обязательной для организаций всех отраслей народного хозяйства. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Экономический элемент расходов - это однородный их вид, который невозможно разложить на составные части (пример - стоимость покупной электроэнергии).

На практике под элементом расхода понимают экономически однородные затраты (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и др.)

Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда и суммы амортизационных отчислений, организации контроля за расходами, исчисления показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и др.) и ряда других показателей.

Следует отметить, что при учете расходов по их элементам не выделяют расходы на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное производство.

29.

Калькулирование (от лат. calculatio – счет, подсчет) – это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и продажу продукции.

Статьи затрат:

1. сырье и материалы (основное и вспомогательное);

2. возвратные отходы (отнимаются);

3. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

4. топливо и энергия на технологические цели (все виды топлива и энергии, расходуемые в процессе производства, получаемые со стороны и вырабатываемые сами);

5. затраты на оплату труда основных рабочих (основная, дополнительная);

6. единый социальный налог и отраслевой страховой взнос на заработную плату основных рабочих;

7. расходы на подготовку и освоение производства (пусковые, подготовительные работы и освоение производства новых видов продукции);

8. общепроизводственные расходы (заработная плата аппарата управления; амортизация и затраты на текущий ремонт и содержание зданий общецехового назначения; опыты, исследования и рационализацию цехового характера; на мероприятия по охране труда; потери от простоев в цехах);

9. общехозяйственные расходы (заработная плата административного персонала; командировочные, служебные, почтовые расходы; амортизация и затраты на текущий ремонт и содержание зданий общезаводского назначения; на подбор рабочей силы и расстановку кадров; налоги, сборы, отчисления и оплату охраны предприятия);

10. прочие производственные расходы (гарантийное обслуживание и ремонт; представительские расходы; расходы на НИОКР и опытные работы, т.д.);

11. потери от брака;

12. коммерческие расходы (тара и упаковка продукции на складах; на доставку продукции, рекламу и прочие, связанные со сбытом).

Сумма первых 8 статей – неполная производственная себестоимость (цеховая); 11 статей – производственная себестоимость (фабрично-заводская, себестоимость товарной продукции); 12 статей – себестоимость реализованной продукции.

30.

Цена — это денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда производятся и реализуются как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает со стоимостью: она может отклоняться вверх, и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости — экономического закона товарного производства.

Факторы, оказывающие влияние на уровень цен.

· Политический

· Экономический

· Социальный

· Психологический

Функции цены: учетная, стимулирующая, распределительная, поддержания баланса между спросом и предложением.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

  • научная обоснованность цен, т.е. необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов. Научная обоснованность устанавливаемых цен базируется на тщательном сборе и анализе информации о действующих ценах, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом при обосновании уровня цен;
  • целевая направленность цен. Предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию;
  • непрерывность процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации постоянно вносятся изменения в уровень действующих на рынке цен;
  • единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего это касается установления цен продукции предприятий-монополистов, а также товаров первой необходимости, имеющих большое социальное значение. За нарушение определенных государством принципов ценообразования предусматриваются административные и экономические санкции.

Цены играют важную роль не только для экономики в целом, но и для предпринимательской деятельности отдельных бизнес-единиц (предприятий), так как от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены являются основным фактором при решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товаров или услуг, расчеты издержек производства и объемов инвестиций.

Наши рекомендации