Система качества(СК), значение стандартизации, оценка уровня качества. Контроль качества
Качество (К) как экономическая категория и объект управления.
К. — комплексная категория, отражающая эффек-ть всех сторон деят-ти п/п. Важнейшей составляющей всей сис-мы кач-ва явл-ся кач-во продукции.
Международная орган-ция по станд-ции определяет К (стандарт ИСО-8402) как совок-ть свойств и харак-к ПУ, к-ые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потреб-ти
В связи с этим следует различать предметное и функциональное качество. Предметное кач-во — это К определенного предмета, вещи, их способ-ть удовлет-ть ту или иную потреб-ть; функциональное К — уровень удовле-ия потре-ти независимо от предметного, вещественного воплощения.Принято выделять 5 подходов к опред-ию К в зависимости от поставленных задач. По восприятию: «качество сразу видно». С ориентацией на продукцию: «превосходные характ-ки». К закладывается на этапе разработки. Подход свойствен проектировщикам и людям, верящим в марку фирмы.С ориентацией на конечного потребителя: «пригодность для использования, по мнению потребителя». Этот вариант подхода отражает мнение специалистов по маркетингу и сбыту, считающих, что именно потребитель решает, качественная продукция или нет. С точки зрения производства: «соблюдение требований Н-ТД». Это точка зрения технологов и контролеров ОТК, к-ые считают, что для обеспечения К достаточно выполнить все операции без дефектов.Ценностная ори-ия: «наибольшая польза от израсходованных денег». Этот подход учитывает интересы конечного потребителя, цена выступает в роли одного из ф-ров К. К форм-ся на различных этапах произв-ва и характ-ся рядом показ-лей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью.Качес-ая продукция обладает высокими потребительскими свойс-ми, становится предметом повышенного спроса, полно удовлетворяет потребности. К продукции АПК в основном определяется хим-ми, физии-ми и биохимическими показ-ми. В одних случаях оно проявляется в содержании полезных вещ-в В с/х утраченное К не восстанавливается, т.е. брак устранить невозможно поэтому первостепенное значение приобретает сохранение К. Современное упр.К исходит из положения, что деят-ть по управлению К не м/б эффективной после того, как прод-ия произведена; эта деят-ть должна осуществляться в ходе произ-ва продукции. Важна также деят-ть по обеспечению К, к-ая предшествует процессу произ-ва.Управ-ие К –устан-ие, обесп-ие и поддер-ие необх-го уровня К прод-ции при ее разработке, произ-ве, обращении, эксплуатации и потреблении, осущест-ые путем систематического контроля К и целенаправленного воздействия на условия и фак-ры, влияющие на него (ГОСТ 15467—79).Разл-ют управ-щую и управ-ую сис-мы. Управляемая сис-ма представлена различными ур-ми упр-ия организ-ей.Управ-ая сис-ма создает и обеспечивает менеджмент качества. Объект упр. К продукции, совок-ть ее свойств или какая-то их часть, группа, отдельное свой-во.Субъект упр. — упр-щие органы всех ступеней и лица, призванные обеспечить достижение и поддержание план-го уровня К продукции.Методы упр. К — пути, к-ми органы упр-ия воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планир-го состояния и кач-ва прод-ции. Организационные м-ы. Соц-психологические м-ы. Эк. м-ы. Ф-ции в отношение об-та упр.-нормирование, технологическая подготовка произ-ва; повышение квалификации кадров, стимулирование, усиление ответ-ти за К;-К за ходом производ-ых процессов с помощью информ-ого и метрологи-го обеспечения.
Система качества(СК), значение стандартизации, оценка уровня качества. Контроль качества.
СК— это совок-ть организационной стру-ры, методик, процессов и ресурсов, необхо-ых для осуществления общего руководства К.Важнейшим элементом СК является ЖЦ продукции, или «петля качества». «Петля качества»- концептуальная модель взаимозависимых видов деят-ти, влияющих на К на различных стадиях: от определения потреб-ей до оценки их удовл-ия.СК разрабатывается с учетом конкретной деят-ти п/п, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции:
- маркетинг, поиск и изучение рынка;
- проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
- материально-техническое снабжение;
- подготовка и разработка производственных процессов;
- производство;
- контроль, проведение испытаний и обследований;
- упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции;
- монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация после использования изделия.
По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления:
- обеспечение качества;
- управление качеством;
- улучшение качества.
Станд-ия — деят-ть по установлению правил и харак-к в целях их добровольного многократного использ-ия, направленная на достижение упорядоче-ти в сферах произ-ва и обращения продукции и повышение конкурент-ти ПРУ.Объекты стандар-ции-конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д., многократно применяемые, используемые в различных сферах эк, международной торговле.Контроль- деят-ть, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких харак-к объекта и сравнение полученных результатов с установленными требо-ми для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характ-к.Контроль — одна из основных функций упр-ия К. Он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы оперативно исправить их с мини-и потерями. Об-ми К служат предметы труда, средства произ-ва, технол-ие процессы, гот. продукция, состояние приборов для измерений.Оценка уровня качества продукции согласно ГОСТ 15467-79-это совокуп. операций,включающая выбор номенклатуры,показателей качества оцениваемой продукции,определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.Оценка качества может проводиться по однородной продукции в одинаковых и различных условиях,по разнородной–относительно бригады,предприятия,объединения,территориальных структурных образований.Показатели уровня качества:1.относит. единичные показатели = абсолютные значения i –го показателя качества сравниваемого изделия / абс.показатели качества базовых изделий.2.комплексные показатели3.интегральный показатель–отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
Международные стандарты (ИСО); государственные и межгосударственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), и стандарты научно – технических обществ (СТО), стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).