Самостоятельная работа по теме №8
1.Почему социальное познание чаще всего оказывается не изучением, а конструированием социального мира?
2.. Первое впечатление о человеке – самое сильное или самое правильное?
3. Опишите факторы социальной привлекательности и объясните психологические механизмы их действия.
4. Укажите приёмы и методы социального познания. Почему их применение неизбежно в социальном познании?
5. Почему возникают эффекты первичности, ореола и новизны?
6. Какие виды эвристик Вы знаете? В чём сходство и различие эвристик и каузальных схем?
7. Почему теорию каузальной атрибуции можно считать теорией приписываемых причин?
8. Укажите, как и почему самосознание влияет на социальное познание?
9. Почему срабатывает эффект самоосуществляемых пророчеств?
10. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?
11. Согласны ли Вы с утверждением, что трудности межличностного общения обязательно влекут за собой нарушения межличностных отношений.
12. Что общего и в чём отличие между застенчивостью и нерешительностью, застенчивостью и замкнутостью?
13. Напишите сочинение о том. как может возникнуть и развиваться застенчивость
14. Перечислите примеры одиночества и приведите примеры.
Тема 5. Психотехники общения
Психология затруднённого общения. Деструктивные психотехники: принижение партнёра, игнорирование, эгоцентризм. Промежуточные психотехники общения: замечания о ходе беседы, выспрашивание, поддакивание. Нарушение общения и коммуникативные барьеры. Манипуляции в общении. Манипулятивные приёмы родителей и детей. Манипулятивные приёмы педагогов и учителей. Конструктивные психотехники: эхо – техника, развитие идеи резюме.
Раздел 3. Психология больших и малых групп
Тема 1. Психология группы
Понятие малой группы. Классификация малых групп. История зарубежных исследований малых групп. История отечественных исследований малой группы. Изучение психологии коллектива в отечественной психологии. Методологические принципы исследования группы: деятельностный принцип, социометрическое направление, принцип системности, принцип развития. Структурные характеристики малой группы. Формальная и неформальная структура группы. Коммуникативная и социометрическая структура малой группы. Ролевая структура малой группы. Нормативное поведение в группе. Типы норм. Феномен группового давления. Групповая сплочённость. Сплочённость как межличностная аттракцияю Сплочённость как ценностно-ориентационное единство группы.
Тема 1. Психология группы
Семинарское занятие №9.
Форма проведения занятия – «Круглый стол»
Вопросы для обсуждения
1. Специфика социально-психологического подхода к исследованию малой группы.
2. Коммуникации в группе.
3. Психология групповой деятельности.
3.1 Влияние других.
3.2. Влияние зрителей.
3.3. Теория конфликта внимания.
4. Психология групповой деятельности.
5. Социальная фасилитация.
6. Социальная леность.
7. Деиндивидуализация.
Литература:
1.. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000. - Раздел 3.-Глава 11 « Общие проблемы малой группы в социальной психологии»
2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер Ком,1998.- С 354 -374.
3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004 .- С 292 –310.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.
1. Составьте развёрнутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую Вы хорошо знаете, с описанием интегральных психологических характеристик и всех параметров группы.
2. Письменно ответьте на следующие вопросы:
- Чем группа отличается от случайного, или агрегатного скопления людей?
- Из каких элементов складывается групповая структура?
- Какое значение для функционирования группы имеет её размер?
- Какую роль в жизнедеятельности группы имеют групповые нормы?
3. Дайте определение системы внутригрупповой коммуникации. Опишите наиболее типичные системы коммуникации.
4. Назовите основные механизмы образования малых групп.
5. С позиций каких методологических принципов возможен анализ малой группы?
6. Какие эмпирические методы исследования малой группы Вам известны? В чём их специфика?
7. Охарактеризуйте социометрическую, коммуникативную, ролевую структуру группы, структуру власти и влияния.
8 С помощью практикума по «Социальной психологии» под редакцией Т.В. Фоломеевой .-М: Аспект Пресс, 2006.- С 105 -126, Вам необходимо провести социометрический тест по следующей схеме:
- Выбрать группу для исследования. Выделить для неё наиболее значимые сферы совместной деятельности.
- - Составить вопросник, включая в него несколько разных критериев: общий критерий типа «С кем бы Вы хотели оказаться во вновь организованной группе (класс, студенческая группа, отдел) в случае реорганизации?» и специальные критерии, связанные, к примеру, с неформальным общением в группе и с выполнением групповых задач, или проективные ситуации «если бы».
- Составить письменно инструкцию, обратив особое внимание на мотивировку участия группы в исследовании.
- Провести социометрический опрос группы.
- Построить матрицы для каждого критерия отдельно. Подсчитать суммы сделанных выборов. Подсчитать сумму взаимных выборов.
- Отметить номера членов группы, чей статус зависит от критериев, и тех, у кого он не зависит от критерия выбора.
- Построить социограмму выбора по каждому критерию.
- Начертить индивидуальные социограммы двух популярных и двух непопулярных членов группы по общему критерию.
Вычислить индивидуальные положительные статусы членов группы по каждому критерию. Выделить популярных и непопулярных членов группы, чьи статусы не изменились от критериев выбора.
- Подсчитать групповые индексы: взаимности выборов, положительной экспансивности ( индексы экспансивности считать только для непараметрической соцометрии) и интеграции. Вычислить индекс групповой сплочённости. Сделать вывод о значимости критерия , его интегрирующей функции.
- Сделать выводы о надёжности полученных результатов проведённого исследования.
- Составить психологический портрет группы. Его написание предполагает популярное изложение основных результатов социометрического исследования, в котором не используются специальные психологические термины.
Примечание. Задания должны быть аккуратно оформлены, на титульном листе указывается, кто и когда провёл исследование. Таблицы и социограммы должны иметь номер, название и комментарий.