Тема 2. История развития основных идей социальной психологии
План
1.Предпосылки возникновения социальной психологии.
2.Выделение СП в самостоятельную область знания.
3.Первые исторические формы социально-психологического знания.
4.Предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.
5.Экспериментальный период развития СП.
Литература
А) обязательная: 1,4
Б) дополнительная: 5
Вопросы и задания для самоконтроля:
1). Что предшествовало становлению СП?
2). Раскройте связь СП с социологией и психологией.
3). Охарактеризуйте первые исторические формы социально-психологического знания.
4). Каковы предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.
5). Какой исторический период в развитии СП свидетельствует о превращении ее в экспериментальную науку?
6). Охарактеризуйте основные теоретические направления в развитии СП, сформировавшиеся во второй половине ХХ-го века.
7). В чем проявляет себя современный социальный конструктивизм?
Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия: связь между межличностными и общественными отношениями
План
1.Место общения в жизни общества.
2.Структура общения, взаимодействие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.
3.Закономерности общения и взаимодействия людей.
4.Личность в контексте общественных отношений.
5.Место и природа межличностных отношений.
Литература:
А) обязательная: 1,2
Б) дополнительная: 3
Вопросы и задания для самоконтроля:
1). Что такое общение?
2). Как соотносятся понятия «общение» и «взаимодействие»?
3). Охарактеризуйте закономерности общения и взаимодействия людей.
4). Дайте определение общественных и межличностных отношений.
5). Что такое социальная роль?
6). Раскройте специфику связи между общественными и межличностными отношениями.
7). В чем проявляет себя единство общения и деятельности?
Тема 4. Социальная психология групп, их классификация; особенности взаимодействия и развития межгрупповых отношений.
План
1.Проблема группы в СП.
2.Психология больших социальных групп.
3.Стихийные группы и массовые движения.
4.Психология малых групп.
5.Психология межгрупповых отношений.
Литература
А) обязательная: 1,4
Б) дополнительная: 5
Вопросы и задания для самоконтроля:
1). Что является предметом изучения психологии больших и малых социальных групп?
2). Определите основание для классификации больших / малых социальных групп.
3). Охарактеризуйте виды больших / малых социальных групп.
4). Чем стихийные группы отличаются от организованных групп?
5). Какие механизмы обусловливают формирование и развитие групп (больших и малых),
коллектива?
6). Что является показателем сформированности группы / коллектива ?
7). Что отличает лидера и стиль его взаимодействия с группой?
Тема 5. Социальная психология личности: механизмы общения и взаимодействия, влияние социокультурного контекста
План:
1.Проблема личности в СП.
2.Социализация: понятие, содержание, стадии.
3.Институты социализации. Влияние социокультурного контекста на становление личности.
4.Социальная идентичность личности и формы ее активности.
5.Социально-психологические качества личности.
Литература:
А) обязательная: 1,3
Б) дополнительная: 4
Вопросы и задания для самоконтроля:
1) Дайте определение понятию «личность».
2). Что такое социализация?
3). Что входит в социокультурный контекст личности?
4). Охарактеризуйте известные вам социальные институты с точки зрения их влияния на становление личности?
5). Что составляет иерархическую диспозиций личности?
6). Что определяет социальную идентичность личности?
7). Какие качества личности относят к социально-психологическим?
Модуль 2. Прикладные аспекты социальной психологии