Социально-психологические механизмы социализации.

1. Социально-психологический механизм социализации.

Теория социального научения (предмет – социализация личности).

Социализация личности – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидуального общественного опытаà человек личность, приобретение знаний, навыков, умений.

Социализация – превращение из индивида в личность.

Понятие социализации касается как результата, так и механизма приобретения.

Основные источники социального индивида:

- семья

- общество

- СМИ

- общение

Механизмы:

- полоролевая типизация

- подражание

- социальная фасилитация

- социальная ингибиция

- конформность

- идентификация

* Полоролевая типизация – приобретение индивидом психологии и поведения у людей одного с ними пола. Родители – источники.

* Идентификация – родители – основной источник идентификации для детей младшего возраста. Ценные качества и формы поведения заимствований у других людей.

* Подражание – сознательное, бессознательное воспроизведение индивидом опыта других людей (движений, манер, поступков, действий, деятельности). Неосознанное подражание – внушение.

*Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других. Подражание и внушение сопровождают фасилитацию.

* Социальная ингибиция – процесс социального торможения.

* Конформность – поведение человека, когда он осознанно ведет себя как положенно, но внутри на это не согласен. Это приспособленчество. Наличие у человека внутреннего конфликта.

Психология групп.

1. Процессы социализации.

2. Игры.

3. Дружба.

4. Коммуникация.

5. Лидерство.

6. Стратометрическая концепция. (страты)

7. Процесс привыкания.

8. Проекция.

9. Реакция.

10. Слухи.

11. Соперничество.

12. Эмпатия (сопереживание).

Психологические состояния:

- конфликт

- любовь

- сплоченность

- совместимость

- авторитет

Педагогика

1. Общие понятия.

Педагогика– наука о закономерностях, методах и формах спец. Организованных образов – воспитательного воздействия на людей с целью достижения социально-значимых достижений в сознании и поведении.

Объект– люди.

Предмет – педагогический процесс (организованная целенаправленная деятельность субъектов воспитания и обучения с целью формирования необходимых знаний, навыков, умений, моральных, деловых качеств личности.

Задачи:

1. Изучение сущности закономерности развития человека.

2. Обоснование принципов, методов, форм, образов.

3. Прогнозирование развития обр-я.

4. Определение оптимальной системы укрепления учебных образов.

Отрасли:

- история педагогики

- общая педагогика

- сравнительная педагогика

- возрастная педагогика

- специальная педагогика

- проф. педагогика

Три основных раздела:

- теория обучения (дидактика).

- теория воспитания.

- школоведение.

Теория обучения.

Дидактика – проблема образования и обучения.

Обучение – целенаправленное, заранее подготовленное действие в ходе, которого осуществляется – образование, развитие, воспитание.

Обучение:

- преподавание

- учение

Содержание обучения:

1. Знания (подразумевает восприятие, осмысление, запоминание и применение на практике).

2. Умение.

3. Обратная связь.

Принципы:

Поэтапное формирование умственных действий, теория программированного обучения.

Принцип политехнизма

Принцип направленности

Принцип наглядности.

Принцип научности.

Сознательность и обучаемость

Принцип наглядности в обучении

Обучение на высоком уровне трудности

Принцип прочности

Принцип коллективизма.

Методы обучения: способ передачи знаний, способ педагогического общения с обучаемым.

- обсуждение изученного материала.

- метод показа

- метод упражнения

- метод практической работы

- метод самообучения

Дидактические задачи Методы обучения
1. Сообщение и разъяснение материала с целью его восприятия и усвоения. Устное изложение, показ, самообучение, обсуждение.
2. Закрепление полученных знаний. Самообучение.
3. Формирование навыков и умений. Показ, практика.
4. Применение знаний, навыков и умений на практике. Практика и самостоятельная работа.

Функции:

- обучающая

- развивающая

- воспитывающая

- предупредительная

- корректирующая функцию

МАКРО среда      
Воспитание – целенаправленный процесс воздействия на сознание, чувство и волю с целью формирования моральных, психологических качеств и привычек поведения в соответствии с требованиями проф. деятельности.

ЛМикро среда
Соц. заказ
Самооценка (знание, убеждение, кач-во, чувства, привычки).

Целеустремленность и научность:

1. Тесная связь воспитания с реальной жизнью.

2. Воспитание в процессе проф. деятельности.

3. Явное и четкое восприятие цели.

4. Единство слова и дела.

5. Воспитание в коллективе и через коллектив.

Формировать чувство коллективизма и гордости, приоритет служебного над личным. Использование силы общественного мнения.

Индивидуальный и дифференцированный подход:

- определять сотрудникам задания в соответствии с их особенностями.

- осуществлять руководство самовоспитания.

- анализ итоговой воспитательной работы

Опора на положительное в личности и коллективе:

- показывать перспективу и бережно относится к отклонениям

- использование чувства меры, такта

- использование силы положительного примера

- терпеливо вовлекать в виды деятельности, раскрывать потенциал

- не допускать предвзятости и грубости

Единство согласованность в воспитании.

Методы воспитания – способы педагогического воздействия воспитателей на сознание, чувство, волю воспитуемых с целью формирования необходимых качеств и привычек поведения.

Методы:

- убеждение

- упражнение

- воспитание на примере

- поощрение

- принуждение

- самовоспитание

*Убеждение: словом\делом

Особенности:

- глубокая личная убежденность

- безупречная логика

- единство слова и дела

*Упражнение – повседневная организация жизни укрепляющая сознание, развивающая волю, выработку качеств, привычку и правила поведения.

- необходимо добиваться постоянного выполнения требований, кот стоят перед сотрудниками.

- личная примерность.

* Пример – целеустремленное и систематическое воздействие воспитателя силой личного примера, а также всеми видами положительного примера.

- обеспечение высокой личной примерности.

* Поощрение – система средств и приемов морального и материального стимулирования ( оценка и вознаграждение) лиц, проявивших высокий уровень сознательности и добившихся высоких результатов в служебной деятельности и общественной работе.

- педагогический уровень целесообразности поощрения.

- подчинение поощрений решению главных задач.

- своевременное поощрение

- разумное сочетание моральных и материальных видов поощрения

- правильная формулировка мотивов поощрения.

* Принуждение – система дисциплинарно-педагогического воздействия на сотрудников, халатно относящихся к выполнению обязанностей, нарушающих дисциплину, с целью побудить выполнять долг.

- запрещение

- наложение взыскания.

- общественное порицание:

1. Применяется, когда другие методы не дали результатов, нужно резко изменить метод.

2. Применение на основе убеждения и в соответствии с принципами воспитания.

3. Индивидуальный подход в применении мер.

4. Неотвратимость в реагировании.

5. Достижение глубокого осознания провинившимся своей вины.

6. Своевременное применение мер.

7. Гласность.

8. Исключение поспешности, предвзятости, грубости.

9. Учет общественного мнения.

10. Усиление внимания к лицам, подвергнутым принуждению.

Наши рекомендации