Семинарское занятие № 6 (4 часа)
Тема: Развитие эмоций и связь с мотивационной сферой.
Цель:рассмотреть филогенетические и онтогенетические аспекты в эволюции эмоций; определить связь эмоций с мотивационной сферой личности; раскрыть суть закона Йеркса-Додсона; рассмотреть взаимосвязь эмоций и познавательных процессов; познакомиться с методами оценки эмоциональных состояний.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе.
2. Эмоции и познавательные процессы.
3. Влияние эмоций на развитие личности:
· эмоции и темперамент
· эмоции и характер
· эмоции и воля
· эмоции и потребность
4. Эмоции и мотивация. Оптимум мотивации (закон Йеркса – Додсона).
5. Эмоциональный интеллект.
6. Объективные и проективные методы оценки эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен охарактеризовать развитие эмоций в эмбриональном и младенческом периоде; развитие эмоций в раннем детстве; развитие эмоций у дошкольников; рассмотреть проблему эмоционального развития личности (К. Изард, С.Л. Рубинштейн, М. Люис, В. Вилюнас, П.М. Якобсон, А.Е. Ольшанникова, Л.П. Стрелкова и др.). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По второму вопросу: студент должен иметь представление о соотношении когнитивных и эмоциональных процессов, о взаимосвязи ощущений, процессов мышления, памяти и эмоциональных переживаний. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Васильев И.А., Подлужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление – М.: МГУ, 1980; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать влияние наследственности на эмоциональный склад личности, индивидуальный опыт и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По четвертому вопросу: студент должен раскрыть связь эмоций с мотивационной сферой личности, проанализировать кривую активации Д. Хебба, отражающую зависимость между эффективностью сигнала и уровнем активации; раскрыть значение термина «оптимум мотивации», охарактеризовать закон «Йеркса-Додсона», согласно которому зависимость наилучших результатов находится от средней интенсивности мотивации. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Наука, 1971.
По пятому вопросу: в ходе занятия студент должен провести дифференциацию понятий «эмоциональный интеллект» и «социальный интеллект», охарактеризовать составляющие EQ (самосознание, самоконтроль, эмпатия), модели эмоционального интеллекта (смешанные и модели способностей). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Наука, 1971.
По шестому вопросу: студент должен иметь представление о четырех группах методов оценки эмоциональных и поведенческих расстройств - визуальные (метод наблюдения); субъективно-оценочные (специальные опросники, анкеты); проективные (рисуночные, графические; составление сказок, рассказов); объективные (регистрация физиологических показателей). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - МГУ, 1990; Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008; Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Диагностика эмоционального нарушений у детей. – М., 2004.
Основные понятия:эмоции, чувства, эмоциональные свойства, переживание, эмпатия, мотивация, закон Йеркса – Додсона, эмоциональный интеллект.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства - М.: Логос, 2002.
б) дополнительная литература:
1. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - С. 86.
2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
3. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб: Питер, 2001.
4. Джемс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С. 86.
5. Долгова Т.П. Общая психология: Учеб.пособие: Ч.1. Психология потребностей, мотивов и эмоций. - Тверь, 1997
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 2007.
7. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008.
8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - С. 171.
9. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009.
10. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993.
11. Рейковский Я. Экспериментальная теория эмоций. - М.: Прогресс, 1979.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru/articles - Мир психологии
2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. http://www.psyworld.info – Мир психологии
6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
8. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
9. www.psychology.ru – портал «Психологический навигатор»
10. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Выполните конспект статьи Андреевой Г.М., Петрова Г.И., Горбаткова А.А. «Научная проблема: эмоции как явление, процесс, составляющая становления и развития человека»// Мир психологии. – 2002. - №4. – с. 11-64.
2. Охарактеризуйте модели типов личности по К.Г. Юнгу.
Темы рефератов:
1. Экспериментальные исследования в области психофизиологии эмоций.
2. Межкультурные различия в выражении эмоций.
3. Психологическое развитие и уровни базальной системы эмоциональной регуляции.
4. Эмоции и современное художественное творчество.
5. Понятие эмпатии, ее функции; формирование эмпатии в онтогенезе.