Особ-ти псих. склада насильств. прест-ков
Многие спец. исслед-я показ., что насильств. формы поведения связаны с некот. особен-ми психич. склада проявляющих их лиц. Осн. из этих особ-тей явл. высокая эмоц. зараж-ть содерж-я мыслей, идей, избирательно проявл-ся в некот. ситуациях. Для них характерна высокая чувствит-ть к любым сторонам межличностных отн-ний, подозрит-ть, восприятие окр. среды как враждебной. С этим связаны затруднения в правильной оценке ситуации, склонность к ее трудно корректируемым искажениям.
Высокая эмоц-ная насыщенность мыслей, идей нас. прест-ков граничит с патологией эмоц. сферы и в целом свидет-ет об их соц. отчужденности. С этим связана опред. неуправляемость их повед-я не только для окруж-х, но и для самих прест-ков. Вместе с тем они склонны предъявлять довольно высокие требов-я к окруж-им, обидчивы и эгоистичны, грубы и развязны в поведении, склонны к сильным перепадам настроения «...от страстного ликования до смерт. тоски» (К. Леонгард).
Весьма примечат. чертой личности некот. из нас. прест-ков явл. склонность к очень глубоким и сильным переживаниям, по содерж-ю сходным с состояниями экстаза. В этом смысле очень символично высказыв-е одного из прест-ков-убийц: «Я живу только в минуту смерт. опасности». Псих. содерж-е этого состояния очень сложно, но в нем захват-ся самые глубокие слои личности; в момент соверш-я нас. действий возникает чувство духовного освобожд-я, представляющее искл. ценность для данного лица. Не искл-но, что одним из самых сильных мотивов нас. преступн. повед-я (в частности, уб-ва) и явл. потр-ть в переживании этого состояния. Но в основе его лежит неосознаваемое стремл-е к выходу из состояния завис-ти, в конкр. ситуации предст-ное опред. лицом, в отн-нии кот. и соверш-ся агрессия.
Др. категория нас. прест-ков решает проблему выхода из-под завис-ти путем акт. навязыв-я своей личности др., вполне конкр. людям. Они движимы потребностью доказать ценность своего «я» и добиться ее признания. Это навязыв-е нередко носит ярко демонстрат. хар-р, использ-ся все способы втянуть др. чел-ка в сферу своего влияния, по сущ-ву подчинить его себе и использовать в кач-ве донора для любых форм «подпитки» — матер., фин., энергетич., идейной и т.п. Завис-ть от таких людей оказ-ся, как правило, непереносимой для др., поэтому рано или поздно они неизбежно стремятся разорвать ее. Здесь и возникает ситуация насилия со стороны описываемой категории прест-ков с целью предотвр-я этого разрыва отн-ний; т. к. при этом утрач-ся «донор», без кот. сущ-ние невозможно.
Третья категория нас. прест-ков — это люди с гипертрофированным чувством должного. Они предъявляют очень высокие и жесткие требов-я к окр. с позиций собств. предст-ний о нормах поведения. По сущ-ву они жестко зависимы от своих предст-ний о должном, незначит. отклонения поведения др. людей от этого представления вызыв. у них чувства эмоц. дискомфорта, более значит. — внутр. негодования и действия по нас. корректировке ситуации в соотв. с их представлениями. Здесь чел-к находится в плену собств. идеальных предст-ний и не воспринимает многообразия жизни; он нас-но подгоняет ее под свои предст-ния. Нередко эти люди выступают ярыми поборниками справедл-ти, борцами за справедл-ть, основным же способом ее устан-ния явл. насилие, принуждение.
Одной из форм проявл-я гипертрофированного предст-ния о должном явл. чувство ревности. В нем сконцентрирована позиция собств-ка, присвоившего себе «право» исключительного пользования благосклонностью другого человека, и всякие знаки внимания, оказыв. др. и со стороны др., восприн-ся как унижение собств. дост-ва и покуш-е на указанное «право». Мотивиров. ревностью насилие — это зашита идеализированного предст-ния о себе и лишение др. чел-ка права иметь такое предст-ние о себе и вести себя в соотв. с ним.
Среди нас. прест-ков сущ-ют люди, движимые потребн-тью утверд-ся в собств. мнении о себе как о лице, способном на реш-е, поступок, необычное рискованное, опасное действие. Их наиболее характ. личностной особ-тью явл. пост. неуверен-ть в себе, колебания, неспос-ть к принятию реш-й. Они испыт-ют более-менее осознаваемое изматывающее чувство неполноц-ти, своей никчемности и наход-ся поэтому в постоянной готовности избавиться, преодолеть его. Эта готовность толкает их в ситуации риска, опасных обст-в с плохо предсказуемыми последствиями. Некот. прест-ки прямо опред-ют мотив соверш-го ими тяжкого пр-ния как «соверш-е сильного поступка». Чего достигают они своими нас. действиями? Чувства уверенности в собств. существ-нии, в определ-ти сущ-ния и праве на существ-ние, не как «тварь дрожащая, а как право имеющее» сущ-во (Ф.М. Достоевский).
Есть категория нас. прест-ков, для кот. характерна пассивная психологич. позиция, выраж. в пониж-ом, слегка угнет. настроении, притуплении инт-сов, стремл-й, желаний.