Формирование предпосылок трудовой деятельности

Основными видами детского труда на протяжении дошкольного детства выступаюттрудовые дела - обязательные (самообслуживание, ежедневная помощь старшим, сотрудничество со сверстниками и взрослыми) и по интересам (индивидуальная работа, поручения, сотрудничество с детьми и взрослыми) (М Машовец)

Опыт ребенка раннего возраста интенсивно обогащается благодаря постоянному включению в общение и взаимодействие со взрослыми, которые выполняют различные трудовые процессы Наблюдение за работой взрослого ро озкривае перед ребенком значение труда: мама пришивает пуговицы на рубашку для отца; вяжет носки, чтобы дочери зимой было тепло и т.д. Активность малыша побуждает его включаться в совместную с взрослым д ияльнисть, помогать им: малыш берет в руки веник, когда мама начинает подметать; несет воронку, чтобы сестренка полила цветы Понятно, что результаты такой помощи еще не устраивают взрослого - ребенок не в олодие достаточными умениями и навыками На первых этапах появления трудовой деятельности определенно преобладает ее мотивационная сторона Стремление ребенка работать совместно со взрослым лежит в основе выработки так их важных качеств личности, как трудолюбие, настойчивость тощ тощо.

Другим благоприятным моментом для развития элементов трудовой деятельности в дошкольном возрасте является стремительное овладение ребенком миром предметов, действиями с ними время предметные действия являются основой и трудовой деятельно ости, в ходе которой предметы испытывают последовательных, планомерных, целесообразных преобразований Предметно-манипулятивная игра и трудовая деятельность тесно связана у ребенка раннего возраста, четко не отделяются в его сознания Главное для ребенка - процесс выполнения трудовых действий, а не результат, поэтому ребенок часто не доводит дело до конца, не обращая внимания на некачественное выполнение Слабо развиты на этом этапе необходимые навыки и умения во владении орудиями труда, доступными ребенку: лопаткой, веником, воронкой тощтощо.

Важной вехой в процессе становления трудовой деятельности является осознание ребенком в конце 3-го года жизни значимости результата своего труда Такое осознание возникает в связи со стремлением малыша полученных ать одобрения взрослого, привлечь его внимание к своим достижениям Растет желание ребенка действовать самостоятельно, что стимулирует овладение орудиями труда Складываются благоприятные условия для формирования в де ини ориентации на качественный результат, на понимание его значимости для окружающих - прежде всего, для близких взрослых (мамы, бабушки), для других детей (братика, сестренки) Ребенок уже понимает, что когда чис то вытереть помытую чашку для меньшего брата, то он сможет лучше удержать ее в своих ручках Постепенно на основе понимания ребенком важности ее трудовых действий для окружающих складываются общественные мотивы п рацпраці.

Отделение результата труда от ее процесса в сознании ребенка способствует становлению ее к концу раннего возраста как субъекта деятельности, свидетельством чего является появление в речи малыша местоимения"Я"и собств ного имени время, растет понимание связи между собственными трудовыми действиями малыша и качеством получаемого результата труда У ребенка возникает способность предвидеть результат своих действий по выполняемым о процессом труда: если все игрушки положить на свои места, то в комнате будет убрано Представление о будущем результате составляет психологическую условие появления действий планирования и контроля В речи ребенка появляется ются глаголы в будущем времени, указывающие на планирование ею своих действий:"уберу\","вытру\","помогуot;, "витру", "допоможу".

Успехи в развитии предметных и трудовых действий, в усвоении навыков самообслуживания приводят к появлению автоматизированных действий с хорошо знакомыми ребенку орудиями и предметами

Как отмечает ГОУрунтаева, в трудовой деятельности отличаются результативные действия, направленные на преобразование предметов, и предпосылки продуктивных действий, предусматривающие создание чего-то нового Такие действия с наблюдаются лишь в сотрудничестве со взрослым - малыш вместе с мамой лепит вареники, готовя обед для семьи Самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не можможе.

Заключение о развитии предпосылок трудовой деятельности в раннем возрасте:

- закладывается мотивационная сторона трудовой деятельности ребенка, источником которой служит потребность в сотрудничестве и взаимодействии со взрослым, стремление действовать как взрослый;

- предпосылки трудовой деятельности складываются на основе предметной деятельности ребенка и связаны с развитием его самосознания и личности;

- происходит усвоение автоматизированных действий и формирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков;

- ребенок отделяет себя от своих действий, способствует осознанию ею результата деятельности и его связи с выполненными действиями;

- ребенок стремится к достижению результата своих действий и получения его оценки взрослым

№ 48. Предпосылки учебной деятельности.Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, т.к. именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-л. деятельности , чел-к не может оставаться безразличным и вялым.

Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто считает что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимы для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные усл-я при которых возникает и развивается интерес к учению.

1.Учебная деятельность должна быть организована так, что бы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера

2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

3. Необходимо понимание важности преподносимого материала.

4. Новый материал д.б. хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.

Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

6. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

7. Учебный материал д.б. ярким и эмоционально окрашенным. Итак воспит-е познавательных интересов- важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того на сколько решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Рассматривание предпосылки учебной деятельности отечественная психология опирается на положения о содержании и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным (1960)и В.В. Давыдовым(1986). С точки зрения этих ученых учебной явл. такая деят-ть, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоритических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизведения детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что уч. деят-ть не тождественна усвоению. Знания , умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, труде.

Наши рекомендации