История становления предмета психологии и педагогики
Душа и воспитание (душа как предмет изучения и воспитания)
Как мы отмечали ранее, при описании термина «психология», вольный перевод с греческого может быть дан, как «изучении души». Это определение служит, по сути своей, примером того, чем была психология вплоть до конца 19 века. Так было до 1879 года, когда Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в Германии. Принято считать, что это событие известило начало психологии как научной дисциплины в собственном смысле. До этого психологию, как правило, рассматривали как отрасль философии.
Как раздел философии, она берет свои истоки со времен Платона, Аристотеля и Демокрита. Именно ответ на вопрос о сущности нашей души разделил античную философию на два течения – материалистическое и идеалистическое.
Философы – материалисты стояли на позиции признания первичности окружающего нас материального мира, первичности мозга как материального органа познания. Сознание с их точки зрения вторично, производно от названных материальных факторов.
Вульгарные материалисты вообще выдвигали тезис об отсутствии специфики психики, пытались представить функционирование мозга подобным функционированию печени и других внутренних органов человека. Родоначальник такого взгляда на природу психического образа Эмпедокл утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды - водой и т.д. Ему возражал Аристотель в своей работе «О душе», один из первых философов-идеалистов. «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают – ведь камень в душе не находится». И далее он развивал свою мысль так: из действительности в душу переходит не предмет, а лишь форма предмета (Аристотель. О душе. – М., 1937. - с.102).
Материалистическое направление в философии берет начало в работах древнегреческого философа Демокрита, создавшего атомистическую торию развития мира, в которой был воплощен принцип причинности. Он писал, что в беспредельном пространстве, сочетаясь в несчетное количество миров, движутся по неизменным законам неделимые и непроницаемые частицы, среди которых наиболее подвижными являются легкие и шарообразные атомы огня, образующие душу.
Философы - идеалисты не были согласны с материалистическим тезисом о первичности материи и вторичности сознания. Они предполагали, что «грубая», «инертная» материя человеческого мозга не способна продуцировать сознание.
Древнегреческая философия была также колыбелью европейской системы воспитания. Каждый из философов античности, в соответствии со своим отношением к душе, предлагал определенную концепцию воспитания человека.
Демокрит, в логике своего учения о единстве души и природы, выдвинул тезис о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны», - писал он. Демокрит предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнение в нравственных поступках.
Сократ – субъективный идеалист считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только самих себя, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Поэтому целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, апознание самого себя, совершенствование нравственности. Сам он вел беседы по вопросам нравственности, побуждая слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был его последователями назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.
Аристотель выделял три вида души: растительную, которая проявляется в питании и размножении человека; животную, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях; разумную, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. Хотя целью воспитания Аристотель называл развитие высших сторон души – разумной и волевой, он одновременно говорил, что трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. В отличие от Сократа, Аристотель выдвигал в своей философии деятельное начало, поэтому придавал большое значение упражнениям (приучение, частое повторение желательных действий). Он говорил, что для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения, формирующие привычки и навыки нравственного поведения.
Первый в истории европейской цивилизации труд в области педагогики принадлежал Марку Фабию Квинтилиану(42-118 гг. н.э.). Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об его основных педагогических взглядах, которые (подобно сочинению Аристотеля «О душе») долгое время была основной книгой по педагогике. Квинтилиан считал, что воспитание будет успешным при наличии любви со стороны воспитателя и его умения не раздавать легко награды и наказания.