Особенности личности и их значение в деятельности оператора
Содержание понятия «личность». Соотношение понятий «индивид» и «личность». Факторы, влияющие на процесс формирования личности. Психические свойства личности (темперамент, характер, направленность, способности). Потребности личности. Мотивационная сфера личности. Самосознание личности. Личностные особенности в деятельности оператора.
Каждый из нас принадлежит к человеческому роду и это фиксируется в понятии «индивид». Индивидом является любой человек, однако далеко не каждый индивид является личностью.
В психологии под личностью понимают социальное существо, включенное в систему общественных отношений и являющееся субъектом познания и активного преобразования действительности. Следовательно, только взрослый, нормальный человек является личностью.
Человек не рождается личностью, ею он становится в процессе своего психического развития. Каждый человек появляется на свет как индивид, при этом он приходит в мир, имеющий определенную систему общественных отношений, включается в различные социальные группы (семью, компанию друзей, школьный класс, спортивную секцию и т.п.), и все это вместе создает переплетение отношений, формирующих его как личность. Следовательно, личность – это продукт общественно-исторических условий и социальной среды, в которых происходило психическое развитие индивида. Однако личность не является пассивным продуктом социальной среды. Процесс усвоения личностью социального опыта опосредован внутренним миром личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Иными словами, формирование личности происходит при ее постоянной активной позиции.
Под психическимисвойствами личности понимают те психические свойства человека, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристики человека как субъекта общественно-трудовых отношений. К ним относят направленность личности, темперамент и характер, способности.
Под темпераментом понимают индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в различном возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, т.е. силе и устойчивости воздействия, которое оказывают на человека впечатления, и в эмоциональной возбудимости, т.е. в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает человека, в устойчивости, с которой оно сохраняется. Выражением темперамента является импульсивность, характеризующаяся силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, и устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью, сангвинический - слабой впечатлительностью и большой импульсивностью, меланхолический - сильной впечатлительностью и малой импульсивностью, флегматический - слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
Характер - это психологическое свойство личности, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации. Характер – это общее качество личности в целом, совокупность таких ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие. Черты характера человека определяются его отношениями к другим людям, к труду, к самому себе и к вещам.
Направленностьличности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т.д.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности, а также знания, умения и навыки не тождественны друг другу, но едины, поскольку по отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность для их приобретения. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и воспитание активно формируют их.
Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Потребность – это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования. Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и связанных в основном с биологическими нуждами, потребности человека все время изменяются и развиваются. В этом постоянном обновлении потребностей немалую роль играет общественное производство. Потребности человека имеют общественно-личный характер, они формируются в процессе его воспитания. Общепринятая структура потребностей по А.Маслоу: 1)физиологические; 2)потребности в безопасности; 3)потребности в принадлежности и любви; 4)потребности в уважении и признании; 5)потребности в познании; 6) эстетические; 7)потребность в самоактулизации.
В зависимости от конкретных условий существования личности, потребности человека выступают в виде системы мотивов.Мотивы– это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Деятельность человека может определяться одним мотивом, но чаще – системой мотивов. Мотивы отличаются видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, а также они могут быть устойчивыми (свойственными данной личности длительное время) или ситуативными (определяемыми текущими условиями). К осознаваемым мотивам относят интересы, убеждения, стремления. Неосознаваемые: установка и влечение.
Каждый человек живет в обществе, среди других людей. Взаимодействуя с ними и окружающей предметной средой, он выделяет сам себя из окружающего мира, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов. Иными словами, у человека формируется самосознание.Самосознание личности представляет собой определенный этап развития ее сознания,
Самосознание позволяет выделив себя из окружающей среды, познавать себя, свой внутренний мир, определенным образом относиться к себе, ощущать себя субъектом своих действий, физических и психических состояний. Самосознание формируется постепенно в процессе психического развития личности.
Самосознания выполняет следующие функции:
1. самопознание,
2. эмоционально-ценностное отношение к себе (самоотношение),
3. саморегулирование поведения.
Самосознание личности – это сложное психическое образование, компонентами которого являются:
1. “образ Я”,
2. самооценка,
3. уровень притязаний,
4. локус контроля,
5. ожидаемая оценка личности группой.
В соответствии с принципом личностного подхода можно сказать, что
все индивидуально- и социально-психологические особенности человека есть те или иные стороны проявления его личности, что личность с ее психическими свойствами и самосознанием является системообразующим фактором, определяющим поведение каждого человека.
Влияние личностных особенностей будет иметь место в любых ситуациях и в любых видах деятельности, в том числе и в деятельности человека-оператора. Поэтому при отборе операторов, при их подготовке, при комплектовании рабочих групп, команд и экипажей, при проведении мероприятий по психологической поддержке операторов необходимо исследовать и принимать во внимание личностные их особенности и характеристики.