Развитие зрительного анализатора плода
Глаз плода практически сформирован уже к 10 неделям развития, а к пяти месяцам он проходит этапы своего окончательного формирования. Хотя с 20-й недели плод уже может видеть, считается, что зрительное восприятие включается только после рождения, когда ребенок попадает под непосредственное влияние света. Действительно, находясь в материнском чреве, окруженный околоплодными водами, видеть в обычном понимании этого слова плод не может. Он практически изолирован от воздействия света и находится в замкнутом пространстве матки, как в «темной комнате». При направленном освещении живота матери сильной лампой плод видит только слабый оранжеватый или красноватый свет.
Однако есть свидетельства, которые говорят, что плод способен воспринимать и запоминать зрительные образы, связанные с сильными эмоциональными переживаниями матери. Эту возможность он приобретает примерно с 50-го дня внутриутробной жизни (когда у ребенка начинают фиксировать мозговые импульсы и его глаз уже прошел этапы своего первичного формирования). Доказательства такой возможности были получены С. Грофом и другими исследователями на лечебных сеансах, когда пациенты, погруженные в воспоминания о внутриутробном периоде жизни, вспоминали картины, которые видела их мать во время беременности и которые вызывали у нее сильные эмоциональные всплески. Основы такого парадоксального зрительного восприятия плода заложены в удивительных свойствах сетчатки глаза. Она способна не только воспринимать внешние сигналы, транслируя зрительные образы в головной мозг, но и воспроизводить образы, возникающие в мозге. Благодаря именно этим свойствам сетчатки глаза мы можем воспроизводить в памяти уже виденные нами образы, мечтать, видеть сны. Интересно, что различные яркие или длительные эмоциональные переживания матери во время беременности, не связанные со зрительными впечатлениями, пациенты тоже воспринимали как видения, ассоциативно отражающие положительную или отрицательную направленность этих переживаний. Так, сильный испуг или депрессия матери могли ассоциироваться с нападением хищных птиц или страшных пастей, стремящихся съесть беспомощного младенца, а состояние радости и спокойствия матери, как правило, ассоциировалось с пребыванием в райских садах, картинами неземной красоты, полетом ангелов и подобных им прекрасных существ.
Значение созерцания матери для формирования плода Исторические свидетельства и случаи из практики. Каждая будущая мать хочет родить самого красивого и самого умного малыша. Убеждение, что беременная может выносить красивого ребенка, если будет всматриваться в красивые лица и будет постоянно находиться в окружении красивых вещей, построек или дивных красот природы, дошло до нас из глубокой древности. В то же время в старину уверяли, что беременной женщине «обязательно нужно отстранять от себя все неприятности, предметы неприятного вида, зверей, безобразных людей, потому что она могла родить ребенка, лицо или образ которого могло иметь большое сходство с тем животным или уродом, которого она часто видела или которого испугалась». Верование, что находящийся в утробе младенец может полностью перенять черты того или иного образа, под влиянием которого находилась его мать во время беременности, было всеобщим. Оно имело широчайшее распространение в Древней Греции и Риме, в Европе, на Руси, в Китае и т.д. Известный отечественный этнограф XIX века М. Забылин приводит по этому поводу следующие исторические свидетельства: «Такое убеждение было всеобщим даже во времена ученых Плиния и Галена...
«Я знал, — говорит Гален, — одного некрасивого мужчину, горбатого и довольно похожего на Эзопа. Боясь быть родоначальником такого же уродливого потомства, он приказал написать красивого, хорошо сложенного мальчика и такую картину повесил в углублении кровати так, чтобы жена в известных случаях могла иметь его перед глазами. Ожидания супруга увенчались полным успехом: жена родила красивого мальчика, совершенно похожего на портрет... ...В гельветических хрониках Семпта рассказывается, что одна знаменитая римлянка, находившаяся в тесных связях с папою Мартином IV, будто бы родила сына, мохнатого, как волчонок, и с когтями, как у хищного зверя. Объясняется это будто бы тем, что у папы было много картин, изображавших различных животных; эти картины и послужили к рождению мохнатого сына. После этого случая папа приказал снять их, боясь, чтобы прекрасная римлянка не произвела целое поколение мохнатых».
Помимо записей этнографов существуют аналогичные случаи из современности. Встречается довольно много случаев, когда новорожденный ребенок во многом повторяет черты излюбленного портрета, в который всматривалась его мать во время беременности. В статье «Как родить красивого ребенка», опубликованной в журнале «Наш малыш» за 1997 год, был описан следующий случай: «Это было в 80-х годах. Одинокая женщина, по профессии искусствовед, полностью разуверившись в возможности выйти замуж, решила в свои 32 года родить ребенка сама. Она обладала весьма непривлекательной внешностью: была смуглой, низкорослой, широкоскулой и обладала далеко не изящной фигурой. Всю жизнь она сидела в музейных хранилищах и библиотеках, занимаясь итальянской портретной живописью XV—XIX веков, а тут вдруг решила на некоторое время их покинуть, чтобы решить свою жизненно важную проблему. И, представьте себе, решила! Правда отец тоже красавцем не был — такой же низкорослый и несимпатичный. И вот, когда стало понятно, что беременность состоялась, наша героиня благополучно вернулась к своим любимым портретам, на которых были изображены изящные и стройные женщины, с длинными тонкими пальцами, большими глазами и правильными чертами лица. Беременность протекала спокойно, роды прошли благополучно, и родилась девочка — чудо-ребенок, точь-в-точь с портрета. Это дитя действительно получилось, как говорится, «ни в мать, ни в отца», а в любимые портреты мамы. Девочке сейчас 15 лет, и она всех поражает своей классической красотой, изяществом и кожей изумительной белизны». Современная наука дает объяснение подобным феноменам. Представление о механизмах воздействия зрительных ощущений матери на развитие внутриутробного плода дает волновая генетика и биофизика.
Что создает пространственные формы живых организмов. О существовании генов и хромосом мы знаем еще из школы. Формулировка учебника гласит: «Ген — это биологическая единица, кодирующая последовательности аминокислот, образующих белковые молекулы». (Вдумайтесь в ее содержание!) Но если ген несет информацию только о составе белковых молекул, то совокупность генов может породить лишь совокупность белков или, в лучшем случае, колонию вирусов, которые не являются целостным организмом [П.П. Горяев, 1994]. Это означает, что такая самоорганизация не может привести к сборке ни единичных клеток, ни тем более многоклеточных организмов. Но, тем не менее, все биологические организмы имеют вполне конкретные пространственные формы. Каким же образом происходит формообразование живых существ?
Первыми заинтересовались этой проблемой эмбриологи, понимавшие, что при воплощении пространственной структуры любого живого организма только генов недостаточно. Чтобы объяснить формообразование у биологических существ, они разработали концепцию эмбрионального морфогенетического поля. Ее первые разработки были сделаны АХ. Гурвичем и Н.К. Кольцовым, а их книга, посвященная этим проблемам, вышла еще в 1944 г. Согласно этой концепции, вокруг эмбриона и плода присутствует особое поле, содержащее в себе информацию о пространственной форме организма. Именно оно из стремительно размножающейся клеточной массы «лепит» органы и организм в целом. Морфогенетическое поле присуще каждой клетке, а в многоклеточном организме поля клеток накладываются друг на друга и образуют его общее поле.
В качестве примеров, иллюстрирующих формообразующее действие морфогенетических полей, можно привести возможности живых существ восстанавливать первоначальные формы при травмах или при утрате конечностей. Вспомним всем известную ящерицу, отбрасывающую в момент опасности свой хвост, после чего у нее благополучно отрастает новый, такой же, как и прежний. И эти случаи в природе нередки: краб отращивает новую клешню при утрате старой, змея восстанавливает утраченный хвост и т.д. Такое восстановление тканей и целых органов возможно не только для низших классов животных и пресмыкающихся. Серия лабораторных исследований на крысах и мышах показала, что после травм у этих животных возможно полное восстановление конечностей (хвост, фаланга пальца), если раневую поверхность все время поддерживать в незаживающем состоянии, убирая сухие корки и постоянно раздражая. На месте травмы клетки усиленно делятся, разрастаются и, благодаря морфогенетическому полю, формируют конечность в ее первоначальной форме.
Современные исследования Гаряева, Казначеева, Шелдрейка и других ученых позволили установить, что биологическое поле представляет собой чрезвычайно сложную волновую структуру, состоящую из электромагнитных и акустических волн различной частоты и длины. Носителем морфогенетического поля клетки, в том числе и половой, является ДНК, т.е. наследственный аппарат. Следовательно, можно говорить о передаче наследственной информации не только химическим, но и волновым путем. При оплодотворении создается новый набор хромосом (новая молекула ДНК), а следовательно, новая единица наследственности и новая информационная волновая структура — эмбриональное морфогенетическое поле. Проведенные исследования доказали также, что эмбриональные клетки чрезвычайно чувствительны к полевым воздействиям. Более того, в их морфогенетическом поле записывается вся поступающая извне волновая информация, преобразованная полем матери. Причем эта информация сохраняется в организме на десятки лет и действует как наследственная, а эмбриональными свойствами клетки ребенка обладают в течение всего внутриутробного периода. Это означает, что для младенца, развивающегося в утробе матери, чрезвычайно важно, какого рода поля на него воздействуют. Прекрасной иллюстрацией этого вывода являются знаменитые опыты доктора Кянь-Дженя, который облучал развивающегося в яйце цыпленка биополем утки и в результате получил куроутку. У этого существа (генетического цыпленка) был широкий клюв и перепонки на лапах, как у утки. Замечательный ученый провел много опытов, подобных этому, с растениями и животными и получил потрясающие результаты. Его исследования доказали, что исходный генетический материал можно преобразовывать, воздействуя биополями на развивающийся организм до его появления на свет.
Подтверждая высокую вероятность воздействия зрительных образов, которые лицезреет беременная женщина, на формирование тела и в особенности лицевого черепа будущего младенца, нужно сказать о следующем. Лицо человека претерпевает изменения в течение всей его жизни. Особенно пластичными черты лица бывают в период внутриутробной жизни и в подростковом возрасте. Было подмечено, что в период «бурного» формирования лиц подростков, в случае, если они увлечены каким-либо идеалом, лица мальчиков и девочек приобретают черты заметного сходства со своими кумирами. Кроме того, стоит вспомнить всем известное жизненное наблюдение супруги, долгое время прожившие вместе, внешне становятся похожими друг на друга.
Всеобъемлющий закон гармонии. Мы коснулись святая святых — возможности влияния на генетический потенциал будущего ребенка. Традиция утверждает: смотри на красивое и избегай уродливого. Но ведь понятие «красивое» очень относительно — у людей вкусы бывают совершенно разными. Что же выбрать в качестве критерия оценки красоты, чтобы положительно повлиять на потенциал будущего младенца, а не навредить ему (ведь получить именно положительный результат вовсе не обязательно). К счастью, критерий красоты, абсолютный и безошибочный, существует.
Каждому человеку неоднократно приходилось любоваться творениями природы: прекрасным цветком, бабочкой, грациозным оленем, могучим дубом, сталактитами в пещере, видом горных вершин, звездным небом. Природная красота — это высшая степень целесообразности: ничего нельзя убрать, не нарушив целостность, и ничего нельзя прибавить — оно будет лишним. Весь окружающий нас материальный мир пронизывает удивительная гармония, выражением которой являются принципы симметрии и «золотого сечения». Золотое сечение давно привлекало к себе внимание лучших мыслителей и художников. Этот интерес вызван тем, что все объекты (как природные, так и рукотворные), в формах которых присутствует золотая пропорция, приятны для глаз, они всегда вызывают ощущение красоты, соразмеренности и гармонии. (Поясним, что принцип золотого сечения состоит в особом делении отрезка, при котором отношение большей части к меньшей выражается числом Ф = 1,618.) Принцип золотого сечения известен с древних времен. Древние считали эту пропорцию особой, гармонической, божественной. И это не случайно. Закономерности золотой симметрии проявляются в строении галактик и планетарных систем, в структуре звезд, планет и минералов. Они отражены в мире элементарных частиц и в молекулярном строении химических соединений. Этими закономерностями пронизана вся Вселенная, в которой мы живем. Появлению на нашей планете биологического мира предшествовало формирование неживой материи. Все живые существа появились в уже сформированной среде, которая в свою очередь отражала свойства Вселенной и была подчинена законам гармонии. Следовательно, биологический мир не мог не отразить в себе свойства среды, в которой он возник. И действительно, строение молекулы ДНК подчинено принципам золотого сечения. Эти же принципы отражены и в ее полевой структуре. А если наследственный аппарат всех живых существ отражает эти закономерности, значит, и их пространственные формы тоже должны им подчиняться. В растительном и животном мире мы постоянно видим симметрию по вертикали (в направлении роста и движения) и отношение частей в пропорции золотого сечения по горизонтали. Эти закономерности прослеживаются не только в целостном строении тел живых существ, но и в строении их отдельных органов, а также в биоритмах, работе мозга и легких, в сердечных ритмах, т.е. в работе всех функциональных систем организма. Таким образом, для гармонизации развития внутриутробного младенца необходимо, чтобы беременную женщину окружали только те предметы, картины природы, сооружения и т.п., которые отражают в себе законы гармонии Вселенной.В урбанистическом мире, к сожалению, невозможно сделать всего, что необходимо для красоты и здоровья наших собственных детей. Тем не менее путь к спасению есть — это творения высокого искусства.
Под сенью творений искусства. Изначальный наследственный потенциал будущего ребенка можно улучшить, если поместить беременную женщину в «поле прекрасного». И таким мощным излучателем волн гармонии и красоты являются произведения искусства и памятники культуры. Закономерности гармонии природы, однажды подмеченные человеком, не могли не использоваться им в своем творчестве. В соответствии с природной гармонией древние философы видели единение с божественным. Секрет золотого сечения был известен в далекой древности: египетские храмы и пирамиды, древнегреческие храмы и статуи — это результат практического применения зодчими и художниками золотой пропорции. Ее использовали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие. С ней хорошо был знаком великий мастер Антонио Страдивари, который использовал это соотношение в изготовлении своих знаменитых скрипок. Но все же наиболее широкое применение золотое сечение нашло в великих творениях архитектуры и живописи.
В силе воздействия творений искусства играет роль не только живость пропорций. Мы упоминали о том, что наиболее эффективное воздействие на эмбрион и плод оказывают поля живых существ. Помимо стройности и гармонии форм культурные ценности представляют собой специфическую материю, сочетающую в себе свойства живого и неживого мира. Создавая свои произведения, мастера прошлых столетий использовали материалы органического происхождения. Например, многие постройки и мебель делали из дерева, в состав раствора для кладки зданий входили белки куриных яиц, в состав красок входили растительные масла, для набивки ткани использовали красители растительного происхождения, картины писали на холсте (отсюда и пришло выражение «полотна великих мастеров»), иконы — на деревянной доске и т.д. Благодаря составляющей органического происхождения памятники культуры можно рассматривать как материю, обладающую свойствами биологического существа, или, как ее охарактеризовал Вернадский, материю «биогенной природы».
Материя такого рода обнаруживает удивительные свойства. Входящие в ее состав полимеры биологического происхождения обладают долговременной молекулярной информационной памятью, которая сохраняется на протяжении десятков и даже сотен лет. А золотая симметрия организует ее пространственные формы, делая произведения искусства и культурные ценности похожими на живые существа. Таким образом, органическая материя, облеченная в новые формы, одухотворенные гармонией золотого сечения, получала новую жизнь. Сегодня с помощью новейших сверхчувствительных приборов было установлено, что многие заброшенные исторические памятники и древние строения обладают мощным информационным излучением, которое фиксируется даже тогда, когда от них сохранились лишь фрагменты. Именно поэтому памятники древней культуры поистине являются живыми хранителями духа времени, который был присущ исторической эпохе их зарождения. Великие творения культуры и искусства, благодаря присущим им свойствам живого организма, способны изменять химические и физические свойства окружающего пространства, создавая как бы невидимую ауру, способствующую нейтрализации внешних неблагоприятных факторов. Эта преобразованная область пространства моделирует среду, обладающую оздоравливающими и гармонизирующими свойствами. Помимо этого в ней отражается эмоциональный мир и духовная мощь древнего творца. Именно в этой преобразованной и облагороженной части пространства с наиболее высокой интенсивностью происходит обмен волновыми и физическими взаимодействиями между биогенной материей и живыми организмами. Эмбрион и плод отличаются особой восприимчивостью к полевым воздействиям и не могут не реагировать на соседствующие с ними поля. Если беременную женщину поместить в гармонизированное живое папе произведений искусства, обладающее особой силой, то ее младенец будет развиваться под его влиянием (вспомним куро-утку). Особая среда памятников культуры позволит поддержать и развить в младенце все лучшие задатки, а возможно, и улучшить имеющиеся. Среда такого рода может также препятствовать развитию тех качеств ребенка, которые негармоничны и далеки от подлинной красоты. А из этого следует, что если беременная с первых месяцев расположится под сенью древнего замка, окунется в мир художественных ценностей или хотя бы ненадолго отправится бродить по развалинам древнего города, она окажет чрезвычайно благотворное влияние на будущего ребенка.
Хочешь быть здоровым — смотри на красивое. В древности беременным рекомендовали смотреть на красивое по двум причинам. Во-первых, созерцание красивых вещей и лиц обещало рождение красивого младенца, а красота и здоровье считались понятиями, тесно связанными друг с другом. Поэтому рождение красивого ребенка всегда предполагало наличие у него крепкого здоровья, поскольку принцип золотого сечения отражается во всех функциях организма и строении его внутренних органов. Значит, обладатель гармоничного тела получал гарантии, что и все его внутренние органы и системы будут функционировать нормально.
Во-вторых, за счет зрения мы получаем 90% информации о внешнем мире. Кроме того, оно играет не последнюю роль в передаче информации от матери к плоду. Если при влиянии на внутриутробного младенца сочетать непосредственное полевое воздействие извне со зрительными ощущениями матери (воздействие изнутри), мы получим эффект в несколько раз больший. Именно поэтому традиция рекомендует беременным окружать себя красивыми вещами и видами и поддерживать | это влияние долгим и частым всматриванием в черты красивых лиц. Чтобы помочь ребенку сформироваться гармоничным и красивым, беременным рекомендуется выбрать несколько портретов хорошо 1 сложенных людей с красивыми лицами и развесить их в своей квартире или в доме в тех местах, где они проводят больше всего времени, чтобы иметь возможность постоянно обращаться к ним взглядом. Кроме этого, рекомендуется хотя бы один раз в день устраиваться поудобнее в кресле или на диване и под прекрасную старинную музыку предаваться продолжительному созерцанию красивых лиц на портретах, пристально рассматривая и «перебирая» их черты взглядом. Для созерцания беременной лучше всего использовать картины больших размеров с изображением человека в полный рост, где видны красота лица и тела. Но если такового не найдется, то вполне подойдет портрет, написанный до пояса. Самым главным является красота и правильность черт изображенного лица. При отборе портретов для этой цели лучше всего ориентироваться на работы кисти КП. Брюллова, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Стиль письма в реалистичной манере в сочетании с подлинным художественным даром этих авторов делает выбор портретов их кисти идеальным объектом для созерцания беременной женщиной. Помимо живописи для созерцания также подходит скульптура Древней Греции. Прекрасно, если беременная для созерцания может воспользоваться подлинником, но ничего страшного, если она воспользуется репродукцией, главное, чтобы картина была хорошего полиграфического качества и надлежащего содержания. Будущей маме следует рекомендовать непосредственный контакт с художественными ценностями, т.е. предлагать ей посещение музеев и выставок. Подбирая портрет для созерцания, необходимо помнить, что для этой цели не подходят фотографии и портреты с размытым изображением, нечеткими линиями и бликами. Не подходят также любые стилизации, условные изображения человеческих лиц, портретные варианты так называемого «авторского видения». Воспользовавшись этими рекомендациями, беременные, возможно, не улучшат генетически обусловленные внешние данные своего ребенка, но во всяком случае застрахуют его от всего, что могло бы ему повредить. «Чудо» может произойти в случае продолжительного, а может быть, даже и постоянного пребывания в «поле прекрасного».