Основные психологические школы

КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ

СТРУКТУРАЛИЗМ

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

БИХЕВИОРИЗМ

НЕОБИХЕВИОРИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ

ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа

Карл Густив Юнг: аналитическая психология

Альфред Адлер: индивидуальная психология

НЕОФРЕЙДИЗМ

Карен Хорни: образ Я

Эрих Фромм: «бегство от свободы»

Гарри Стэк Салливен: межличностные отношения

Эрик Эриксон: Эго-психология

ТЕОРИЯ ШТЕРНА

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава VIII

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Середина века

Два направления в проблеме человека

Антропологический принцип в философии Н.Г. Чернышевского

П.Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте

К.Д. Кавелин о культурной детерминации психики

А.А. Потебня: язык народа как орган, образующий мысль

Изменение социальной ситуации в конце XIX века

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА

Университетские психологические школы

Вл.С. Соловьев: неохристианская концепция души

Л.М. Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Н.Я. Грот: личность и свобода воли

Н.О. Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма

С.Л. Франк: душа человека

М.И. Владиславлев: соединение этики и эстетики

А.И. Введенский: знание и вера

Д.Н. Овсянико-Куликовский: психология творчества

Л.И. Петражицкий: правовые и нравственные чувства

Некоторые итоги

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Первые шаги

Г.И. Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Н.Н. Ланге: естественнонаучная ориентация психологии

РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

Достойный памятник русского ума

И.М. Сеченой – основатель науки о поведении

И.П. Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности

Объективная психология В.М. Бехтерева

А.А. Ухтомский – учение о доминанте

ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Реактология

Психология социального бытия Г.Г. Шпета

Разгром педологии

Л.С. Выготский: теория высших психических функций

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

М.Я. Басов: человек – деятель в среде

С.Л. Рубинштейн: единство сознания и деятельности

А.Д. Леонтьев: строение деятельности

О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Послесловие

Рекомендованная литература

Михаил Григорьевич Ярошевский

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В.

Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

От автора

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – «ничто так не меняется, как неизменное прошлое»; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют «драмой идей», есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину

этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

Наши рекомендации