Чясть 2. Уроки псикологии в cpehheu школе
Шестой клйсс
«Как проявляются способы поведения в конфликте?»Ведущий зачитывает варианты действий человека. Подростки должны определить способ поведения в конфликте по действиям, присущим каждому из них: молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений (уход);
— требование безоговорочного послушания, критика пози
ции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, при
менение физического насилия, перекрикивание (наступление);
— полное согласие, чувство бессилия, плач (отступление);
— поиск справедливого исхода, допущение некоторых ус
тупок, проведение беседы, заявление о своих чувствах и пра
вах (обсуждение).
Работа в тетради.Ведущий просит ребят письменно закончить предложение «В конфликте я обычно....» (наступаю, отступаю, договариваюсь, ухожу от него).
«Конфликтные ситуации».Далее ведущий задает учащимся конфликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, придумывают и проигрывают варианты их развития (наступление, обсуждение, отступление, уход).
«Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание»-.
«Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике».
«Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек>>.
Работа со сказкой.
Сказка про цветной снег
, Жил на свете человек, который умел видеть цвет снега. Зимой, когда люди, закутанные в шубы и шапки, быстро перебегали от дома к автобусу или входу в метро, он медленно шел по улице и внимательно смотрел по сторонам, разглядывая снег, который лежал на газонах. «О, вчера снег был светло-синий, а сегодня — розовый», — радовался он. Иногда он разговаривал со снегом, просил его принять тот или иной оттенок.
Шло время. Человек стал большим начальником. Он теперь не ходил пешком, его возил в машине личный шофер. У него уже не было времени разговаривать со снегом. Да и неприлично это вроде бы. А чтобы совсем не было искушения рассматривать снег, человек заказал себе темные очки в красивой дорогой оправе. Через них снег всегда казался коричнево-серым. Правда, такими же казались и люди: однообразно-серыми и скучными. Но это не страшно. Ведь многие живут и видят вокруг себя только серый цвет.
Но однажды машина, в которой ездил человек, сломалась. Он пошел к метро пешком, особо не разглядывая обычное серое окружение. Но вдруг его внимание привлекла пожилая женщина в стареньком пальто, которая голыми руками копалась в мокрой урне. «Она достает оттуда бутылки, — догадался человек. — Надо дать ей денег, может быть, какое-то время она сможет отдохнуть», — подумал он и полез за бумажником. Но его не оказалось. «Забыл на работе, — огорчился человек, — но я могу ей дать что-нибудь другое». Он полез в карман. Но там не было ничего, кроме платка. В портфеле были бумаги, не представлявшие для старушки никакой ценности. «Очки, — вдруг вспомнил он, — они дорогие, она сможет продать их». Он быстро снял очки и протянул женщине. Снял — и от удивления зашатался. Вокруг него лежал разноцветный снег: розовый, зеленый, синий. Снег искрился и, казалось, пел.
Человек глубоко вдохнул запах снега.
— Я не буду больше надевать очки. Я хочу видеть так, как умею. Я хочу жить в мире цветов и запахов, чувств и неразумных поступков, — сказал он.
А вокруг него лежал разноцветный снег, и на нем кружились в танце разноцветные люди. И разноцветными улыбками были раскрашены их лица.
Вопросы Эля обсужЭения
— В чем было главное богатство человека?
— Почему он перестал им пользоваться?
— Что помогло снова обрести контакт с самим собой?