Влияние схем коммуникативных связей на выполнение работы и удовлетворенность работников
Большинство работников организации являются частью неформальной коммуникативной системы, называемой «гроздью». Каждый из них, кроме того, является звеном в одном или нескольких формальных восходящих, нисходящих и горизонтальных каналах. В любой день старшая медсестра в больнице может передать любую неординарную информацию о пациентах врачам, совершающим обход (восходящая коммуникативная связь), дать указания на день младшим медсестрам (нисходящая коммуникативная связь) и встретиться с другими старшими сестрами, чтобы составить план инспекционных мероприятий (горизонтальная коммуникативная связь).
Большая часть имеющейся в наличии информации о зависимости между: а) местом в коммуникативной сети и б) выполнением работы и удовлетворенностью работников получена в ходе лабораторных экспериментов с малыми группами. Эти группы создаются с целью выполнения экспериментальных заданий контролируемой сложности в контексте коммуникативных сетей, которыми манипулирует экспериментатор. Эти сети образуют таким образом, чтобы они копировали формальные организационные коммуникативные каналы, являющиеся частью структуры организации. Некоторые из наиболее распространенных сетей, используемых в таких исследованиях, показаны на рис. 12.5.
Лабораторный эксперимент.
Рис. 12.5. Формальные коммуникативные сети
Сети, изображенные на этом рисунке, похожи на «гроздевые» схемы, показанные на рис. 12.4, но между ними имеется одно существенное различие. Гроздь — это неформальная коммуникативная сеть; она развивается во времени по мере взаимодействия отдельных работников друг с другом. Схемы на рис. 12.5 копируют формальную сеть; они не зависят от личности работников. Например, в сети типа «колесо» человек в центре, в соответствии с политикой организации, должен контактировать непосредственно с другими четырьмя участниками сети. В свою очередь, общение этих людей друг с другом, во всяком случае формальным образом, происходит через центральную позицию (практика, часто называемая «прохождением по каналам»).
Подобие лабораторной сети типа «колесо» можно найти в децентрализованных организациях с географически разбросанными подразделениями. Глава каждого подразделения посылает сообщения руководящему работнику, находящемуся в штаб-квартире корпорации. Схемой, более типичной для многих организаций, является гора; формальные коммуникативные связи строго следуют организационной цепи управления, или иерархии. Сеть типа «пирамида», в которой каждый участник сети общается непосредственно со всеми остальными ее участниками, обычно имеет место только в очень небольших компаниях или в подразделениях более крупных фирм.
Лабораторные исследования с малыми группами наиболее релевантны коммуникативным связям, имеющим место в отделах или трудовых бригадах организаций. Следовательно, то, насколько нижеприведенные результаты этих исследовании могут быть перенесены на организации в целом, остается под вопросом. Тем не менее эти исследования позволяют лучше понять динамику групповых коммуникативных связей, что может быть весьма полезно при планировании и организации работы на уровне отделов или для рабочих коллективов различного типа.
• Централизованные коммуникативные сети (типа «колесо») связывают с более хорошим выполнением работы, когда производственные задания относительно просты.
• Децентрализованные коммуникативные сети (типа «пирамида») связывают с более хорошим выполнением работы, когда производственные задания требуют большего обмена идеями, информацией и методами разрешения проблем.
• Общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей — то есть таких, где участники сети имеют формальные коммуникативные связи со множеством других ее участников.
• Наибольшая индивидуальная удовлетворенность связана с центральностью индивидуального положения в сети. Например, большинство участников сети типа «колесо» испытывают, согласно их сообщениям, меньшую удовлетворенность коммуникативным процессом, чем участники сети типа «пирамида». Однако наиболее удовлетворенным участником любой из этих сетей, скорее всего, окажется тот, кто занимает место в центре «колеса» или «пирамиды», — человек, которому доступен максимальный объем информации (или который может влиять на нее в максимальной степени).
Эти выводы сделаны на основании длинного ряда исследований коммуникативного процесса в малых группах. По большей части они хорошо документированы и непротиворечивы, и несколько сообщений об исследованиях этого типа можно найти в современной литературе по индустриально-организационной психологии. Подобные замечания во многом относятся и к другим традиционным исследованиям коммуникативных связей, которые сосредоточены на отдельных элементах коммуникативного процесса, таких как коммуникативные каналы или направления. Между традиционными и современными исследованиями в области организационных коммуникативных связей не существует каких-то резких различий, но направленность последних отличается большей динамичностью.