Виды занятий и работ, установленные в ОмГУ
Основные виды учебных занятий |
Схема 7. Основные виды занятий и работ, установленные в университете
Основные понятия:
Лекция– занятие теоретического характера, в ходе которого лектор освещает основные ведущие проблемы и аспекты конкретного дисциплинарного курса; основной вид занятий в вузе, предназначенный для передачи большого объема систематизированной информации в готовом виде с помощью различных средств как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.
Семинар– вид занятия, подразумевающий диалог между студентом и преподавателем, направленный на усвоение и закрепление лекционного материала, а также его детализацию, расширение и углубление за счет самостоятельной подготовки студента.
Практическое занятие– вид занятия, направленный на выработку и закрепление умений и навыков профессиональной деятельности под руководством преподавателя.
Консультация– вид работы, предполагающий взаимодействие преподавателя и студента, направленное на обсуждение проблемных ситуаций, возникающих в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности студента.
Контрольная работа –вид работы, используемый в процессе учебной деятельности с целью проверки и контроля усвоения студентами теоретических знаний.
Самостоятельная работа– вид работы, предполагающий организацию условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью учащихся, протекающей в отсутствие преподавателя и без его непосредственного участия и помощи. Примерами самостоятельной работы могут выступать конспектирование литературных источников, подготовка рефератов, докладов и пр.
Коллоквиум– вид работы, предполагающий опрос (письменный или устный) по пройденному материалу в целом или его отдельных разделов (тем).
Лабораторная работа– вид совместной групповой работы, в которой осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности.
Практика– особый вид работы студента, предполагающий максимальную степень приближения к будущей профессиональной деятельности за счет применения полученных теоретических знаний, приобретенных умений и навыков на конкретных рабочих постах.
Цель организации практики – формирование профессиональной позиции, развитие личностных и профессиональных качеств, творческого потенциала будущего специалиста.
Основные задачи практики:
• Знакомство со спецификой профессиональной деятельности в учреждениях различно-го типа и освоение профессиональной этики работы;
• Закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин определен-ного профиля;
• Приобретение умений и отработка навыков деятельности, их практического применения;
• Обучение навыкам решения практических задач и конкретных проблем.
Цель и задачи практики конкретизируются для каждого вида практики: учебно-
ознакомительной, производственной, педагогической и научно-исследовательской.
Курсовая работа– обязательный вид научно-исследовательской работы студентов, способствующий углубленному усвоению теоретических знаний и приобретению навыков в области решения практических задач.
Основные задачи курсовой работы:
• Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний;
• Применение полученных знаний при решении конкретных профессиональных задач;
• Развитие навыков самостоятельной работы, овладение методами получения и обработки информации, методиками и общими принципами работы;
• Формирование умения логично и грамотно излагать материалы исследования.
Дипломная работа– выпускная квалификационная научно-исследовательская работа студента, завершающая подготовку специалиста и показывающая его готовность решать теоретические и практические задачи по своей специальности. Основные задачи дипломной работы:
• Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных практических задач;
• Закрепление навыков самостоятельной работы;
• Овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.
В дипломной работе студент должен показать:
• Прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;
• Умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы, составлять рекомендации;
• Навыки проведения, обработки, анализа и интерпретации полученного эмпирического материала.
Таким образом, цель курсовых и дипломной работ –развитие у будущего специалиста навыков организации научной деятельности, таких, как:
• Ориентировка в обширном мире научной информации;
• Систематизация собранного теоретического материала;
• Организация и проведение эмпирического исследования в соответствии с целью и задачами;
• Анализ полученных данных, их обработка с помощью методов математической статистики, адекватная интерпретация результатов исследования;
• Построение логических выводов;
• Разработка практических рекомендаций на основе полученных результатов.