Глава 1. что такое профессионализм

Аннотация

В книге излагается разрабатываемая автором психологическая концепция профессионализма. Впервые в систематическом сводном виде для массового читателя описаны психологические критерии, уровни, этапы, ступени продвижения человека труда к профессионализму, виды профессиональной компетентности. Изложен задачно-личностный подход к построению профессиограммы. Приведена индивидуальная профессиональная психологическая диагностическая карта. Обобщены психологические факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту специалиста. Книга адресована широкому кругу читателей: – каждому работающему человеку, размышляющему об итогах и перспективах своего профессионального развития и в особой мере молодому человеку, только начинающему свой профессиональный путь;

– специалистам (психологам, социальным работникам), оказывающим конкретную помощь людям при разрешении проблем их профессионального роста;

– руководителям учреждений, осуществляющим оценивание и аттестацию уровня профессионализма работников;

– преподавателям разных видов профессиональных учебных заведений, читающим курс введения в специальность;

– научным работникам, исследующим проблемы профессионализма.

Введение (от автора)

Читая лекции и проводя занятия в различных аудиториях, автор этой книги неоднократно убеждалась в том, что люди из разных сфер и слоев общества, представители всех взрослых возрастов стремятся узнать, что такое профессионализм, как оценить уровень своего профессионализма, как стать профессионалом, как наметить и реализовать сценарий своей будущей профессиональной жизни. Интерес к этим вопросам не случаен. Он вызван тем, что наступает, как хочется многим надеяться, время профессионалов, когда все, что по-настоящему профессионально, дорого ценится (и в моральном, и в материальном плане), когда в обществе складывается своеобразный культ профессионализма. Для обновления и процветания России необходима психологическая личностная зрелость и высокий профессионализм большинства ее граждан. Если каждый человек на своем рабочем месте ответственно, с приложением мастерства и творчества выполняет свою работу, то это не только обеспечивает прогресс общества, но и является залогом достойного существования самого человека, ограждает его от потери работы, стрессов, бедности.

О профессионализме надо знать каждому трудящемуся человеку, хотя эта необходимость и не всегда осознается. Пока работник трудится только для добывания хлеба насущного он обычно не задумывается над теоретическими вопросами. Но как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации своей личности в труде, он неизбежно обращается к самоосознанию себя как профессионала, начинает рефлексировать по поводу своего вклада в опыт профессии. Здесь без знаний в области психологии профессионализма ему не обойтись. Профессиональная рефлексия в процессе труда необходима как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, хотя и в разных формах, надо уметь оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, «просчитывать» профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества и т.д. Это профессиональное самоизучение требует опоры на знания о профессионализме, где содержатся определенные эталоны для самоанализа и самооценивания. Такого рода знания и сведения из многих источников приводятся в этой книге.

Автор попыталась создать своего рода пособие по психологии профессионализма, опираясь при этом на многочисленные научные публикации (см. списки литературы), а также на результаты своих собственных исследований; в некоторых случаях суждения автора имеют характер предположений, ибо более определенное освещение вопроса требует новых научных разработок.

Теоретические задачи автора этой книги состояли в том, чтобы построить по возможности целостное системное понимание профессионализма (выделить составляющие профессионализма – его мотивационную и операциональную сферу, наметить критерии, уровни, этапы, ступени продвижения работника к профессионализму, определить факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту и т.д.), а также показать профессионализм в развитии, в становлении, в возрастной и индивидуальной динамике, обозначить противоречивые тенденции в профессиональном развитии. Этот обобщенный целостный и динамический подход к профессионализму может быть приложим к решению многих конкретных задач, ряда практических вопросов.

Прикладные задачи автора книги заключались в том, чтобы показать пути использования психологического подхода к профессионализму в разных сферах социальной практики – при оказании психологом практической помощи начинающему и зрелому специалисту, при осуществлении управленцем профессиональной аттестации кадров, при построении учебного процесса в профессиональном учебном заведении под углом зрения формирования психологических качеств будущего специалиста.

Одна из важных прикладных задач книги состояла в том, чтобы подчеркнуть для каждого работающего человека возможность самосозидания им себя как профессионала. Основы профессионализма закладывает в человеке общество, которое постоянно обучает работника в течение его жизни в разных формах профессионального образования накопленным в профессиях нормам трудовой деятельности. Но окончательно формирует и шлифует себя как профессионала сам человек, который, опираясь на социально принятые нормы труда, вместе с тем стремится определить свою индивидуальную профессиональную «нишу», вырабатывает оптимальные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения. Для осуществления этой внутренней работы над собой нужно также обладать знаниями по психологии профессионализма.

Книга снабжена таблицами, которые в сжатом виде представляют содержание текста. Иногда таблицы содержат дополнительную информацию и нуждаются в специальном прочиты-вании.

Ко всем параграфам книги приводятся вопросы, направленные на активизацию осмысления и личного опыта читателя, а также литература, из которой читатель может делать выборки по своим интересам. Чтобы не перебивать логики изложения, все вопросы и литература вынесены в конец книги. Каждый литературный источник называется один раз; в случае, если автор обращается к данному источнику повторно, в тексте дается ссылка на тот параграф, где этот источник был подробно назван (например, см. I в 2.1). Нумерация ссылок в тексте дается отдельно для каждого параграфа.

Выражаю искреннюю признательность доктору психологических наук, профессору А.А. Деркачу, чьи научные идеи в области акмеологии и психологии профессиональной деятельности, а также атмосфера научного общения руководимого им коллектива способствовали обращению автора этой книги к проблемам психологии профессионализма.

А.К. Маркова,

доктор психологических наук,

профессор,

Москва, 1995 г.

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Наши рекомендации