II. Профессионализм и коммерциализация

Среди адвокатов существует все нарастающая тенденция к коммерциализму. Для некото­рых адвокатов накопление стало фокусом профессиональ­ной жизни, а служение клиенту, обществу, — например, оказание бесплатной юридической помо­щи, — перешло на второй план.

См., например: Gerber, Rudolph J. Lawyers. Courts and Professionalism, 1989: «Юриди­ческая практика стала просто выгодным бизнесом, таким же как и любой другой бизнес»; «Для слишком многих адвока­тов накопление богатства стало фокусом их профессиональной жизни, и лишь малая часть энер­гии, и внимания уделяется служе­нию обществу или оказанию безвозмездной юридической помощи»; "Некоторые студенты выбирают юридическую карьеру не только потому что она пред­полагает высокий доход и достой­ный социальный статус, но также и потому что она дает им власть и возможность доминировать».

В обзоре Американской кол­легии адвокатов приведены сле­дующие данные: «В опросе, ко­торый проводился комиссией... только 6% клиентов-корпора­ций согласились, что «все или большинство» обслуживающих их адвокатов заслуживают зва­ние профессионалов. Всего 7% отметили, что наблюдают рост профессионализма своих адвокатов; 68% сказали, что уровень профессионализма снизился за время, которое они общаются с фирмой. Подобные результаты были выявлены в опросе 55% судей местных и федеральных судов США. В другом исследовании отметили, что професси­онализм адвокатов снижается». Catchett Joseph: «Юридическая про­фессия стала профессией выписы­вания счетов, ее члены утратили представление о своей профессии как о служении обществу».

Адвокат не должен рассмат­ривать юридическую профессию как обычный доходный бизнес. Адвокат не может опуститься до коммерциализма, предав свои профессиональные принципы.

Даже сегодня, когда юриди­ческая фирма организована и функционирует как предприятие по оказанию услуг, она не уподобляется другим коммер­сантам. Ее задача — практика свободной и независимой про­фессии, объединение профессионалов, связанных определенными обязательствами по отноше­нию к внешнему миру.

Адвокаты связаны обязатель­ствами перед своими клиентами, судом и верховенством права. Поэтому коммерческий расчет не должен быть главенству­ющим мотивом их поступков. Охота за гонораром не должна подменять служение публике.

Юридическое общество Англии и Уэльса декларировало:

«Поскольку наивысшей обязан­ностью адвокатов является служен­ие закону, клиенту и суду, коммер­ческие соображения не могут быть главенствующими мотивами при определении того, как и кому будут оказываться юридические услуги».

Канон 12 Кодекса американс­кой коллегии адвокатов говорит;

«...никогда не следует забы­вать, что юридическая профессия — это одна из составляющих системы правосудия, а не просто выгодное коммерческое предприятие».

Адвокаты должны, вне вся­кого сомнения, учитывать эко­номические факторы, которые остаются важными и доминиру­ющими факторами в нашем об­ществе. Учет этих факторов не­обходим для того, чтобы эффек­тивно оказывать юридические услуги на современном уровне. Однако и при таких обстоятель­ствах коммерческий расчет не должен брать верх над профессионализмом и социальной от­ветственностью. Адвокаты — не сыновья Меркурия, а дети Минервы, и не следует пытаться на­вязать им других родителей.

Если юридическая профессия намерена сохранить свою осо­бую роль в обществе, ее члены должны совершенствовать свои этические нормы, в особенности нормы, связанные с независи­мостью.

Адвокаты должны показать, что соблюдение норм професс­иональной этики и соблюдение принципа независимости — это не просто способ сохранения их кор­поративных привилегий, но спо­соб обеспечения реальной защиты прав клиента, свободного общес­тва и верховенства закона.

АДВОКАТСКАЯ ТАЙНА

Адвокатская тайна - необходимое условие существования адвокатуры и одновременно процессуальная гарантия полноты, объективности и состязательности уголовного судопроизводства.

Адвокат не может оказывать результативную профессиональную помощь доверителю до тех пор, пока между ними не будет достигнуто полное взаимопонимание. Доверитель должен чувствовать абсолютную уверенность в том, что вопросы, обсуждаемые с адвокатом, и предоставленная им адвокату информация останутся конфиденциальными, без каких-либо требований или условий. Следовательно, вопрос адвокатской тайны можно охарактеризовать и как юридический, и как этический.

Закон об «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» впервые дает определение адвокатской тайны. Так, провозглашено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.Та же статья гласит: «Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством».

В соответствии с УПК РК не подлежат допросу в качестве свидетелей защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу; адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи.

В соответствии с УИК РК «переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит», что является дополнительной гарантией обеспечения сохранности адвокатской тайны. Правда, законодатель делает исключение из этого правила. Это случаи, когда администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование и организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя. Вот только как такого рода сведения поступают к администрации и каким образом проверяется их достоверность – отдельная тема разговора.

Совершенно очевидно, что адвокат по делу, в котором он участвует в качестве защитника, не вправе оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Досье адвокатов, регистрационные карточки и т.п. должны храниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Содержание адвокатской тайны включает: факт обращения в адвокатское образование за помощью или отсутствие такового; сведения о содержании, характере, мотивах обращения; сведения о преступлении, соучастниках, характере переписки обвиняемого с адвокатом; любые другие сведения, полученные в ходе рассмотрения уголовного, гражданского, административного дела и из материалов дела; сведения о личной жизни доверителя, почерпнутые как от него самого, так и в процессе ознакомления с документами.

Субъект адвокатской тайны – лицо, получившее сведения от человека, обратившегося к нему именно как к адвокату. Следует сделать оговорку, что, если в дальнейшем обладатель адвокатской тайны прекращает членство в адвокатском сообществе, это не освобождает его от обязанности хранить адвокатскую тайну. Адвокат должен сохранять конфиденциальность по отношению к любому доверителю, независимо от того, носят ли обращения доверителя постоянный или разовый характер. Правило конфиденциальности должно применяться безотносительно к тому факту, что другие люди могут владеть такой же информацией.

Момент возникновения адвокатской тайны определяется моментом обращения к адвокату за юридической помощью. Сам факт обращения, суть проблемы, содержание первичной консультации – предмет профессиональной тайны. Более того, если даже первоначально к адвокату обратились родственники доверителя, с которым впоследствии соглашение заключено не было, общее правило остается неизменным – вся информация, полученная от этого родственника, – адвокатская тайна.

Срок сохранения в тайне сведений, составляющих адвокатскую тайну, законом не установлен. Из этого следует, что адвокат должен хранить вверенную ему тайну не только во время ведения дела, но и после его окончания, независимо от стадии процесса, в котором участвовал адвокат, а также от мотивов, по которым поручение было прекращено. Очевидно, что адвокат должен хранить сведения, полученные им от доверителя, бессрочно. Среди юристов бытует мнение, что из данного правила возможны исключения, когда сведения, ставшие известными адвокату в связи с исполнением профессиональных обязанностей, могут быть обнародованы, если они послужат реабилитации доверителя. Думается, с таким мнением можно согласиться при получении согласия родственников умершего доверителя.

Также часть юристов допускает возможность разглашения адвокатской тайны при условии, если доверитель сообщает адвокату о готовящемся преступлении, которое еще можно предотвратить, например акт терроризма. Эта точка зрения, на мой взгляд, не бесспорна. Получается, что адвокат в данном случае ставит интересы общества или другого лица превыше интересов своего доверителя. Так или иначе, к какому бы выбору адвокат ни пришел, следует предупредить подзащитного о возможных уголовно-правовых последствиях его деяния и настоять на необходимости доверителя воздержаться от уголовно наказуемого деяния или на необходимости предотвратить его.

Таким образом, если информация, содержащая государственную тайну, может быть использована защитой в интересах обвиняемого, то он вправе сообщить защитнику любые сведения, и это не может быть признано разглашением государственной тайны и квалифицироваться в качестве уголовно наказуемого деяния. В противном случае нарушается право на защиту обвиняемого. Защитник здесь выступает как управомоченное лицо, которому государственная тайна может быть доверена в рамках исполнения им профессиональных обязанностей.

Неделя 10

Лекция №10

Тема: Этика адваката

Цель лекции:Изучить этику адваката.

Ключевые слова: этика, юрист

Содержание лекции:

1. .Нравственные основы защиты на различных стадиях.

2. Этические требования, предъявляемые к защитнику в судебном процессе

в США специально создана профессиональная ассоциация юристов, куда входят все профессиональные юристы. Если кому-то придет в голову, не будучи членом этой ассоциации, практиковать американское право в США, он или она очень скоро предстанут перед судом и будут наказаны, вплоть до уголовной ответственности.

Одной из основных задач этой профессиональной ассоциации, как известно автору, является разработка и контроль за исполнением членами ассоциации этических норм профессионального поведения, в связи с чем разработаны весьма детализированные Типовые правила профессиональной этики Американской ассоциации юристов, с которыми Вы можете ознакомиться.

Аналогичные правила существуют и в других профессиональных ассоциациях США, например, медицинской, риэлтеров и др.

В частности, риэлтеры США около 80 лет назад приняли в городе Миннеаполисе, штат Миннесота, Кодекс этики. Все риэлтеры США и их местные профессиональные организации подписывают документ о том, что они признают Кодекс этики и обязуются его соблюдать. Поводом для принятия Кодекса этики было сообщение в местной газете о жулике, который обманул вдову при купле-продаже недвижимости. Риэлтеры Миннеаполиса решили обезопасить свой бизнес и свои честные имена от подобных случаев и разработали Кодекс этики, где впервые применили термин «риэлтор» и этот термин фактически стал синонимом лица, занимающегося бизнесом в области недвижимости. Затем этот Кодекс был принят постепенно во всех штатах США и теперь фактически является законом для профессиональных риэлтеров США. Как уже упоминалось выше, грубые, неоднократные нарушения Кодекса этики могут повлечь исключение из профессиональной ассоциации риэлтеров США, что в результате приведет к невозможности легально вести бизнес риэлтора в США.

В Европе процесс создания правил профессиональной этики проходил и проходит, и ему, как и в США и других странах, уделяют большое внимание.

В настоящее время юридическая общественность стран-участниц Союза Европы работает над принятием этических норм поведения юристов, которые будут общими для юристов всех этих стран.

Особенно интересно развитие норм профессиональной этики, и в целом юридической профессии в Великобритании. Как известно, отличительной чертой правовой системы является разделение правовой профессии на две отдельные ветви - солиситоры (поверенные, адвокаты) и барристеры. Это разделение восходит к 1340 г., времени, когда развивалась профессиональная адвокатура. Адвокаты с правом выступления в судах общего права, назывались «сержанты» или «барристеры». Подготовительную, досудебную подготовку дела вели поверенные суда, которые назывались «атторней». Таким образом, в Великобритании сложилась уникальная система, где существовало 2 вида юристов, судебные адвокаты, которые не занимались ничем, кроме выступлений в судах, и адвокаты, которые не имели права выступать в судах, но делали всю другую юридическую работу. Барристеры традиционно были наиболее известной и уважаемой частью адвокатской профессии Великобритании. Обычно барристерами становились потомственные аристократы и это считалось и считается престижной профессией. Постепенно, случилось следующее: поскольку скромные солиситоры больше работали с клиентами, они стали более известны и доступны для клиентов,

а барристеры стали полностью зависеть от солиситеров. Сейчас в Великобритании идет сложный процесс слияния двух адвокатских профессий.

Естественно, что каждая из ветвей юридической профессии Великобритании имела и имеет свои этические правила. Для солиситеров существует профессиональная организация, которая называется «Юридическим сообществом Англии и Уэльса», и именно она издает правила профессионального поведения для своих членов («Правила работы солиситоров 1990 г. с изменениями и дополнениями от 1 июня 1994 г., а также «Кодекс адвокатуры») как частнопрактикующих адвокатов, так и для юридических фирм. Кроме того, существует принятый Парламентом «Закон о солиситорах» 1974 г., уделяющий определенное внимание профессиональному поведению солиситора.

В Основных положениях о роли адвокатов, принятых на 8 Конгрессе ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке, говорится о том, что профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, а также, что любое лицо имело возможность получить соответствующую профессиональную юридическую помощь. Кроме того, в разделе «Квалификация и подготовка» в п.9 указано: «Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом».

К сожалению, российская адвокатура пока значительно отстает от наших коллег из развитых стран Запада в вопросах развития, совершенствования и соблюдения правил профессиональной этики юридической профессии и как ее составной части адвокатуры. Всем нам хорошо известно, что в настоящее время адвокатура разрозненна, существует большое количество различных и часто конфликтующих между собой профессиональных организаций адвокатов, и видимо, это основная причина, по которой мы пока не можем выработать единого кодекса этики поведения юриста и адвоката.

Наше законодательство пока уделяло минимум внимания вопросам адвокатской профессии. В Конституции РК 1995 г. гарантируется получение каждым лицом права на квалифицированную юридическую помощь.

УПК РК описывает права и обязанности защитника в уголовном процессе и определяет ряд постулатов, которые, по мнению автора, следует отнести к разряду вопросов профессиональной этики. Например, в УПК РК предусматривает, что одно и то же лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого. Закон возлагает на суды, органы прокуратуры, предварительного следствия и адвокатуры обеспечение граждан юридической помощью, в том числе и без оплаты, с последующим взысканием средств за оказанную юридическую помощь с осужденного. Хотя в законе это прямо и не предусмотрено, но подразумевается, что отсутствие оплаты не может быть препятствием к оказанию юридической помощи.

По ряду категорий дел участие защитника на всех стадиях уголовного процесса является обязательным. Задержанный, обвиняемый, подсудимый и осужденный вправе в любой момент по собственной инициативе отказаться от конкретного защитника, но защитник не может отказаться от осуществления защиты.

В УПК РК предусмотрены права и обязанности адвоката, основной из которых является обязанность защитника использовать все указанные в законе средства и способы защиты для выявления обстоятельств, оправдывающих его клиента, смягчающего их ответственность и оказывать им юридическую помощь. Далее в этой статье описываются права защитника на всех стадиях уголовного процесса. В законе прямо предусмотрено, что защитник обязан сохранять конфиденциальность информации, полученной им от клиента.

Взаимоотношения: клиент - адвокат

Суть всей работы юриста-адвоката это максимальная помощь своему клиенту, который является работодателем для адвоката. Тем не менее, существует известное мнение: «Клиент мой - враг мой». Это мнение основано на негативном опыте многих поколений адвокатов, имевших те или иные проблемы со своими клиентами и в связи с этим сильно пострадавших.

Существует и другая аксиома: «Клиент всегда прав». В действительности всегда ли прав клиент? Надо ли слепо следовать указаниям клиента, даже когда адвокату очевидно, что клиент не прав? Прямого ответа на эти вопросы не существует, так как они носят очень оценочный и прикладной характер и в зависимости от ситуации адвокат должен принимать свое решение этих вопросов. Автор придерживается точки зрения, что клиент прав до тех пор, пока его требования разумны, рациональны, законны и понятны. К тому же клиент то лицо, которое оплачивает работу адвоката, и с этим нельзя не считаться. В ситуациях, когда очевидно, что клиент не прав, следует проявить максимум внимания и такта и принять все меры для объяснения клиенту, в чем его ошибка.

Опытный адвокат должен быть прежде всего психологом и постараться понять состояние клиента, ход его мыслей и дать ему правильный совет.

Адвокат должен иметь четкое представление о его поведении с клиентом, и прежде принятия поручения на выполнение работы в интересах клиента адвокат должен установить, нет ли конфликта интересов между новым клиентом и существующими и/или бывшими клиентами.

Конфликт интересов

В России вопросам конфликта интересов адвоката, его фирмы и его клиентов уделяют значительно меньше внимания, чем в странах, где этот вопрос имеет первоочередное значение, а в некоторых странах, например США, даже несколько преувеличен.

Во всех нормах этического поведения юридической профессии любой страны с развитой системой законодательства и/или в самом законодательстве таких стран прямо указано, что адвокат не может принимать на себя поручение о защите интересов того или иного клиента, если интересы его существующего или существовавшего клиента(ов) прямо противоречат друг другу.

Все легко и понятно, если этот конфликт на поверхности, явно очевиден и неизбежен. В таком случае адвокат должен не принимать на себя новое поручение, объяснив свой отказ новому клиенту.

Но как быть в случае, когда конфликт не был очевиден, либо его риск был минимален, либо его вообще нельзя было предусмотреть. И в этом случае адвокат должен отказаться от дела. Но какого клиента предпочесть другому клиенту? Как быть с уже проделанной работой, особенно если клиент начинает обвинять адвоката в работе на обе стороны?

Наиболее разумным будет отказать в услугах недовольному клиенту, с ним в любом случае будет трудно работать, при этом желательно не брать гонорара за свою работу и письменно уведомить этого клиента о невозможности продолжать работу по его делу в связи с обнаружившемся конфликтом интересов. Желательно как можно быстрее информировать об этой ситуации заведующего юридической консультацией или руководящего партнера фирмы, либо Президиум коллегии адвокатов, и чтобы эта информация исходила не от обозленного клиента, а от самого адвоката. Если правильно подойти к решению этой ситуации, то конфликта можно избежать или погасить уже начавшийся конфликт своими умелыми и взвешенными действиями.

Если оба клиента понимают, что адвокат попал в ситуацию конфликта интереса не по своей вине и оба они готовы работать с этим адвокатом и хотят этого, то возможно получить письменное подтверждение от каждого клиента о том, что он извещен о существующем или возможном конфликте интересов, но тем не менее желает, чтобы именно этот адвокат осуществлял ему юридическую помощь, и готов не предъявлять никаких претензий к адвокату в связи с конфликтом интересов. Этот путь имеет определенный риск, и предпочтительно все-таки избегать ситуаций конфликта и не принимать на себя поручения, либо отказываться от существующих по основаниям конфликта интересов. Можно, конечно, попытаться примирить стороны и выступать в качестве своеобразного посредника между сторонами, особенно в семейном споре, но это не всегда удается и имеет определенный риск вовлечения в конфликт.

На Западе, особенно в США, где имеются крупные и очень крупные фирмы с числом адвокатов, достигающим тысяч, проверка возможного конфликта интересов иногда занимает несколько дней, несмотря на то, что ведется на компьютере. Несмотря на тщательную проверку, тем не менее, в США достаточно много случаев судебных исков к юристам по основаниям конфликтов интересов. Иногда, особенно если клиенты не возражают, в США создают так называемую «китайскую стену» между партнерами одной и той же фирмы, защищающими интересы клиентов, имеющих конфликты интересов. Под «китайской стеной» понимается создание таких условий, когда адвокаты, защищающие клиентов с конфликтными интересами, не общаются между собой, не имеют доступа к друг другу даже через технический персонал, то есть пребывают в полной изоляции друг от друга.

Оценка дела

При отсутствии оснований полагать, что имеется конфликт интересов с каким-либо бывшим или существующим клиентом(ами), следующим моментом, который адвокат должен определить – это: может ли он вести данное дело и имеет ли он для этого достаточный опыт, профессиональные навыки и возможности.

Поскольку каждый уважающий себя адвокат понимает, что некачественная работа всегда влечет негативную реакцию клиента и служит антирекламой, то желательно быть достаточно самокритичным и принять решение, по силам ли ему данное поручение.

Известная поговорка о том, что первую половину жизни адвокат работает на свою репутацию, а во вторую половину жизни его репутация работает на него, вполне применима к данному случаю, и никто лучше самого адвоката не может определить, компетентен ли он выполнить данное поручение, исходя из данных, предоставленных ему клиентом, или нет.

При оценке дела адвокат может придти к выводу, что он сможет выполнить поручение клиента с должным качеством и в установленные сроки.

Следующий вопрос, который интересует обе стороны, это оплата труда адвоката. Она обычно складывается из самой оплаты и дополнительных расходов, в том числе понесенных самим адвокатом. Материальные аспекты оплаты труда уже освещались выше, но морально-психологические аспекты требуют более детального рассмотрения. Следует учитывать, что клиент при первоначальной беседе с адвокатом готов соглашаться с очень многими требованиями адвоката по оплате, но затем в процессе работы или по ее окончании, особенно если результаты работы оказались неудовлетворительны для клиента (например, проиграно дело в суде), то клиент гораздо менее настроен платить за работу адвоката, и это следует учитывать.

При определении гонорара главными вопросами должны быть разумность и обоснованность гонорара. Обычно при определении гонорара учитываются такие факторы, как затраты времени и труда, новизна и сложность дела, должная квалификация; возможный отказ адвоката от ведения других дел в связи с данным делом; существующая гонорарная практика в данной местности; общие затраты по делу и полученный результат; выполнение сроков, установленных клиентом; характер и длительность профессиональных отношений с клиентом; наличие контакта и взаимопонимания в работе с клиентом; опыт, репутация и способности адвоката(ов); является ли гонорар фиксированным или условным (зависящим от исхода дела). Важными условиями являются вид или ставка гонорара; условия оплаты и раздел гонорара между несколькими адвокатами и возможные при этом разногласия.

В случае, если дело ведется несколькими адвокатами и, возможно, из разных фирм, следует четко следить за тем, чтобы раздел гонорара производился пропорционально проведенной каждым адвокатом работе или письменному договору между ними и клиентом(ами); клиент должен быть извещен, что дело будут вести несколько адвокатов и быть согласен с этим и с их гонорарами, естественно, если такой общий гонорар будет для него разумен.

Следует отметить, что иногда адвокату предлагается в виде оплаты участие в каких-либо сделках клиента или приобретение определенных имущественных прав на имущество клиента, литературные права на опубликование дела клиента и т.д. Несмотря на определенную спорность вопроса, этично или неэтично адвокату принимать такого рода оплату, видимо, необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела и оценивать, не было ли злоупотребления со стороны адвоката своим положением. Причем это распространяется и на родственников адвоката, на которых могут быть оформлены сделки, имущество. В этом случае, соответственно, подозрений в законности таких действий со стороны адвоката становится больше.

Ведение дела клиента

После решения всех оценочных вопросов и согласования гонорара адвокат вступает в стадию ведения дела и здесь возникает сложный этический вопрос об инструкциях клиента адвокату. Под инструкциями клиента следует понимать указания клиента, отражающие его волю и задания для адвоката. Обычно адвокат свободен в выборе решения о принятии инструкции от клиента, и, принимая такие инструкции, он должен исполнять их с должной тщательностью, заботой и умением, соблюдая конфиденциальность, правила профессионального поведения и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Адвокат не может принимать инструкций, носящих незаконный характер, нарушающих правила профессиональной этики, но он должен объяснить клиенту, что в силу закона или этических правил он не может выполнить такие инструкции, предложить клиенту изменить эти инструкции и, наверное, порекомендовать клиенту, что он считает нужным делать в подобной ситуации.

Адвокат должен немедленно извещать клиента о невозможности по тем или иным причинам выполнить порученную ему работу в установленные клиентом сроки или о выяснившихся обстоятельствах, препятствующих к принятию им дела клиента или выполнения других, взятых на него обязательств.

Если адвокат подозревает, что эти инструкции были даны под принуждением, либо в силу неправомерного влияния, он не должен следовать таким инструкциям. Если инструкции клиента получены через третьих лиц или посредников, то следует запросить и получить письменное подтверждение этих инструкций у клиента. Если у адвоката возникают сомнения, то следует встретиться с клиентом персонально. Адвокат не должен выполнять инструкции клиента по делу, если ему известно, что по этому же делу действует другой адвокат в интересах его же клиента, и если нет договоренности между адвокатами и клиентами о вступлении в дело нового адвоката вместо адвоката, первоначально участвующего в деле. Следует дождаться момента, когда договор с первым адвокатом не будет расторгнут, либо когда адвокаты и клиент договорятся о порядке работы или передаче дела другому адвокату.

Действуя в интересах своего клиента, адвокат должен постоянно информировать клиента о ходе дела. Это не только этические правила, но и один из инструментов сохранения хороших отношений с клиентом, поскольку клиент видит, что делает адвокат, что он работает, что он сам идет на контакт с клиентом, а не клиент разыскивает адвоката, чтобы узнать, что сделано по его делу. Если дело ведет адвокатская фирма, то клиент должен четко знать, кто отвечает за работу с ним, положение этого адвоката и имя адвоката, надзирающего за исполнением поручения. Клиент должен знать, к кому обратиться за решением проблем, связанных с оказанием ему юридической помощи. Сам клиент должен быть постоянно в курсе возникающих вопросов, а также стадии, в которой находится его дело.

Естественно, что в своей профессиональной деятельности и в работе с клиентами адвокаты должны быть постоянно вежливы и действовать своевременно, добросовестно, усердно, с достаточной компетентностью, предпринимать все возможные практические шаги во избежание излишних расходов и пустой растраты судебного времени, времени и средств их клиентов и иных лиц, а также обеспечить должное исполнение своих профессиональных обязательств.

В целом, если этого не требуют интересы дела, или если на то не получено согласие клиента, или сам клиент не настаивает на этом, адвокаты не должны высказывать свое личное мнение средствам массовой информации по вопросам и фактам, возникающим в ходе ведения ими дела.

Когда подготовка по делу ведется адвокатом, то он прямо взаимодействует с клиентом, когда подготовка дела ведется представителем клиента, который не является адвокатом, то необходимо обеспечить, чтобы представитель был должным образом уполномочен на то.

В случае, когда адвокат сомневается в целесообразности тех или иных действий, он должен предупредить об этом клиента, а также дать клиенту подходящий совет. Когда клиентом является государственный или корпоративный орган, то адвокат должен убедиться, что все члены совета государственного органа, совета директоров корпорации и т.д. получили предупреждение, и последующие действия со стороны адвоката ими одобрены.

Представляя интересы клиента, адвокат должен осуществлять независимое профессиональное суждение и давать правильные рекомендации клиенту. Консультируя клиента, адвокат должен руководствоваться не только законом, но и соображениями морального, экономического, социального и политического характера в зависимости от положения дел клиента.

Конфиденциальность

Особое место в профессиональной этике адвокатов-юристов занимают вопросы конфиденциальности. Соблюдения этого правила требуют и существующие законодательные акты и правила профессиональной этики практически всех известных автору стран.

Таким образом, адвокат обязан сохранять полученную от клиента информацию о его деятельности, занятиях, даже адресе клиента и пр. конфиденциально и обеспечить, чтобы все сотрудники его фирмы также выполняли эту обязанность. При этом обязанность сохранения такой информации конфиденциальной должна выполняться, невзирая на источник информации. Эта обязанность лежит на адвокате и его сотрудниках до тех пор, пока клиент не решит обнародовать эту информацию и прямо сообщит об этом адвокату, либо откажется от конфиденциальности информации. Следует отметить, что обязанность соблюдения конфиденциальности информации не прекращается и со смертью клиента.

Тем не менее, есть случаи, когда адвокат освобождается от обязанности конфиденциальности: когда ему становится известно о предстоящем преступлении; при получении разрешения клиента на раскрытие информации; когда материалы, являющиеся конфиденциальными, доступны публике из других источников; когда сам адвокат участвует в процессе в качестве стороны или в отношении него проводится дисциплинарное расследование (но при этом стороны, производящие такое расследование, обязаны соблюдать конфиденциальность информации). Возможны, видимо, и иные случаи освобождения адвоката от обязанности конфиденциальности, но они не бесспорны (например, информация о наркотиках, терроризме, неплатежеспособности, банкротстве, инвестиции денежных средств с целью сокрытия источника их получения).

Следует считать, что информация, полученная адвокатом в ходе выполнения им своей профессиональной работы с клиентом, является профессиональной тайной (аналог - врачебная тайна, тайна усыновления, тайна исповеди и пр.) и разглашению без согласия доверителя не подлежит. Под разглашением информации следует понимать любое сообщение третьим лицам об этой тайне.

Особенности представления некоторых категорий клиентов

Есть ряд клиентов, которые в силу заболевания или возраста не всегда способны принимать достаточно обдуманные решения по своим делам. В отношениях с данной категорией клиентов адвокат должен по возможности поддерживать нормальные отношения с клиентом, относиться к клиенту с вниманием и уважением, несмотря на возраст клиента, его поведение и возможность принятия решений. В отношениях с любым клиентом, даже самым неприятным для адвоката, требуется внимательное и вежливое отношение к клиенту. Абсолютно недопустимо и несомненно составляет нарушение адвокатской этики негативное отношение адвоката к клиенту, который чем-то ему неприятен. Равно недопустимым поведением будет отношение адвоката и клиента, где клиент чем-то приятен адвокату, он выделяет этого клиента среди других клиентов. Отношения адвоката и клиента должны быть сугубо деловыми, профессиональными и не более. Любое отклонение от этого правила может привести к конфликтной ситуации, где адвокат может быть наказан в дисциплинарном порядке за нарушение профессиональной этики в отношениях с клиентом.

Вообще психологический контакт между клиентом и его адвокатом - очень сложный аспект адвокатской деятельности. Он может и должен стать предметом специального научного исследования. На практике опытные адвокаты обычно сразу чувствуют, что психологический контакт с клиентом не складывается. Обычно и клиенты это чувствуют. В этом случае лучше всего прямо поговорить с клиентом, объяснить клиенту, что при таком отсутствии контакта им обоим будет очень сложно работать вместе, и порекомендовать клиенту либо попытаться установить должный контакт с адвокатом (при этом сам адвокат также должен предпринять определенные усилия и попытаться установить должные отношения с клиентом), либо обратиться к другому адвокату.

Особый вид отношений с клиентом - исполнение адвокатом функции хранителя определенной собственности клиента. Клиент, доверяющий своему адвокату, может передать ему определенные, имеющие материальную ценность, вещи, докумен

Наши рекомендации