Круглый стол «К проблеме толерантности в студенческой среде.
Ведущий: «Сегодня за нашим круглым столом будут рассмотрены ключевые вопросы, посвященные понятию «толерантность»: многообразие определений толерантности, виды толерантности: естественная, нравственная, этническая и педагогическая), сравнительная характеристика качеств толерантного и интолерантного человека».
Толерантность можно понять, как терпимость - социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в не преследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает твоё-моё-ваше-наше неодобрение. Толерантность — трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" — тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
В русском языке толерантность представлена как:
- терпимость в негативном контексте,
- противоположность нетерпимости,
- терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта.
В психологии толерантность определяется как:
- «ценность взаимодействия в условиях противоречия»;
- «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»;
- «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»;
- «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»;
- «стремление к согласию, бесконфликтность».
Ведущий: «Уважаемые участники, давайте обсудим проблему толерантности в нашем обществе по направлениям этнической, религиозной, политической и моральной. Начнем, с вводного, творческого задания. Как бы Вы графически изобразили понятие «толерантность»? Попробуйте нарисовать Ваше представление толерантности (картинка или схема). Предлагаем по очереди представлять Ваши рисунки и схемы и давать им краткое обоснование и объяснение(участники представляют вниманию свои картинки и обосновывают их)».
По сферам проявления выделяют: естественную, нравственную, этническую и педагогическую толерантность.
Естественная толерантность подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде.
Нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.
Этническая толерантность определяет способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам.
Педагогическая толерантность имеет противоречивую сущность. С одной стороны, отношение воспитанника и воспитателя, как и все отношения в мире Я-Ты, отличаются взаимностью, с другой стороны, отмечаются ограничения полной взаимности Я-Ты, в частности, благодаря причинам нормативного свойства. Поэтому толерантность является профессионально необходимым личным качеством педагога, диктуемым задачами, содержанием и характером его деятельности.
Ведущий: «Есть ли у Вас предубеждения или предрассудки в ситуациях, когда Вы знакомитесь с новыми людьми или заводите дружеские, приятельские отношения? Каковы они? На чем они строятся? Постарайтесь обосновать их важность для Вас.»
«Часто ли в обществе мы можем наблюдать примеры нетерпимости окружающих к внешнему виду человека (одежде, прическе, поведению?) На чем основывается эта нетерпимость?»
«Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?»
1. Знание себя. Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках. И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.
2. Защищенность. Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей. И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность. Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки. И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.
4. Потребность в определении. Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации. И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).
5. Чувство юмора. Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой. И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.
6. Авторитаризм. Т: Предпочитает демократические начала. И: Предпочитает жесткую власть.
Ведущий: «Уважаемые участники конференции! Во второй части нашего круглого стола мы предлагаем вам блиц-опрос по различным направлениям толерантного отношения нас к происходящим в обществе событиям и явлениям. Правила игры: вам зачитывается утверждение. Если вы согласны с ним – поднимаете белую карточку, если не согласны – красную карточку. Задача наших экспертов (приглашенные студенты 5 курса) – сопоставить голоса с правильностью утверждений и обсудить с участниками спорные ситуации.
1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
3. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
4. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
5. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
6. Человека, который любит другую страну и помогает ей дольше, чем своей, необходимо наказывать.
7. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
8. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
9. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
10. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
11. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
12. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
13. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
14. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
15. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
16. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
17. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
18. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
Ведущий: «Предлагаем Вашему вниманию «Тест толерантности». Тест поможет приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь.»
1. Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:
а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:
б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а) да;
б) нет.
3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши сокурсники:
а) да;
б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь сокурсники, которые нарушают правила общественного поведения:
а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с сокурсниками), которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?
а) вам всегда это трудно сделать;
б) сравнительно легко.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:
а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие сокурсники пытаются делать «не своё дело», «стремятся казаться лучше, чем есть»:
а) да;
б) нет;
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:
а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;
б) вы рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите баллы.
Результаты:
От 0 до 4-хбаллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. Часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 до 12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
Ведущий: Послушайте, пожалуйста притчу «Ладная семья».
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже».
Заключительное слово
Ведущий: «Сегодня мы говорили о проблеме толерантности в студенческой среде. Проблема эта актуальна и однозначна. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. Значение толерантности трудно переоценить, ведь именно благодаря ей, мы можем с уважением и пониманием относиться друг к другу, к людям других национальностей. Именно толерантность позволяет нам рационально относиться и принимать на равных инакомыслящих индивидов, не только иметь своё мнение относительно чего либо, но и давать возможность другим членам общества иметь собственное мнение.
Подведение итогов (рефлексия)
Ведущий: «Итак, отвечая на главный вопрос-проблему нашей беседы, можно сказать, что понимание — это знание сердцем. Это тот случай, когда мы вкладываем частицу своей души скорее не в то, что нам знакомо, понятно, естественно, а во что-то другое, иное, необычное. Если у нас богатый духовный мир, то принятие иного не грозит нам «растворением», ведь ядро нашей личности все же остается самобытным. Человека можно назвать толерантным, если он принимает мнения и убеждения других людей и не навязывает им своих взглядов. Люди имеют различные корни, культуру, религиозные убеждения, растут в разном окружении и у них всегда будут разные взгляды и мнения относительно любой проблемы. Но толерантный человек относится к такому положению вещей положительно, излагает свою позицию с уважением к точке зрения окружающих. Поэтому можно сказать, что толерантность прокладывает путь к более тесному сотрудничеству и укрепляет единство людей. Толерантность помогает преодолеть вражду и разногласия, побеждает насилие и угрозу, создает ощущение безопасности в обществе. Толерантный человек уважает мнение противника и умеет прощать. Если вы можете найти в себе силы простить других, то и им в свое время будет легче простить вас.
И закончим нашу беседу следующей маленькой поучительной притчей: «Есть люди, которые не понимают. И не знают, что они не понимают. Это глупцы. Обойди их. Есть люди, которые не понимают. И знают, что они не понимают. Это простодушные. Вразуми их. Есть люди, которые понимают. И не знают, что они понимают. Это спящие. Разбуди их. Есть люди, которые понимают. И знают, что они понимают. Это мудрецы. Иди за ними».
На этом наше мероприятие заканчивается! Большое спасибо за участие!
Литература:
1. Аверзаев И.И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И.И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. - № 7. – С. 64 – 66.
2. Как воспитать толерантность? [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.co.il/2014/11/blog-post_12.html
3. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / Л. Трубина // Воспитание школьников. – 2003. - № 3. – С. 18 - 22.
4. Ярская В.Н. Современный мир и проблема толерантности / В.Н. Ярская // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. - № 1. – С. 65 – 68.
Задание 5
Проанализируйте роль преподавателя психологиии требования к его профессиональным способностям и личностным качествам. Перечислите эти требования, проранжировав их. На первое место поставьте те качества, которые, на ваш взгляд являются наиболее значимыми, на последнее –качества, по-вашему, мнению, менее значимые. Напишите эссе «Преподаватель психологии».
При выполнении задания можно воспользоваться материалами:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — С.213-229;
- Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Педагогические инновационные процессы;
- Столяренко А.М. Основы психологической и педагогической техники;
- Орлова И. В. Стереотипы в педагогической деятельности;
- Семёнова Е.М. Напряженные ситуации педагогической деятельности;
- Документ «Личность преподавателя» в папке «Книги по курсу».