Тема 5. психологическая структура личности.
5.7. Направленность личности.
Направленность - система потребностей, интересов, убеждений,идеалов, ценностных ориентации человека, придающие его жизни осмысленность и избирательность. Это высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек. Потребность - испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Помимо предметов, необходимых для существования, существуют те, наличие которых не является необходимым, но представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.
По мере того, как потребности осознаются и опредмечиваются, они становятся мотивами. Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента: а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то; б) напряжение, которое при этом возникает.
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней: 1 - физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная и др.); 2 - потребности в безопасности; 3 - потребности в общении, в социальных контактах; 4 — потребности в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех); 5 - потребность в самоактуализации, в осуществлении самого себя.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.
1. Мотивы имеют иерархическую структуру.
2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.
3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.
4. С повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому что эти потребности могут стать для человека ведущим и («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые потребности удовлетворены, то у человека проявляются высшие потребности (потребности к развитию, к пониманию своей жизни).
Самоактуализация - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью».
Важное место в структуре направленности занимают ценностные ориентации - личностные образования, характеризующие отношение к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей. Характер целей и ценностных ориентации определяет содержание психологической жизни и характер жизнедеятельности в целом.
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления.
5.2. Способности.
Способности - система свойств личности, определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности могут быть общими и специальными. Выделяют лрофессионачьные способности, обеспечивающие успешную работу человека той или иной профессии. Способности квалифицируют личность прежде всего как субъекта деятельности. Способность жить полной жизнью - способность наиболее общая и в наибольшей степени определяющая качество жизни и, следовательно, удовлетворенность жизнью. Трудности многих неудачливых в жизни людей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособны к достижениям в жизни. Можно сказать, что успехи в учебе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представлений человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем.
Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков. Задатки - это врожденные анатомо-физиологическис особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки -лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой личности, задатки преобразуются и изменяются. Задатки не делают автоматически человека человеком. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого сообщества; собственно человеческая психология, человеческие способности у них так и не складывались. Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых условиях, При этом психическое развитие обезьяны и человека происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были совершенно разными исходные органические предпосылки развития (задатки). От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности.
К специфически человеческим способностям относят способность человека к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию.
Одаренность - своеобразное сочетание способностей, высокий уровень их развития, обеспечивающий успешное выполнение деятельности. Например, одаренные дети могут обнаруживать общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, ктехнике). Одаренность принято определять по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников.
Талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью. Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве.
Гениальность — высший уровень развития способностей - как общих (интеллектуштьных). так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Степень развития способностей в ряду других факторов (направленность, темперамент, характер) составляет основу для профессионального самоопределения личности. Если особенности направленности позволяют ответить на вопрос «хочу ли я делать это», то способности - на вопрос «могу ли я делать это». Профессиональное самоопределение - длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в профессиональном психологическом сопровождении.
5.3. Темперамент.
Термин «темперамент» в переводе с латинского языка означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент- система природных свойств личности, характеризующая динамику протекания психических процессов и изменение психических состояний. Концепция основных свойств нервной системы И.П. Павлова исходит из того, что психическая жизнь каждого из нас характеризуется в первую очередь протеканием нервных процессов возбуждения и торможения.
В работе И.П. Павлова и его учеников были выделены три основных свойства нервной системы: сила возбуждения или торможения, подвижность (способность быстро сменять друг друга) и уравновешенность между возбуждением и торможением. Сочетание этих свойств приводит к формированию определенного типа темперамента, которых всего четыре: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы), холерик (сильный, подвижный, но неуравновешенный тип нервной системы), флегматик (сильный, уравновешенный, но инертный тип), меланхолик (слабый тип нервной системы).
Важный вопрос в изучении темперамента - соотношение биологических свойств с психологическим наполнением темперамента.
Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. С этим обстоятельством связана проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками поведения человека в разных видах деятельности. Учет и овладение индивидом своими психодинамическими особенностями связывается с выработкой индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых индивидом для достижения цели. Конкретный стиль деятельности выбирается не только потому, что он успешнее других, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние комфорта.
5.4. Характер.
В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Характер - «каркас» личности, система отношений и способов поведения, общения и деятельности.
Характер человека (в отличие от темперамента) имеет оценочное значение. Это значит, что он затрагивает интересы других людей. Существует выражение «бесхарактерный человек», употребляемое в житейско-психологическом смысле по отношению к человеку, лишенном)' внутренней определенности, действия которого не несут на себе печати их хозяина. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает и которыми определяется весь образ его действий. Характер - это общий строй человека. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека. Наиболее существенным и показательным выражением характера является способ поведения человека. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость.
Можно также сказать, что характер человека - это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Ключ к формированию характера - в побуждениях и мотивах деятельности. Исходное здесь — это отбор и закрепление нужных мотивов путем их генерализации (распространения на многие случаи жизни) и стереотипизации (формирование динамического стереотипа / привычки). Внешние и внутренние условия формирования характера.
В психологии устоявшаяся типология характера отсутствует. Э. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела и объяснял характер врожденными факторами. В психоанализе 3. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций.
Акцентуации характера - понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Выделяют следующие основные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истсроидный, неустойчивый, конформный.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Какие основные свойства входят в структуру личности?
2 qTO такое направленность и каково ее содержание?
3. Какова иерархия потребностей по А. Маслоу?
4. Охарактеризуйтеспособности. Какие виды способностей вам известны?
5. Что такое задатки, одаренность, талант, гениальность?
6. Что такое темперамент? Каковы основные свойства нервной системы? Какие
типы темперамента существуют?
7. Что такое характер? Как происходит его формирование? Какие типы
акцентуаций характера вы знаете?
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи
просвещения и определить свое отношение к спору. К. Гельвеции: «Bee люди с обыкновенной нормальной организацией обладаю!
одинаковыми умственными способностями». Д. Дидро: «Господин Гельвеции, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот
только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по
вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными
людьми? Почему не все пятьсот?»
2. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера
встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?
3. Можете ли вы изменить свой темперамент?
4. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Что является
объективной предпосылкой расхождения характера и личности?
5. Связаны ли характер человека и его судьба?
6. Иногда люди, чтобы объяснить свое не вполне адекватное поведение,
говорят: «Такой уж у меня характер». Должен ли человек нести
ответственность за свой характер? Можно ли изменить характер?
7. «Тот, кто хочет и верит, тот (рано или поздно) .мож-еш». Какие психические
свойства обозначают выделенные слова в данном афоризме Н. Козлова?
8. Можно ли подготовить человека «на все случаи жизни», человека с
универсальными способностями?
9. Влияет ли направленность на судьбу человека? Можете ли вы
сформулировать свои главные цели жизни?