Кратко охарактеризуем специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.

Метод беседы. Он совершенно необходим при изучении ин­дивидуальной психологической структуры труда, при изучении профессий, некоторых функциональных состояний людей в тру­де, личных профессиональных планов (в системе профконсуль-тации при выборе профессии или вынужденной перемене тру­да), при оценке рабочих мест (в системе их эргономической прора­ботки) и т. д. Используется в сочетании с другими методами.

Предмет рассмотрения здесь — высказывания: содержание, выразительные средства речи, динамические ее характеристики (темп, ритм).

Основные требования к беседе как методу:

• наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее про­думанной (с мысленным "проигрыванием" возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зависимости от высказываний испытуемого, его реакций, состояний;

• наличие специального доверительного социального кон­такта психолога с испытуемым (основные приемы уста­новления контакта обсудим несколько ниже);

• беседа не должна вырождаться в устную анкету, вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе; тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вследствие, например, тенденции инициатора беседы к доминированию в ходе общения);

• вопросы не должны ставиться во внушающей, подсказы­вающей, подталкивающей форме (как это, скажем, неред­ко делают телеинтервьюеры, стремясь навязать телезрите­лю желательное мнение);

• вопросы должны ставиться не столько в прямой форме ("в лоб"), сколько в косвенной, провоцирующей свобод­ное высказывание ("А что если бы...?", "Как Вы думае­те...?", "Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьникам...?" и т. п.);

• система вопросов должна допускать взаимопроверку отве­тов, взаимопояснение их (спрашивать об одном и том же в разных контекстах, разными словами);

• ход беседы должен как-то фиксироваться (если возможно, по соображениям этики, условиям общения и при согла­сии респондента-испытуемого, — звуко- или видеозапись;

• при протоколировании речь испытуемого должна фикси­роваться дословно без малейшего редактирования, пере­сказа "своими словами" — "фотографично"; иногда, что­бы не сковывать испытуемого, беседу протоколируют по­сле ее завершения — по "горячим следам");

• беседа не обязательно происходит "за один присест", но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в ра­бочее время, то она не может не быть фрагментарной, по­скольку занятый испытуемый, как правило, не может на­долго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно — не на любой работе можно "поболтать". Если мы изучаем рабочих, то они часто бывают очень не­многословны, так что рассчитывать на "салонный" стиль беседы отнюдь не приходится. Но краткие реплики подчас несут доста­точную информацию.

Приведем пример. На предприятии начато обучение рабочих новому приему выполнения ручной операции (далее, чтобы не осложнять изложение, постараемся избежать чисто технологических подробностей). Психологу важно знать, как к этому мероприятию относится инструктор, которому по­ручено обучение (работница с большим опытом, возраст — пен­сионный). Психолог спрашивает инструктора: "Выйдет ли что у нас? Ведь они (работницы цеха) привыкли работать по-старому... кто как!". Инструктор испытующе устремляет взгляд на вопрошающего, медлит некоторое время и говорит убежден­но: "Медведей учат!" Вот и вся беседа, но нужная информация в ней получена, и, как говорится, незачем далее языком "сотрясать воздух". Наоборот, например, в системе профконсультации старшеклассников диагностическая беседа может быть и, как правило, бывает продолжительной. Школьники, как по­казывает опыт, даже очень ценят, что с ними "разговаривают по-человечески" (т. е. ничего не требуют, дослушивают до кон­ца, интересуются их личным мнением и личными качествами, побуждениями, не ловят на ошибках и пр.), и готовы беседовать с профконсультантом хоть по полтора часа и не один раз.

Обратим внимание на некоторые рекомендации по технике установления контакта, являющегося необходимым условием достоверности получаемых данных. Необходимо установить де­ловые, оправданные с точки зрения испытуемого отношения с ним и выступать в понятной для него роли (пусть это будет роль человека, изучающего ценный опыт работника, чтобы сообщить о нем начинающим работникам или учащимся профессиональ­ного учебного заведения, или роль человека, озабоченного во­просами улучшения, рационализации рабочих мест в целях сде­лать работу более удобной, менее утомительной и т. д.).

Важным условием контакта является создание ситуаций, в которых исследователь предстает как человек, от которого воз­можна какая-то помощь испытуемому в затруднительном для него положении или помощь трудовому коллективу. Помощь советом, делом, например, улучшением какого-то элемента ус­ловий труда (освещенности, компоновки рабочего места), усло­вий обучения и т. д. Возможны следующие фазы развития кон­такта [336]:

• "накопление согласий";

• "поиск общих интересов";

• уточнение правил, принципов, стиля общения (оно может происходить на основе "молчаливых" оценок собеседни­ками друг друга);

• далее возможны несогласия вплоть до демонстрации опасных качеств;

• фаза регулирования;

• фаза взаимосодействия.

Задача инициатора контакта (психолога) в том, чтобы созда­вая те или иные ситуации, содействовать развитию контакта в желательном направлении.Не обязательно процесс установле­ния контакта развертывается по всем указанным выше фазам (он может сразу оказаться на фазе взаимосодействия), но знать о них нужно.

Метод анамнеза сводится (в контексте нашей науки) к сбору данных об истории развития данного человека как субъекта тру­да. Это необходимо для обоснования оценок устойчивости мо­тивов, для демаскировки некоторых способностей и других лич­ных качеств, не обнаруживающихся, например, в наблюдаемой деятельности, для объяснения поступков, построения прогнозов развития личности, обоснования наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на определенного человека и т. д. В методологическом плане этот метод реализует принцип изуче­ния психики в развитии.

Предмет рассмотрения — высказывания, документы, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испытуемого о событиях своего прошлого объединяют иногда понятием "субъективный анамнез", а высказывания о нем других лиц и ха­рактеризующие его документы — "объективный анамнез" ("субъективный" здесь надо понимать в значении "субъектный", а отнюдь не обязательно как "ненадежный", "неистинный", точно так же, как и высказывания сторонних лиц, которые тоже ведь являются субъектами, не обязательно будут непременно "объективными" в смысле "беспристрастными", "истинными"; в конце концов и документы, тексты, вещи — тоже либо про­дукция субъектов, либо нечто, несущее на себе больший или меньший отпечаток все того же субъективного фактора. Все эти сложности надо воспринимать как нормальные, поскольку неиз­бежно связаны с тем, что предмет нашего интереса и исследова­ния есть как раз субъект, его свойства, проявления).

В качестве документальных и вещных источников анамне­стического исследования могут быть личное дело, аттестацион­ные документы (дипломы, аттестаты, удостоверения о принад­лежности к той или иной общности, справки и пр.), знаки от­личия, почетные грамоты, библиотечный абонемент (как свидетельство читательских интересов, их направленности), группо­вые, сюжетные фотографии, медицинская карта ("история бо­лезни"), переписка, личная библиотека, поделки, предметы ру­коделия и т.д.

В качестве респондентов для сбора материалов объективного анамнеза могут выступать родители, родные, знакомые; если речь идет о школьнике, выбирающем профессию, или недавнем школьнике (учащемся профессионального учебного заведения), то таковыми могут быть учителя разных предметов, классный руководитель; в соответствующих случаях это могут быть препо­даватели, мастера производственного обучения, спортивные тре­неры, непосредственные руководители, друзья.

Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все, изложенные выше в связи с методом беседы. Специфические требования к методу анамнеза состоят в следующем:

• помимо программы каждой беседы должна быть общая программа исследования в целом и специальная програм­ма сбора сведений по документальным и вещественным источникам (собираются не источники, а почерпнутая из них информация);

• существенным является требование систематичности, раз­носторонности и полноты собираемых сведений;

• факты биографии испытуемого должны соотноситься с имевшими место условиями жизни его (они могут суще­ственно отличаться от тех, что имеются на момент сбора материала).

Метод анамнеза имеет совершенно уникальное отношение к малоразработанным в нашей науке вопросам ретроспективного анализа ситуаций выбора профессии, изучения путей формиро­вания мастерства, типологии профессиональных судеб ("карьер"), а также вопросам преодоления последствий тяжелых психологи­ческих конфликтов, социально-трудовой реабилитации людей при стойкой частичной утрате ими трудоспособности, наконец, к вопросам профессиональной реориентации (вынужденной пе­ремены труда в связи с ситуацией потери работы, смены выби­раемой профессии, смены профессионального учебного заведе­ния или начатого профессионально-трудового пути в связи с острой неудовлетворенностью выбором или иными обстоятель­ствами, например, обнаружившимися врачебными противопока­заниями).

Так, например (данные Г.Ф.Корольковой), к профконсультанту обратилась специально приехавшая из другого города "посоветоваться" девушка, успешно работающая в должности бухгалтера, но переживаю­щая острое неудовлетворение от своей работы. Работает она добросове­стно, без ошибок, на работе ее ценят, но дается это ей такой ценой, которая становится для нее непосильной. Прием субъективного анам­неза позволил выявить в биографии этой девушки устойчивое "светлое пятно" — положительные переживания от "живой" работы с людьми. Это наряду с другими обстоятельствами дало основание посоветовать ей попробовать свои силы в работе по воспитанию подростков (в то время велась подготовка пионервожатых). Совет был принят. В результате примерно через год профконсультант получил письмо, в котором эта девушка пишет, что она "нашла себя" в работе с подростками, что хотя, конечно, трудно, но она "счастлива". Итак, метод анамнеза помог де­маскировать достаточно глубокие склонности человека, которые сам он игнорировал при выборе профессии (в данном случае — руководствуясь советами доброжелательных родственников).

Приведенный пример косвенно указывает на то, что вовсе не обязательно всякий раз вооружаться всем возможным арсеналом источников для сбора анамнестических сведений. Из приведен­ного несколько выше их "репертуара" (он может быть и расши­рен) важно выбирать то, что соответствует конкретной иссле­довательской или, как в приведенном примере, практической задаче.

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Не проще ли поручить наблюдение видеокамере?

2. Не проще ли поручить диалог с испытуемым компьютеру?

3. Фетишизация техники или прогресс технических средств труда психолога?

Тема 1. Распределение функций между внешними техниче­скими и внутренними средствами труда психолога.

Тема 2. Условия и пути повышения научной корректности психологического наблюдения.

Тема 3. Варианты психологических бесед и требования к ним.

Наши рекомендации