Семинарское занятие № 10 (4 часа)
Тема: Теории личности
Цель:формирование представлений о современных психологических теориях личности, новейших тенденциях в теоретической разработке психологических проблем личности.
Организационная форма занятия:дискуссия.
Время: 80 минут.
План семинарского занятия и расчет времени:
4. Организационный момент занятия–3-5 мин.
В начале занятия преподаватель:
проверяет по списку отсутствующих на занятии студентов;
объявляет тему, цель, актуальность, содержание и основные этапы занятия.
5. Основные задания для развития и контроля владения компетенциями:
- Сообщения студентов по заранее предложенным темам с обсуждением докладов – 70 мин.
6. Подведение итогов – 3 -5 мин.
Методические рекомендации:
Преподаватель заранее объявляет студентам темы сообщений для обсуждения.
Темы сообщений:
1. Классификация теорий личности.
2. Психодинамическое направление в исследовании личности.
3. Диспозициональное направление в изучении личности.
4. Гуманистический подход в изучении личности.
5. Представление о личности Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.
6. Деятельностный подход к пониманию личности.
7. Определение личности через отношение и установку.
Студенты должны владеть технологией ведения диалога на заданную тему. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующим литературным источникам и электронным ресурсам:
По первому вопросу: студент должен охарактеризовать различные подходы к классификации теорий и концепций личности (Р.С. Немов, Б.В. Зейгарник) – по способу объяснения поведения (психодинамические, социодинамические, интеракционистические), по способу получения данных о личности (экспериментальные и неэкспериментальные), по углу зрения на личность (структурные и динамические), по возрастному диапазону, по понятиям, в которых описывается личность (черты, качества и свойства, формы поведения). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1 - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М», 2002; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По второму вопросу: студент должен охарактеризовать взгляды на личность в психоаналитической теории З. Фрейда, в аналитической психологии К.-Г. Юнга, в индивидуальной психологии А. Адлера, в теории отчуждения Э. Фромма, эпигенетической теории личности Э. Эриксона, неофрейдистских теориях личности К. Хорни и Г.С. Салливана. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1 - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М», 2002; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать поверхностные и глубинные черты личности в теории Р. Кеттелла, теорию черт Г. Оллпорта, взгляды А.Г. Шмелева по исследованию языковой картины личности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1 - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М», 2002; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
По четвертому вопросу: студент должен охарактеризовать гуманистическое направление изучения личности - понятие самоактуализации как высшего уровня развития личности в теории А. Маслоу, гуманистическая психотерапия К. Роджерса, теория стремления к смыслу В. Франкла. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1 - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М», 2002; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
По пятому вопросу: у студента должно быть сформировано представление о социально-исторической природе личности в теории Л.С. Выготского, личности в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1 - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М», 2002; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
По шестому вопросу: студент должен охарактеризовать деятельностный подход к пониманию личности в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Асмолова, Б.С. Братусь, В.А. Петровского. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1 - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М», 2002; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
По седьмому вопросу: студент должен раскрыть определение личности через отношения и установку в теории В.Н. Мясищева и концепции личности Д.Н. Узнадзе. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1 - М.: ВЛАДОС, 2003; Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: «Бахрах-М», 2002; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
Основные понятия:личность, психодинамические теории личности, аналитическая психология, социодинамические теории личности, индивидуальная психология, интеракционистские теории личности, гуманистическая психология, эндопсихика, экзопсихика, установка.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
8. Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009.
9. Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды / Под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.: Изд-воМПСИ,2003.
3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М.: Изд-во Российского открыт. ун-та, 1994.
4. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994.
5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000.
6. Мерлин В. Структура личности: характер способности, самосознание : учеб. пособие. - Пермь: ПГПИ, 1990.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М.: Модэк МПСИ, 2004.
8. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
9. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008.
10. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2002.
11. Утлик Э.П. Психология личности: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru/articles - Мир психологии
2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. http://www.psyworld.info – Мир психологии
6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
7. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
8. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполните таблицу: «Сравнительный анализ современных теорий личности»
Автор теории. Название теории | Основные положения теории |
2. Выполните конспект: «Состояние исследований личности в современной психологии» // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. Глава 3.
Темы рефератов:
1. Теория личности в экзистенциальной психологии (работы К. Ясперса, Штрауса, Хайдеггера, Сартра и др.).
2. Концепция личности в социопсихологической французской школе (П. Жане)
3. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.
4. Субъектность как свойство личности в концепции А.В. Брушлинского.