Глава 1. история и методология психодиагностического исследования
Допускается использовать исключительно в образовательных целях.
Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.
Носс И.Н.
Введение в технологию психодиагностики. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -- 251 с.
Эта книга представляет собой пособие для студентов и начинающих психологов. Она знакомит с основами методологии и технологии психодиагностики — одного из основных инструментов комплексного психологического исследования личности. В ней излагаются основные вехи истории психодиагностики, дается представление о ее предмете и особенностях использования тестовых методик, рассматривается проблема достоверности тестовых измерений в психологии, приводится классификация тестов и методик, обсуждаются этические требования к психологам, занимающимся диагностикой. Практическая работа проиллюстрирована на реальном примере профессиональной психологической диагностики конкретного специалиста и межличностных отношений в группе. Отдельная глава посвящена проблемам компьютерной психодиагностики.
В результате изучения курса психодиагностики психолог должен не просто усвоить приемы использования отдельных методик и тестов, а научиться конструированию метода психологического исследования, системы знаний, умений и навыков понимания других людей.
ISBN 5-89939-084-5
© Носс И. Н., 2002
© Изд-во Института Психотерапии, 2002
Моему учителю и наставнику, профессору
Съедину Сергею Ивановичу посвящается
ВВЕДЕНИЕ
Представления о психодиагностике в настоящее время складываются на основе суждений по поводу тестов. Мода на тестирование, завладевшая умами психологов, иногда приравнивает психодиагностическую процедуру к тестологическому ритуалу.
Если под диагностикой в психологии понимать собственно исследование какого-либо психологического феномена, то диагностическая оценка представляет собой сложную систему всестороннего изучения личности. В ее рамках тестам должна отводиться роль отправной точки, объективной базы, на основе которой строится психологическая диагностика. Подмена психодиагностики тестированием, на наш взгляд, является большой ошибкой.
Основной специфически психологический предмет психодиагностики — измерение психологических особенностей в сопоставлении с нормативными, критериальными или ипсативными показателями. Психолог, оценивая личностные особенности человека, «входит» в индивидуальный образ испытуемого. Тестовые методы дают ему некий «объективный» образ-норматив. Наблюдение, проводимое как во время тестирования, так и в ходе всей диагностической процедуры, формирует субъективное представление. Беседа по итогам изучения документов, фактов биографии, тестирования и др. помогает сопоставить тестовые данные и другую информацию и построить некое представление об изучаемом индивиде. И, наконец, герменевтический анализ структурирует вывод о психологических особенностях испытуемого.
Таким образом, целью психологической науки является исследование психики индивида. А задача психодиагностики очень проста и в то же время неимоверно сложна — сделать это изучение адекватным. Психодиагностика — это создание инструмента, метода психологического исследования, его процессуальный аспект.
В результате изучения курса психодиагностики психолог должен усвоить знания, умения и навыки понимания других людей посредством психологических методов. Он должен представлять, что диагностическая процедура состоит из формально-количественной и детально-качественной оценки испытуемых, а количественные показатели интерпретируются как в сопоставлении друг с другом, так и в глубинной увязке с качественным исследованием, основанным на чувстве, интуиции и опыте психолога.
В ходе преподавания психодиагностики как учебной дисциплины сложилось расхожее мнение, что она представляет собой процесс изучения тестов. Безусловно, тестологическая процедура занимает значительное место в ее содержании. Но центральная позиция все же должна быть отдана конструированию метода, технологии психологического исследования, а не приемам использования отдельных методик и тестов.
Можно привести множество примеров, когда так называемые практические психологи используют в своей работе набор методик и тестов, связанных между собой лишь в воображении экспериментатора. К сожалению, этого недостаточно. Различные психологические инструменты должны быть согласованы не только интуитивно-чувственно, не только теоретически, но и процессуально, и статистически, и организационно. Прослеживается значимая связь знаний основ математической статистики, принципов соблюдения достоверности психологических измерений, профессионально-этических норм деятельности психологов и опыта их практической работы в области реальной психодиагностики.
Вряд ли начинающий практический психолог ринется в омут разработки новых, оригинальных методик и тестов. Для этого требуется много времени и значительные объемы экспериментальных выборок*. Поэтому наша задача заключается прежде всего в ознакомлении студентов и начинающих психологов с методологией и технологией конструирования тестовых «батарей», научении адекватно интерпретировать не отдельные тесты (хотя мы описываем и процедуру разработки некоторых психодиагностических методик), а результаты исследований, полученные при помощи тестовых комплексов, связанных в единую методику. Вот основная цель данного пособия.
* См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. - С. 303.
Глава 1 посвящена истории психодиагностики и обсуждению ее специфически психологического предмета. В ней приводятся исторические этапы развития так называемых донаучных психодиагностических традиций, тестологии и психотехники. История психодиагностики представлена здесь в виде этюдов о зарубежной и российской психологии. Психологическая наука и ее методы развивалась не равномерно. Великие потрясения в социальной жизни человечества отражались и в истории психодиагностики. Видные экспериментаторы порой сами являлись тормозом ее развития. Только в России психология дважды оказывалась «вне закона» — в середине XIX и первой трети XX века. После известного решения 1850 года о прекращении преподавания философии и психологии в университетах «...ввиду предосудительного развития этой науки современными германскими учеными (левыми гегельянцами) и передачи чтения логики и опытной психологии профессорам богословия...»* только в 1863 году были восстановлены кафедры философии, на которых читался курс психологии. Исследования М.М. Троицкого («Немецкая психология в текущем столетии») и К.Д. Кавелина («Задачи психологии», 1872) положили начало дальнейшему развитию психологических изысканий в России. Печально известна также взаимосвязь между государственной политикой Советского Союза в 20-30-е годы XX столетия и крушением отечественных психотехнических достижений.
* Ивановский В.Н. Очерк о жизни и деятельности Н.Я. Грота //Вопросы философии и психологии. Т. 51(1), 1900.
Все это накладывает яркий отпечаток и на современную психодиагностику. Мы недостаточно хорошо знаем своих отечественных исследователей. И поистине прав был А. А. Леонтьев, утверждая, что истоки некоторых психологических теорий «по существу остаются не проанализированными»*. Это в полной мере относится и к психодиагностике.
* Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4.— С. 10.
О предмете психологической диагностики в научно-практической литературе ведется долгий и особый разговор. Можно ли в полной мере отнести ее к психологической науке или это часть эпистемологии? Хочется думать, что психодиагностические изыскания как вид эксперимента являются областью именно психологической эпистемологии.
В данной главе приведено несколько наиболее популярных классификаций методических средств психологической оценки. Упорядочение методик и тестов по различным основаниям дает возможность психологам оптимизировать поиск инструментария для своих исследований.
Глава 2 посвящена психометрическим аспектам разработки, адаптации и использования методик. Здесь даны понятия об измерении в психологии. Выделены проблемы использования конкретных статистических процедур в процессе анализа эмпирических данных. На реальных примерах показаны пункты применения мер центральной тенденции, мер изменчивости, мер связи и статистического вывода. Обсуждаются два подхода к анализу распределения переменных, а также принципы и методы стандартизации «сырых» тестовых баллов.
В начале главы 3 помещена так называемая технологическая классификация тестов и методик. Особое место отводится нормативно-этическим требованиям к психологам, занимающимся диагностикой. Исследуется и обсуждается проблема достоверности тестовых измерений. Приводится реальный пример профессиональной психологической диагностики конкретного субъекта (специалиста) и межличностных отношений в группе (отделе).
Глава 4 посвящена проблемам компьютерной психодиагностики. Основание спора ученых о возможности создания «искусственного интеллекта» вряд ли всецело лежит в плоскости психологии. История развития дискуссии «о думающих машинах», зародившейся в средние века, продолжается и по сей день. Видимо, в ближайшее время компьютеру уготована только роль «помощника» психолога, выполняющего рутинную работу. В главе 4 приведен краткий обзор некоторых автоматизированных психодиагностических методов, который отражает лишь часть из множества сконструированных компьютерных тестов.
В конце книги приведен перечень литературы по проблемам психологических исследований, а также помещены контрольные вопросы к темам курса «Основы психодиагностики».
Глава 1. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ