Психологическая диагностика. Используя методику [см. Приложение 2, с
Используя методику [см. Приложение 2, с. ] проведите самодиагностику эгоцентризма.
Тематика рефератов:
v Интеракционистские теории развития личности.
v Гуманистические теории развития личности.
v Теории социального научения.
v Психоаналитические теории личности.
v Когнитивистские теории.
v Развитие личности в зрелом возрасте.
Психология больших социальных групп
Литература 2, 6, 8, 10, 16, 23, 25, 34, 38,40, 41
Вопросы для подготовки к занятию
1. Понятие большой группы в социальной психологии. Виды и характеристики больших социальных групп.
2. Стихийные группы. Механизмы и типы поведения человека в толпе.
3. Массовидные явления в больших социальных группах. Проявление массовидных явлений в молодежной среде.
4. Психология сопровождения массовых мероприятий в школе.
Требования к компетентности:
- уметь определять понятия: «большая группа», «толпа», «внушение», «заражение»;
- знать психологические процессы, происходящие в больших социальных группах; уметь учитывать их в процессе;
- знать психологические особенности массового сознания и поведения личности в больших социальных группах.
Тестовый контроль:
1. Большая группа – это …
а) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков;
б) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
в) реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов.
2. Толпа – это …
а) это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности;
б) бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания;
в) относительно небольшое число непосредственно контактируемых индивидов, объединенных общими целями и задачами.
3. Внушение – это …
а) повышение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей;
б) утрата личной ответственности, снижение роли самосознания в регуляции поведения личности;
в) психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
4. Заражение – это …
а) способ влияния, основывающийся на общем переживании массы людей одних и тех же эмоций;
б) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности;
в) оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующие официальные полномочия.
5. Стихийные группы – это …
а) объединение людей, не имеющих прямых или косвенных объективных отношений друг с другом, но оаснове условных признаков;
б) возникают спонтанно, не обязательно четко осознают свои цели; среди стихийных групп выделяют толпу, массу, публику;
в) группы, имеющие широкую сеть взаимодействий с другими общностями, социальными институтами.
6. К социально-психологическим регуляторам жизнедеятельности больших групп относится:
а) групповое сознание;
б) обычаи;
в) традиции;
г) все ответы верны.
7. Выделяют следующие виды толпы:
а) ведомая толпа;
б) неорганизованная толпа;
в) стихийная толпа.
8. Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:
а) когнитивной;
б) эмоционально-волевой;
в) темпераментальной;
г) моральной;
д) все ответы верны.
8. Паника – это…
а) эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита информации о какой-то ситуации;
б) один из параметров оценки группы, указывающий на характеристики ее членов;
в) способ оказания воздействия на конкретного индивида при нарушении им групповых норм и правил.
9. Какие выделяют негативные массовидные явления в молодежной среде:
а) алкоголизм;
б) здоровый образ жизни;
в) просвещение.
10. Как называется конечный результат динамики поведения толпы:
а) процесс интеграции;
б) процесс конвенционализации;
в) процесс деградации.