Тема №5: Память. Внимание
2. Цель: закрепить знания о познавательных процессах человека: памяти и внимании, показать, что все познавательные процессы человека зависят от внимания, памяти, особенностей личности. Показать их роль и значение памяти и внимания для активной жизни и деятельности человека.
3. Задачи обучения:
- Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, виды ассоциаций, виды и типы памяти и внимания.
o Студент должен уметь: использовать мнемотехнические способы запоминания и различные техники развития внимания. Использовать полученные знания в медицинской практике и в разных видах учебной и практической деятельности.
4.Основные вопросы темы:
1. Общее представление о памяти, теории памяти: ассоциативные, нейронная, биохимическая.
2. Типы памяти (образная, логическая, механическая).
3. Виды памяти: мгновенная, кратковременная, промежуточная, оперативная, долговременная, вечная, генетическая и их характеристика.
4. Определение внимания. Физиологические механизмы внимания. Основные виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
5. Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение,
переключаемость, объем. Отвлекаемость внимания и рассеянность.
5. Методы обучения и преподавания:
Защита и обсуждение СРО «Теории памяти». Устные ответы студентов на 2-3 вопросы семинарского занятия. Проведение тестов на проверку кратковременной, механической и эмоциональной видов памяти с последующим обсуждением результатов тестирования. Устные ответы на 4-5 вопросы. Проведение теста «Интеллектуальная лабильность».
Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.
6. Литература:
Основная :
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.
Дополнительная:
1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.
Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.
3. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.
7. Контроль:
1.Каков объем кратковременной памяти?
2. Что такое замещение, характерное для кратковременной памяти?
3. Что понимается по мнемотехническими средствами запоминания?
4. Какой тип памяти самый прочный?
5. Какой тип памяти самый эффективный?
6. Какой тип памяти самый неэффективный?
7. Какой тип памяти самый распространенный?
8. Какой вид внимания называют послепроизвольным?
9. Как по другому называют мнимую рассеянность?
10. К какому свойству внимания ближе мнимая рассеянность?
1. Какое из следующих суждений истинно?
А. Животные способны к запечатлению отдельных элементов действительности, но памятью не обладают.
Б. Памятью наделены только высшие животные (собаки, обезьяны, медведи и т.д.).
В. Все живые существа (в том числе и беспозвоночные) обладают памятью.
Г. Память у животных есть, но ее функции принципиально отличны от функций человеческой памяти.
2. Соотнесите вид ассоциаций и соответствующие примеры.
А. По смежности. 1. Луна – медный грош.
2. Стена – картина.
3. Тепло – холод.
Б. По сходству. 4. Тревога – спокойствие.
5. Росинка – изумруд.
В. По контрасту. 6. Удар – гол.
7. Выключатель – свет.
8. Глаза – бусинки.
Г. Причина – следствие. 9. Корова – пастух.
3. Разновидностью какого вида памяти является эйдетическая память?
А. Эмоциональной. С. Непроизвольной.
В. Двигательной. D. Образной.