Общие, возрастные и тендерные особенности моральных установок

Рассмотрим общие особенности моральных установок, обнаруженные у рассматриваемой возрастной группы.

Проведенное обследование 432 испытуемых в возрасте 15-25 лет позволило получить обобщенные данные о существующих в настоящее время у молодежи моральных установках. Это было предпринято как для анализа существующих моральных представлений и установок, так и для стандартизации опросника.

Средние значения показателей по шкалам опросника, а также разброс в пределах стандартного отклонения каждого из показателей представлены на рисунке 3.2.1, а также в таблице 4 Приложения 2. Поскольку все шкалы имеют одинаковую размерность, сравнение средних и разброса по ним правомерно.

Как видно на рисунке, наиболее высокое среднее получено по шкале моральной автономии. Именно эту установку современные молодые люди считают у себя наиболее выраженной. Это отражает широко распространенное среди молодежи мнение о том, что нужно быть самим собой, таким, какой ты есть и ни под кого не подстраиваться. Такой культ самоценности, распространившийся среди молодежи и всячески культивируемый молодежными СМИ, имеет как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, самостоятельность суждений, готовность принимать на себя ответственность за собственные поступки и судьбу, желание не следовать за толпой, могут рассматриваться как позитивные, прогрессивные тенденции. С другой - модное стремление «быть таким, какой ты есть» проявляется в нежелании следовать общим правилам и установлениям, противопоставлении себя обществу, а также в нежелании совершенствоваться, стремиться к возвышенным целям.



Общие, возрастные и тендерные особенности моральных установок - student2.ru

Рисунок 3.2.1. Средние значения по шкалам Опросника моральных аттитюдов, полученных на выборке 432 человека 15-25 лет (соединены прямой линией). Пунктирными линиями соединены показатели разброса в пределах ± о.

С данным результатом согласуется то, что наиболее низкое среднее значение получено по шкале конформности. Данная шкала относится к группе шкал, описывающих основания аморального выбора. То есть испытуемые, в большинстве, склонны утверждать, что они не готовы совершать аморальные поступки из конформности, следуя примеру других, а также одобрять аморальные поступки окружающих. Относительно низкая выраженность данной установки является, несомненно, позитивным моментом, поскольку, хотя бы декларативно респонденты выражают готовность не следовать за дурными поступками окружающих из простой солидарности. Обращает на себя внимание, также то, что данные по шкале конформности имеют самый низкий разброс по сравнению с данными по шкалам других аттитюдов, что говорит об относительно большем единодушии респондентов в оценке данного аттитюда.

Высокое среднее значение также получено по шкале верности. Полагаем, что этот результат характерен для молодежной выборки и

110 отражает определенную особенность. Верность является тем проявлением,

которое позволяет субъекту сохранять свою целостность и единство, а также

постоянство мира. Для молодого человека, испытывающего трудности

адаптации в меняющемся мире, данное качество должно представлять

особую ценность. В то же время, данная установка отражает приверженность

своей группе, своим друзьям, готовность защищать их от окружающих

независимо от моральности их поступков. То есть, эта установка отражает

противопоставление свой-чужой, которое, как мы видим, является весьма

актуальным для современной молодежи. Данные по шкале верности также

имеют достаточно низкий разброс по сравнению с данными по другим

аттитюдам, и здесь мы наблюдаем относительно большее единодушие

респондентов в оценке данного аттитюда.

Далее в рейтинге следует шкала самоуважения / внутреннего долга. То есть, респонденты полагают, что именно сохранение самоуважения, следование своим собственным убеждениям является одним из ведущих побудительных сил в моральном регулировании. Заметим, что это шкала занимает наиболее высокое положение среди всех шкал установок оснований морального выбора, хотя и с минимальным отрывом. То есть, можно предположить, что наиболее актуальным основанием следования моральным требованиям для современных молодых людей является стремление сохранить самоуважение, следуя своему пониманию должного.

Также, судя по рейтингу, весьма важным оказывается стремление к справедливости, несколько наивная вера в то, что человеку, в конечном счете, воздастся по его заслугам, а также возмущение проявлениями несправедливости и готовность требовать справедливого отношения.

Установка на моральный прагматизм занимает следующую позицию по величине среднего. Иными словами, признание практической полезности следования моральным нормам также является достаточно выраженным.

Далее среди оснований морального выбора позиции занимают установки на взаимность и на благополучие / социальную ответственность.

Ill

Достаточно высокая средняя оценка установки на взаимность означает, что респонденты в значительной степени воспринимают моральные отношения как взаимный обмен, где в ответ на хорошее отношение человек получает в ответ такое же хорошее отношение к себе и наоборот. Так называемое золотое правило этики находится в русле этого понимания. Весьма позитивной представляется относительно высокая средняя оценка установки на благополучие / социальную ответственность, поскольку в этой установке выражено понимание ответственности человека за общее благополучие, необходимости совершать моральные поступки для блага всех людей, общества в целом.

Наиболее низкие позиции среди показателей оснований морального выбора занимают моральная тревожность и религиозность. По этим же шкалам получены наиболее высокие стандартные отклонения, что свидетельствует о наибольшей неоднородности в оценках данных моральных аттитюдов. Анализ распределения оценок по данным аттитюдам показывает, что большинство респондентов отрицает выраженность у себя данных аттитюдов. В то же время, имеется ограниченная группа респондентов, признающих наличие этих аттитюдов.

Если рассматривать средние значения по всем шкалам опросника, то наиболее низкими оказываются оценки по всей группе шкал аморального выбора. Наряду с конформизмом, респонденты в большинстве склонны отрицать выраженность цинизма, макиавеллизма и конвенционалъности как оснований совершения социальных поступков. Релятивизм, как основание аморального выбора, занимает среднее положение среди оцениваемых аттитюдов. Респонденты и не отрицают и не настаивают на выраженности у них морального релятивизма. Такое отношение к моральному релятивизму отражает спутанность и неотчетливость моральных представлений значительной части современного общества. Мораль рассматривается не как безусловное долженствование, а как вопрос личного ситуативного выбора относительно более актуального обстоятельства из ряда прочих: выгода,

112 удобство, полезность и т.д. Как позитивное обстоятельство можно

рассматривать то, что другие основания аморального выбора, то есть другие

способы оправдания аморального поведения, как конформизмом, цинизм,

макиавеллизм и конвенциональность, большинством испытуемых хотя бы

декларативно отрицаются.

Рассмотрим теперь особенности выраженности моральных аттитюдов в связи с возрастным и половым аспектом.

Сравнение средних значений оценок школьников 15-17 лет (115 человек) и студентов 18-25 лет (317 человек) по шкалам опросника представлено на рисунке 3.2.2., а также в таблице 1 Приложения 4.

Как видно из рисунка, наиболее сильно различаются оценки школьников и студентов по показателям шкалы нормативности (t=8,85, р<0,0001). Школьники оказались значительно более нормативными, нежели студенты. Они, в отличие от студентов, более склонны поступать, как положено и соблюдать предписания просто потому, что так заведено. Отметим также, что в оценках по шкале нормативности школьники демонстрируют наибольшее единодушие - здесь мы наблюдаем одно из самых низких стандартных отклонений. Студенты же, в большинстве, склонны демонстрировать достаточно безразличное отношение к нормативным установлениям.

Также у школьников значимо выше средние значения по следующим шкалам оснований морального выбора: справедливость (t=3,47, р<0,01), взаимность (t=3,33, р<0,01) и прагматизм (t=3,02, р<0,01). То есть, школьники склонны значимо больше настаивать на требовании справедливости, полагать, что людям воздастся по заслугам, считать моральное поведение практически полезным для успеха в обществе и рассматривать его в логике социального обмена. Рассматривая средние значения по шкалам содержания морального выбора, можно заметить, что школьники значимо в больней степени, чем студенты, склонны проявлять преданность (t=2,77, р<0,01) и дружелюбие (t=3,54, р<0,01)

113 В то же время, средние значения почти по всем шкалам оснований

аморального выбора (кроме макиавеллизма) у школьников также

оказываются значимо выше. Наиболее значительные различия получены по

шкалам конвенционализма (t=5,66, р<0,001) и цинизма (t=4,54, р<0,001). Это

связано с особенностями подросткового отношения к окружающим,

студентами уже изживаемом. Конвенционализм отражает приверженность

подростков группе, противопоставление своих и чужих и, соответственно,

распространение моральных требований только на поведение по отношение к

своим. Вспомним, что именно по отношению к специфическим моральным

представлениям, формируемым в подростковом возрасте, Лоуренс Кольберг

применил термин период конвенциональной морали (14, 15).


- -♦ -

Общие, возрастные и тендерные особенности моральных установок - student2.ru 20

ЛА,

і'*




V V


студент

A PL. V"

С ■■■■■^■щ^-у школьни

Ки




♦ '

І 8« І £ 1 § & £ S З І IS і § S S s § gS § ° 1 5 І і І § I 11 її 1* 1 і fI І S Z 1 § І 8 «S 5 5-

LH О CO ЇО 5 (vj ^

In

CM r^

Рисунок 3.2.2. Сравнение средних значений оценок школьников 15-17 лет (115 человек -непрерывная линия) и студентов 18-25 лет (317 человек - пунктирная линия) по шкалам опросника МАО.

Большая выраженность цинизма у школьников также говорит о несформированности уверенности в правильности морального выбора и склонности к броским и осуждаемым в обществе высказываниям. Следует

заметить, что по показателю цинизма у школьников получено одно из самых

114 высоких стандартных отклонений, что свидетельствует об отсутствии

единодушия в выражении данной установки.

У школьников также более выражены, хотя и на меньшем уровне значимости, релятивизм (t=2,41, р<0,05) и конформность (t=2,13, р<0,05). Это отражает характерную для данного возраста несамостоятельность в суждениях, следование за групповым мнением и непонимание безусловности моральных требований. Кстати говоря, в отношении релятивизма школьники проявили большое единодушие — здесь получено самое низкое стандартное отклонение.

Таким образом, моральные аттитюды школьников отражают ограниченность и противоречивость подросткового видения мира. С одной стороны, школьники значимо более склонны следовать установленным нормам, требовать справедливости и полагать соблюдение моральных правил практически полезным, с другой, они полагают, что моральность следует проявлять только по отношению к своим, с которыми следует быть преданным и дружелюбным, а на чужих эти правила не распространяются. Цинизм и подчеркивание условности морали относятся именно к чужим, другое дело, что признать чужими в зависимости от обстоятельств подросток может кого угодно.

Следует также отметить, что при переходе к студенческому возрасту происходит относительное уравновешивание моральных аттитюдов, что проявляется, в частности, в большей сглаженности кривой, соединяющей средние значения выраженности моральных аттитюдов у студентов. Их оценки делаются менее крайними, больше стремятся к средним значениям, а показатели по шкалам оснований аморального выбора значимо снижаются. Последнее говорит о стремлении хотя бы на декларативном уровне отвергнуть аморальные устремления.

Сравнение средних значений показателей моральных установок школьников и студентов позволяет заключить, что моральные установки с возрастом, под влиянием приобретаемого социального опыта, склонны

115 изменяться, делаться более уравновешенными, социабельными и

реалистичными.

Перейдем к рассмотрению полового аспекта выраженности моральных

установок. Сравнение средних значений оценок девушек (331 девушка) и

юношей (101 юноша) по шкалам опросника представлено на рисунке 3.2.3., а

также в таблице 2 Приложения 4.

"♦ - девушки

""•... юноши

І * 9

І


II

і - І І * І list і

Рисунок 3.2.3. Сравнение средних значений оценок девушек и юношей по шкалам опросника МАО

Как видно из рисунка, кривые, описывающие средние значения оценок девушек и юношей по шкалам опросника достаточно сходны. Значимые различия получены по шкалам религиозности, релятивизма, конформности, а также на несколько меньшем уровне значимости по шкалам реципрокности, морального прагматизма, конвенционализма, ответственности и морального мужества. В тенденции имеется различие по показателям шкалы моральной тревожности.

Наиболее сильно отличаются средние значения девушек и юношей по шкалам релятивизма (t=4,48, р<0,01), религиозности (t=4,02, р<0,01) и конформности (t=3,66, р<0,01). Что свидетельствует об относительно

большей склонности девушек к признанию безусловности морали, религиозному обоснованию необходимости морального поведения и, в то же время, относительно большей готовности следовать за дурными поступками окружающих из солидарности, а также к одобрению дурных поступков окружающих. В свою очередь, юноши проявляют себя относительно большими релятивистами в отношении морали, они более склонны порассуждать об относительности, условности и необязательности моральных требований. Они менее религиозны и более относительно независимы от мнений окружающих людей.

Также значимые различия средних, хотя и менее выраженные, имеются по шкалам конвенционализма (t=2,48, р<0,05), реципрокности (t=2,06, р<0,05), морального прагматизма (t=2,06, р<0,05), ответственности (t=2,1 6, р<0,05), морального мужества (t=2,11, р<0,05) и в тенденции моральной тревожности. Таким образом, в дополнение к вышесказанному девушки по сравнению с юношами относительно менее склонны к конвенционализму, то есть противопоставлению своих и чужих как объектов морального поведения, проявлению встречной агрессии в случае оценки поведения другого как недоброжелательного. Также девушки относительно более склонны к переживанию моральной ответственности, пониманию необходимости хороших поступков для провоцирования окружающих на такие же поступки (реципрокность), признанию практической полезности морального поведения для успешной адаптации в социуме (моральный прагматизм) и, в тенденции, несколько большей склонностью переживать из-за собственных ошибок и неправильных поступков (моральная тревожность). В то же время юноши относительно более склонны к проявлению как конвенционализма, так и морального мужества, то есть готовности выступать против несправедливости, защищать то, что считаешь правильным, противопоставляя при этом своих и чужих и будучи в готовности дать агрессивный отпор всем чужим.

117 Такие результаты, в целом, согласуются с традиционными

представлениями о женской и мужской морали, которые описывают

женскую мораль как относительно более традиционалистскую,

приверженную социуму, шире распространяемую на окружающих,

религиозно окрашенную, сопряженную с большим переживанием

ответственности. В то время как мужская мораль выглядит более

самостоятельной, независимой, агрессивной, приверженной своей

группировке. В то же время, следует отметить, что различия, обнаруженные

нами носят весьма ограниченный, непринципиальный характер. В

полученных профилях значительно больше сходства, чем различий.

Полученные профили очень похожи, что, судя по всему, свидетельствует о

сближении моральных установок у современных юношей и девушек,

стирании тендерно обусловленных различий в отношении морали, появлении

некоторого морального унисекса. Такое предположение представляется

достаточно обоснованным, поскольку социальные роли юношей и девушек в

современном обществе делаются все более сходными, а традиционалистский

подход постепенно изживается. Можно предположить, что в дальнейшем эти

тенденции будут только усиливаться.

Таким образом, можно утверждать, что существуют некоторые общие особенности выраженности моральных аттитюдов у современной молодежи как социальной группы, а также специфические особенности характерные для различных возрастных подгрупп (школьники и студенты) и полов, хотя последние носят значительно менее выраженный характер.

Однако, рассмотрение выраженности моральных аттитюдов самих по себе, вне их связи с другими составляющими интегральной индивидуальности, представляется недостаточным, не раскрывающим изучаемый предмет в его полноте. Поэтому нашей дальнейшей задачей является анализ детерминирующей роли моральных аттитюдов при формировании самоотношения субъекта и его отношения к окружающим.

Наши рекомендации