США: школьное отставание. Как удержать детей в школе
За последние три года требования к уровню школьных знаний заметно выросли. И соответственно, в прямо пропорциональной зависимости выросло и количество школьных отставаний: один американский учащийся из четырех не заканчивает среднюю школу или не получает аттестата. В некоторых городских учебных заведениях число не сдавших выпускные экзамены учеников превышает число сдавших. 40% учеников из испаноязычных семей бросают среднюю школу за год-два до ее окончания. С начала семидесятых годов число учеников, заканчивающих четырехлетнее обучение в школе второй ступени, упало с 77% до 72%. Цена для общества оказалась высокой: 12 804 ученика, которые в Чикаго бросили учиться, с 1982 года будут стоить налогоплательщикам 60 миллионов долларов ежегодно в течение сорока ближайших лет: маргиналы существующей системы, они вполне могут оказаться безработными.
Большинство тех, кто бросает школу, отстают по крайней мере на два года от своих сверстников, при том что уже оставались на второй год, и не раз.
В Нью-Йорке удалось уменьшить количество подростков, бросивших школу, с 42% до 35% благодаря тому, что в распоряжение учеников были предоставлены воспитатели-консультанты, работа которых оплачивалась так, чтобы они сами себя принимали всерьез. Положительные результаты были отмечены в Чикаго, где директор колледжа направил письма 500 отстающим, предлагая им продолжить обучение: 200 из них ответили положительно.
Меры по предупреждению отставания в школе предполагают изменение самой школьной системы: создание классов с меньшим количеством учеников и установление других взаимоотношений между преподавателем и учеником.
Подобные предупредительные акции предпринимаются понемногу по всей стране, особенно при работе с беременными девочками-подростками, которых немало. Власти штатов все более и более вовлекаются в решение этой проблемы. Все понимают, что те, кто оставил среднюю школу и не получил диплома, практически не имеют шанса найти работу.
Библиография
Сравнительная характеристика по странам
11. A l'étranger aussi, l'école. Cahiers Pédagogiques, n° 222, 1984.
Представлено несколько статей по проблемам образования в Норвегии, Италии, Австрии, Великобритании и Японии. Авторы позволяют сравнить организацию образования и все данные, касающиеся школьной неуспеваемости.
12. DEBLE, Isabelle, La scolarité des filles: étude in ternationale comparative sur les déperditions scolaires chez les filles et les garçons dans l'enseignement du premier et du second degré. Paris: UNESCO, 1981.
Рассматривается доступ девушек к различным уровням обучения. Улучшение положения, судя по заполненным анкетам-опросникам, зарегистрировано в 62 странах, но эти данные не должны заслонять неравное и даже катастрофическое в некоторых странах положение с обучением девушек по сравнению с обучением юношей.
13. Etude statistique sur les déperditions scolaires: исследование подготовлено статистическим центром ЮНЕСКО для Международного бюро по проблемамобразования. Paris: Unesco, 1972.
14. La formation aprus la scolarité obligatoire. Paris. OCDE, 1985.
Эта работа имеет характер дополнительный, так как включает в себя множество сравнительных таблиц по школьной успеваемости подростков в различных странах.
15. L'échec a l'école et le milieu social des éleves (большая анкета ЮНЕСКО). Le Courrier de I'UNESCO, juin 1972.
16. PAULI, L.; BRIMER, M.-A., La déperdition scolaire: un problème mondial. Paris: UNESCO, 1971.
Причины
17. AVANZINI, Guy, L'échec scolaire. Paris: Le Centurion, 1977.
Сделана попытка определить все формы школьной неуспеваемости, для того чтобы можно было выявить их настоящие причины: политико-социальные условия, культурное окружение, семейные проблемы, психологические сложности для учащихся, организация школьных учреждений и методика преподавания.
18. BAUDELET, С.; ESTABLET, R., L'école capitalisteen France. Paris: Maspero, 1971.
19. BOURDIEU, P.; PASSERON, J.-C., Les héritiers, Paris: Editions de Minuit, 1964.
20. CHERKAOUI, Mohammed, Les paradoxes de la réussite scolaire: сравнительный социологический анализ систем образования. Paris: PUF, 1979.
21. DESCHAMPS J.-C.; LORENZI-CIOLDI, F.; MEYER, G., L'échec scolaire: élève modèle ou modèle d'élèves? Approche psychosociologoque de la division so ciale a l'école. Lausanne: P.-M. Favre, 1982.
22. Des difficultés scolaires de l'adolescent. Le Quotidien du médecin, 28 mars 1984.
23. L'échec scolaire: nouveaux débats, nouvelles approches sociologiques; отчет о франко-швейцарском коллоквиуме 9—12 января 1984 г. (Paris: CNRS, 1985).
Рассматривается генезис понятия «школьное отставание», называются авторы, призывающие с ним бороться, анализируется школьное расписание и ежедневный обучающий процесс.
24. Groupe Français d'Education Nouvelle. L'échec scolaire: doué ou non doué? Paris: Editions sociales, 1976.
Компиляция работ специалистов, посвященных школьному отставанию.
25. HUSEN, T., Influence du milieu social sur la réussite scolaire. Paris: OCDE, 1975.
26. MANNONI, Pierre, Adolescents, parents et troubles scolaires. Paris: ESF, 1984.
Автор задается вопросом, в какой мере отставание учащегося связано с «отставаниями» его родителей, не является ли оно результатом эмоционального конфликта в семье. Приводятся примеры, предлагаются подходы к решению проблемы и практические советы, как вести себя с подростками и их родителями.
27. PUNELL, P.; ZAFIROPOULOS, M., Un siècle d'échecs scolaires (1882—1982). Paris: Les Éditions ouvrières, 1983.
28. STEINLET, F. Mary, Pourquoi y a-t-il des retardés scolaires? Bruxelles: Nouvelle Revue Pédagogique, n° 3, novembre 1964.