Содержательные теории мотивации (теория иерархии потребностей, теория ERG, двухфакторная теория, теория приобретенных потребностей).
I) Теория иерархии потребностей Маслоу(Рис. 1)предполагает, что в основе мотивации человека лежит комплекс потребностей, которые располагаются в иерархическом порядке. Маслоу выделил пять основных типов мотивационных потребностей (в порядке возрастания):
1)физиологические потребности — потребности в пище, воде. воздухе и т.п., а также в организационной среде потребности в гарантированной оплате труда и т. п.;
2)потребность в безопасности — для организационной среды потребность в безопасных условиях труда, дополнительных льготах и гарантии сохранения рабочего места;
3_потребность в принадлежности — желание быть принятым средой своих сверстников, друзей, входить в состав группы и быть любимым;
4)потребность в движении — иметь положительный имидж; в организационной среде — повышение статуса, принятие дополнительных обязанностей и признание заслуг;
5)потребность в самоактуализации— стремление человека к самореализации, то есть полностью раскрыть свой потенциал, повысить уровень компетентности и вообще стать лучше; в организациях — предоставление сотрудникам возможностей личностного роста, раскрытия творческих способностей, продвижения по служебной лестнице.
II) Теория ERG (Алдерфер) — модификация теории Маслоу.Алдерфер выделил только три категории потребностей:
1) потребность в существовании — в физическом здоровье и благополучии;
2) потребность во взаимосвязанности — в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми;
3) потребность в росте — связанные с развитием внутреннего потенциала, стремлением к личному росту.
Рис. 1. Иерархия потребностей по Маслоу
Удовлетворение потребностей вне процесса труда | Иерархия потребностей | Удовлетворение потребностей в процессе труда |
Образование, религия, — хобби, личностный рост | Потребности в самоактуализации | Возможности для обучения, продвижения, роста и проявления творческих способностей |
Одобрение семьи, друзей, общества | Потребность в самоуважении | Признание, высокий статус, дополнительные обязанности |
Семья, друзья, общественные группы | Потребность в отношении принадлежности | Рабочие группы, клиенты, коллеги, начальники |
Отсутствие войн, загрязнений природной среды, насилия | Потребность в безопасности | Безопасность труда, дополнительные льготы, гарантия сохранения рабочего места |
Пища, вода, воздух | Физиологические потребности | Оклад |
Движение между 1),2) и 3) осуществляется по принципу «фрустрация — регрессия», то есть и возрастание, и убывание по потребностям. Отсюда следует гибкость, веселье, игра на рабочем месте.
III)Двухфакторная теория (Герцберг) создана на основе анализа результатов опроса работников о том, когда у них имеется наибольшее желание работать.
Вывод. –Мотивация к труду формируется под воздействием двух основных групп факторов:
1) гигиенические факторы (условия труда, заработная плата, политика организации, межличностные отношения). При этом отрицательные гигиенические факторы обуславливают неудовлетворенность индивидов процессом труда. Но положительные факторы всего лишь избавляют сотрудников от отрицательных эмоций: они никак не влияют на удовлетворенность трудом и не мотивируют к более высоким результатам. Уровень удовлетворенности от работы определяется второй группой факторов — мотиваторами;
2) факторы мотивации (мотиваторы) — потребностями высших уровней.
Герцберг считал, что в отсутствии мотиваторов человек относится к своей работе нейтрально. При появлении мотиваторов у человека возникает побуждение к труду, который начинает приносить удовлетворение. Таким образом, гигиенические факторы и мотиваторы оказывают принципиально разное воздействие на мотивацию. Первые «работают» только в отрицательной области. Ответственность за удовлетворенность трудом несут такие мотиваторы, как сложность поставленных задач, степень принимаемой ответственности, признание других людей.
IV) Теория приобретенных потребностей (Макклеланд) — определенные типы человеческих потребностей формируются в течение всей жизни индивида. Обычно выделяют следующие типы потребностей:
1) потребность достижения — желание решить какие-то сложные задачи, добиться большего успеха, превзойти других людей;
2) потребность присоединения — желание наладить тесные личные отношения и не допустить возникновения конфликтов;
3) потребность власти — желание влиять на других людей или контролировать их действия, нести за них ответственность, получить власть над людьми.