Комментарий к проведению игры.

Лекция 1: Что такое «Парламентские дебаты»?

История игры

Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они являлись неотъемлемым элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему.

В древнем Риме существовали так называемые школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству. Школы риторов были очень престижны, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых.

В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. В Московском университете диспуты проводились на 12 языках.

В 30-е годы XX века в США, дебаты начали свое формирование как вид молодёжной деятельности. Предвыборные кампании дали новый толчок развитию дебатов и сформировали их в таком виде, который они имеют сейчас.

Популярность дебатов в США увеличилась после первых телевизионных дебатов между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года.

В настоящее время в США и Европе клуб «Дебаты» есть практически в каждом ВУЗе.

В России первый клуб “Дебаты” был основан в марте 1998 г. Сейчас в России клубы “Дебаты” есть более чем в 40 городах, количество ВУЗов, в которых существуют аналогичные клубы, превышает 100. Клубы взаимодействуют между собой и благодаря этому проводят: встречи по обмену опытом; городские, российские и международные чемпионаты по ораторскому искусству.

В 1999 году была зарегистрирована Международная Образовательная Ассоциация "Дебаты" (IDEA), в которую вошли представители 26 стран, в том числе и Россия.

По дебатам ежегодно проводятся чемпионаты международного уровня, в которых принимают участие клубы из десятков стран с 5 континентов.

Дебаты сегодня

Дебаты - это аргументированный спор, в котором стороны (как правило, две) ставят задачу убедить кого-либо в чём либо. При оценке спора, в первую очередь используются аргументы, но так же учитываются и разнообразные риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи и т.п.

На основе ролевой игры «Дебаты» проводятся регулярные соревнования в различных форматах. Самыми распространёнными форматами дебатов в России являются: Американский, Британский, Карла Поппера, а так же Линкольна-Дугласа.

Дебаты можно рассматривать как образовательную технологию, направленную на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков.

Дебаты являются одной из форм ораторского искусства, которое в свою очередь, является частью риторики.

Клуб “Парламентские дебаты” или просто “Дебаты” - это сообщество людей, которые хотят научиться говорить уверенно и убедительно в любой жизненной ситуации, будь то выступление перед большой аудиторией, собеседование при приёме на работу, устный экзамен или обычный повседневный разговор.

Дебаты всё чаще выходят за пределы игры и находят различное применение в самых разных областях: политике, бизнесе, общественной деятельности, образовании, психологии и т.д.

И всё-таки главное, что объединяет все клубы “Дебаты”, - это то, что основной целью каждого из клубов является обучение своих членов ораторскому искусству, логике и аргументации

Сам процесс обучения строится на основе тренингов, лекций и ролевых игр. Научно доказано, что такая форма обучения наиболее эффективна.

Наиболее распространённым в России форматом ролевой игры “Парламентские дебаты” является американский формат. Игра имитирует процесс рассмотрения законопроекта в английском парламенте. В игре принимают участие судьи (парламент) и две команды: правительство и оппозиция. Каждой команде предоставляется по три выступления.

Задача правительства - выставить на рассмотрение парламента законопроект и во время своих выступлений при помощи аргументации, ораторских приёмов, мимики и жестов убедить парламент в том, что данный законопроект нужно принять. Задача оппозиции обратная - убедить судей в том, что принимать законопроект не стоит.

Судьи выносят своё решение, исходя из убедительности команд, не принимая во внимание собственное мнение по данному вопросу. Например, если правительство выдвинуло предложение, с которым сами судья не согласны, но при этом было убедительнее оппозиции, оно побеждает. Благодаря наличию этого принципа в судействе командам не нужно тратить много времени и сил на выработку законопроекта, а можно сконцентрироваться на аргументации.

Посредством такого подхода обучение становится максимально эффективным, прямо в его процессе формируются нужные навыки.

Стать членом клуба, а также научиться легко и красиво отстаивать свою точку зрения может любой человек вне зависимости от его подготовки.

Для чего же нужны дебаты?

Во-первых, дебаты дают бесценную практику публичного выступления. Научится плавать, можно плавая, а не с помощью изучения теории плавания по книгам. Так же, можно научиться отстаивать свою точку зрения, лишь практикуясь в этом, именно поэтому более 90% всего времени мы уделяем именно практике. А для чего нужно уметь отстаивать свою точку зрения публично? Здесь всё просто. Возьмём для примера банальный доклад. Кто из Вас может сказать, что, выступая перед аудиторией, не испытывает волнения? Защита ВКР, собеседование при приёме на работу, различные семинары, конференции, просто, когда Вы хотите кого-нибудь в чём-нибудь убедить (а это мы делаем каждый день) – как раз тут и нужно умение говорить красиво и убедительно, так, чтобы Вас услышали и поверили. Ораторское искусство нужно всегда и везде!

Во-вторых, дебаты развивают умение мыслить логически. При оценке выступления 2/3 оценки даются именно содержательной части выступления, и только 1/3 форме выступления (голосу, мимике, жестам, различным риторическим приёмам и т.д.) Мы учим мыслить логически, делать качественные аргументы и поддержки для доказательства тезиса (Вашей точки зрения).

В третьих, дебаты расширяют кругозор и позволяют, увидев проблему со стороны найти нужное решение. Дебаты очень часто рассматривают как образовательную технологию. При подготовке команд к темам игр участники дебатов ищут и используют достаточно большой объём информации по различным общественно-важным вопросам, это расширяет кругозор и общую эрудицию, а так же даёт более глубокое понимание действительности. Часто сама жизнь ставит перед нами задачи, которые мы не можем решить. Дебаты позволяют выйти за рамки собственного сознания, и, взглянув на проблему со стороны найти нужное решение. Именно так и происходит, когда участники отстаивают точку зрения, которая им не свойственна. Они ищут аргументы, и иногда, изменяют свое изначальное видение проблемы. Это кстати, так же развивает толерантность и уважение к чужой точке зрения.

Состоять в Клубе Дебатов университета всегда престижно. Так, в законодательнице моды на дебаты, Англии, занятия в Клубе Дебатов могут существенно повысить балл успеваемости, рассчитываемый для каждого студента. Дебатеры считаются интеллектуальной элитой своего поколения. Что доказано историей, ведь дебатами в свое время занимались Маргарет Тетчер, Тони Блэр, Барак Обама. Беназир Бхутто, первая женщина – премьер-министр исламского государства, даже занимала пост Президента уже упоминавшегося Oxford Union.

В четвёртых, дебаты учат работать в команде и добиваться поставленной задачи. Парламентские дебаты – это командная ролевая игра, как правило по два или четыре человека в команде. Что бы выиграть дебатёры учатся работать в команде, распределять ролевые функции, договариваться между собой и т.д. Но это так же и состязание двух сторон, победитель – только один. Цель – победить, дебаты учат добиваться поставленной цели. Все эти качества так ценятся работодателями в различных компаниях.

На самом деле, этот список можно продолжить до бесконечности, дебаты так же:

- учат умению мыслить в критических ситуациях;

- развивают уверенность;

- учат обрабатывать и использовать большой объём информации;

- учат мыслить критически, подвергать факты сомнению оценивая истинность посылок;

- дают навык в организации собственных мыслей и т.д. и т.д.

А для многих это просто прекрасное времяпрепровождение, отличное хобби, классный круг общения и ОГРОМНОЕ удовольствие!

Полезные ссылки:

http://ru.idebate.org/debatabase - Международная образовательная ассоциация дебатов (Бедатобаза).

http://www.debate-mai.narod.ru/index.htm - Информационный сайт клуба МАИ.

https://www.youtube.com/user/russiarep - Федеральная лига дебатов (канал).

«К барьеру!» — российская телепередача. Выпуски с 2003 по 2009г.

"Большие спорщики" ("The Great Debaters"), США, 2007 г.


Тренинг: ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения:около 1 часа.

Порядок проведения:

"Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара яхта тонет. Точные координаты яхтыопределить не удается из-за поломки навигационных приборов. Примерное местонахождение – около тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.Экипаж сумел спустить на воду прочный надувной плот с веслами. На плоту оказались лишь 15 предметов:

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету).

На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности).

На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.

Для этого:

а) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;

б) зачитайте правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение ╧ 2). Предложите сравнить правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.

Если сумма больше 30, то участник или подгруппа утонули;

в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

Комментарий к проведению игры.

  • Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
  • В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
  • Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
  • Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
  • Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бóльшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Секстант (измерительный прибор).

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприемник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной пленки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры «Потерпевшие кораблекрушение»

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра с нефтегазовой смесью важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

3. Канистра с водой необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом обеспечит основную пищу.

5. Непрозрачная пленка используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Коробка шоколада резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации синица в руках лучше журавля в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Нейлоновый канат можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул назначение очевидно.

11. Ром, крепостью 80 % содержит алкоголя достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.

12. Радиоприемник имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка в Тихом океане нет москитов.

15. Сектант без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Приложение 1.

Список предметов Индивидуальное ранжирование Решение в парах Решение малой группы Решение большой группы Экспертное решение ЮНЕСКО
Секстант (измерительный прибор)
Зеркало для бритья.
Канистра с 25 литрами воды.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом.
Карты Тихого океана.
Надувная плавательная подушка.
Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Два квадратных метра непрозрачной пленки.
Один литр рома крепостью 80%.
450 метров нейлонового каната.
Две коробки шоколада.
Рыболовная снасть.

Наши рекомендации