Постоянное существование предметов
— Играйте в прятки с любимой куклой или игрушечным мишкой ребенка. Для начала вы частично прикрываете мишку одеялом и спрашиваете: «А где мишка?», а затем откидываетеодеяло и показываете игрушку. Затем посмотрите, сможет ли ребенок найти мишку сам. Постепенно прикрывайте одеялом все большую часть игрушки, и, наконец, начните закрывать ее целиком.
— Прячьте игрушки под перевернутыми горшками, банками и т.п., а затем поднимайте их и показывайте игрушки ребенку. Сперва используйте прозрачные банки, затем переходите к непрозрачным.
— Когда ребенок сидитза столом, спрячьте игрушку, производящую шум (т.е. погремушку, колокольчик или «пищалку»), под столешницей и с шумом двигайте из стороны в сторону. Время от времени поднимайте игрушку, показывайте ребенку и снова прячьте. В конце концов он потянется за ней.
— Если ребенок выбрасывает игрушки из кроватки или манежа, возвращайте их; таким образом, ребенок понимает, что игрушки продолжают существовать, даже когда оних не видит.
— Катайте машинки, шарики, мячики и т.д. по трубам, чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого конца.
— Играйте в «проползание через туннель» и другие игры, в которых нужно исчезнуть из виду и опять появиться.
— Играйте с ребенком в прятки, закрывая лицо руками или одеждой. О различных вариантах игры в прятки см. также гл. 4, с. 55.
— Если у ребенка нарушено зрение, понемногу отодвигайте игрушки подальше и поощряйте тянуться за ними. Постепенно ребенок поймет, что игрушки существуют, даже когда он не может их потрогать.
Исследование окружающего мира
Предоставьте ребенку возможность исследовать различные, в том числе необычные виды окружающей обстановки. Обычно, научившись передвигаться самостоятельно, ребенок с энтузиазмом исследует мир: вертится в кроватке, изучает, как гулко отражается звук его голоса под столом или за диваном, исследует разные виды покрытия пола, запахи в разных комнатах, смотрит на узор из темных и светлых пятен под деревом или следитза тенью от движущегося предмета. Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно,ему может понадобиться ваша помощь в исследовании мира.
Носите ребенка по комнате, подносите к окну, усаживайте в угол, под стол и т.п. Разнообразьте позы ребенка во время сна и положение детского стульчика во время еды. Носите ребенка по дому и показывайте ему разные комнаты.
Причина и следствие
Если непонимание причинно-следственных отношений сочетается у вашегоребенка с плохо развитыми физическими навыками, используйте только игрушки, для воздействия на которые достаточно легкого прикосновения. Многие фабричные игрушки достаточно «туги» и неудобны в использовании. Принцип причины и следствия можно показать ребенку на следующих примерах:
— Игрушки с выскакивающей фигуркой, в которых нужно нажать,сдвинуть или повернуть ручку.
— Игрушки, которые при нажатии на кнопку начинают светиться или петь песенку.
— Игрушки типа «чертик вкоробочке».
— Голографические изображения.
—«Говорящие книги», которые начинают светиться или издавать разные звуки при нажатии на кнопку.
— Книжки со «встающими» картинкам
— Детские клавишные инструменты, детский магнитофон.
— Детские компьютерные игры.
— Если у ребенка нарушения зрения, попробуйте использовать ярко светящиеся игрушки.
Мы нашли несколько необычный способ объяснить Наташе связь между ее действием и результатом; покрыли красным лаком для ногтей одну из кнопок «памяти» на телефоне. Теперь Наташа нажимает кнопку и звонит бабушке.
Соотношение предметов
Понятие о соотношении предметовдети получают через игру. В ходе разнообразных игр они учатся сопоставлять предметы по размеру и весу.
|