Лидер вдохновляет, а менеджер контролирует и решает проблемы
Поскольку главная функция лидера — быть проводником изменений, ключевое значение приобретает умение вызывать энтузиазм в людях. Поскольку именно он помогает преодолевать неизбежные барьеры на пути к организационным перестройкам. Выбор стратегического курса определяет курс развития, а способность убеждать людей стать союзниками побуждает их сознательно на этот путь встать. Также правильная мотивация дает людям уверенность в том, что преодолеть все преграды у них хватит сил.
Логика менеджера немного иная: на себя он берет функции контроля. Лидерство — это нечто совсем иное. Воплощение в жизнь масштабных замыслов требует всегда особого прилива энергии.Вдохновляя и мотивируя людей, лидер вызывает в них энтузиазм.
Но это происходит не за счет того, что работников принуждают двигаться в конкретном направлении, как это делает менеджер в рамках процедур дисциплинарного контроля. Дело в том, что призыв лидера позволяет людям удовлетворять такие естественные потребности, как стремление к достижениям, необходимость чувствовать себя сопричастным к общему делу и самоуважение, жажда признания общества, желание ощущать себя хозяином своей судьбы и иметь возможности жить в соответствии со своим идеалом.
Настоящий лидер владеют различными технологиями мотивации:
· излагая свое видение будущего компании, он всегда учитывает, какие моральные ценности и традиции присущи той или иной аудитории, к которой он обращается.
· лидер регулярно подключает членов коллектива к обсуждению возможного пути осуществления своего замысла. Благодаря чему люди чувствуют, что к их мнению прислушиваются и они оказывают влияние на организационную жизнь.
· грамотный лидер ценит личные достижения своих сотрудников и не забывает их поощрять, что дает людям не только радость успеха, но и осознание того, что они — часть организации, в которой их ценят.
Крепкие неформальные отношения, а они присутствуют в компаниях с гармоничной корпоративной культурой всегда, помогают координировать лидерские функции так же, как деятельность менеджера — формальная структура, деятельность лидера — неформальные коммуникации. В случае возникновения каких-либо противоречий, неформальные отношения помогают решить конфликт. Иначе говоря, обширные неформальные связи важны настолько, что создание их должно быть поставлено во главу угла любой крупной лидерской инициативы как можно раньше.
Типология лидерства
Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Такой тип лидерства не всегда логически называет лидерством с исторической и содержательной точки зрения.
На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме.
Выделяют три типа лидеров:
ü Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом.
ü Лидер (в узком смысле слова) — менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему приходится мотивировать поведение членов группы личным примером; как правило, влияет только на часть членов группы.
ü Ситуативный лидер — обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой то, вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, поход, спортивное мероприятие…
Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, т.к. активно влияют на морально — психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов и именно они составляют резерв на выдвижение кадров. Лидеры бывают: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, позитивные и негативные.
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):
ü Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
ü Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
ü Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например, при всеобщей растерянности во время пожара.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:
I. лидер- организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
II. лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
III. лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
IV. лидер- эрудит (отличается обширностью знаний);
V. лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
VI. лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия:
Во-первых, по содержанию;
Во-вторых, по стилю;
В-третьих, по характеру деятельности лидера.
По содержанию различают:
ü лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
ü лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
ü лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.
По стилю различают:
Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.
Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.
Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.
По характеру деятельности различают:
ü универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
ü ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
«Один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;
«Лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
«Хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
«Служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).
Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
ü конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
ü деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
ü нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).
Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Теория Ф.Э.Фидлера допускает множественность оптимальных типов лидерства. В соответствие с этой теорией производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации. Легче быть лидером если:
ü группа ему доверяет и симпатизирует;
ü группа выполняет четко сформулированные задач;
ü положение лидера подкреплено реальной властью.
Если имеются все эти условия, наилучшим типом лидерства для хорошего выполнения работы является лидерство, ориентированное на задачу.
Если все перечисленные условия не выполняются, наилучшим также является лидерство, ориентированное на задачу.
Иначе говоря, лидеры, ориентированные на задачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.
В ситуациях со средней благоприятностью лучше действуют лидеры, ориентированные на отношения.
Фидлер исходил из предположения, что тип лидерства изменить очень трудно и поэтому выступал за проектирование ситуации, в которую будет «помещен» определенный лидер.
Важен и вывод о том, что каждая ситуация, в которой проявляется лидерство, всегда есть соединение лидера, подчиненных, времени, места и других обстоятельств. И это сочетание чаще не благоприятно, чем благоприятно.