Осознание и продолжительность. Во время занятия легко начать думать о посторонних вещах

Во время занятия легко начать думать о посторонних вещах. Ум начинает сосредоточиваться на делах, завтраке и множестве других отвлекающих факторов, не имеющих ни малейшего отношения к тому, чем вы заняты сейчас. Не расстраивайтесь, поскольку это вызовет психологический стресс. Просто старайтесь осознавать любую тенденцию к блужданию ума. Если он блуждает, позвольте ему блуждать, но задайте себе вопрос: «Почему я думаю о посторонних вещах?»

Это автоматически поможет осознанию вернуться к практике нади шодханы. Старайтесь максимально сосредоточиваться на осознании дыхания и мысленном счёте.

Можно выполнять эту практику как угодно долго. Мы рекомендуем по меньшей мере 10 минут ежедневно.

Последовательность и время занятий

Нади шодхану следует делать после асан, и перед практиками медитации или расслабления. Лучше всего заниматься утром до завтрака, хотя подходит и любое время в течение дня. Однако её не следует делать после еды.

Ни при каких обстоятельствах не следует форсировать дыхание. Избегайте дышать через рот.

Благотворное действие

Первый этап нади шодханы служит прекрасной подготовительной техникой для более сложных видов пранаямы, а также прекрасным вступлением к техникам медитации или расслабления.

Регулируя течение праны в теле, он способствует успокоению ума, а также помогает устранять переполнение или закупорку нади и, тем самым, обеспечивает свободное течение праны.

Дополнительный приток кислорода питает все тело, а углекислый газ удаляется более эффективно. Это очищает кровеносную систему и укрепляет здоровье организма в целом, в том числе, его сопротивляемость заболеваниям. Глубокое медленное дыхание способствует удалению застоявшегося воздуха из легких.

Примечания

1. Тема 3 этого урока.

2. Том I; урок 2; тема 5.

3. Том I; урок 1; тема 4.

4. Том I; урок 4; тема 5.

5. Том I; урок1; тема 2.

Тема 5

Осознание .... Введение

Мы уже упоминали слово «осознание» в ранее описанных практиках. В этом разделе мы несколько подробнее обсудим его значение и смысл, ибо оно лежит в самой основе йоги и ее методов. Чтобы получать максимальную пользу от содержания этой книги, необходимо понимать, что мы имеем в виду под осознанием. Это самая трудная проблема для начинающих: им говорят — осознавайте — но, в действительности, они не вполне понимают, что это значит или для чего это нужно. В результате, они упускают самую суть своих занятий йогой[5]. По этой причине мы попытаемся объяснить, что подразумевается под осознанием, чтобы вы хотя бы на интеллектуальном уровне могли уяснить себе, к чему мы стремимся. Интеллектуальное понимание, по крайней мере, лучше, чем полное отсутствие понимания. Со временем, по мере продвижения вашей практики, вы не на словах, а на собственном опыте узнаете, что значит осознание.

Для большинства людей слово «осознание» означает просто осведомленность, или знание. Мы часто говорим: «Я осознаю то-то и то-то», имея в виду, что мы что-то знаем. В йоге это также означает знание, но одновременно и нечто гораздо большее. Осознание в широком смысле означает «понимать, знать, чувствовать то, что происходит вокруг нас». Оно также означает «знать то, что происходит внутри нас». Большинство людей очень мало понимают из того, что происходит вокруг и внутри них. Это низкий уровень осознания. По мере того, как мы понимаем все больше вещей внутри и снаружи, соотнося их друг с другом и с собой, и начинаем видеть фундаментальное единство всего сущего, у нас естественным образом развивается большее осознание. Когда это происходит, мы опрокидываем барьеры и ограничения ума. Мы приобретаем способность понимать больше сторон жизни и глубоко проникать в суть различных сфер бытия.

Прежде чем продолжить объяснение значения слова «осознание», давайте сперва вкратце упомянем о сознании. Каждая форма жизни является средством проявления сознания. Будь то клетка, растение, животное или человек, сознание внутренне присуще самой природе всех живых организмов. Однако каждая из форм жизни выражает присущий ей потенциал сознания на разном уровне. Клетки и растения выражают сознание на очень зачаточном уровне, тогда как человек выражает его на гораздо более сложном уровне. Сознание одно и то же, но потенциальная способность его выражения различна. Растения обладают ощущениями (как было доказано рядом учёных), но не способны перемещаться. Животные обладают как ощущениями, так и подвижностью. Человек также обладает этими качествами, но, в то же время, у него есть еще одно свойство — осознание. Человек обладает дополнительной и самой важной способностью — он может знать о своем сознании и позволять ему проявляться и раскрывать свой наивысший потенциал. Сознание не меняется. Расширяется именно форма его выражения. Человек может повышать свое осознание, превосходить ограничения (или, скорее, то, что большинство из нас считает неизменными границами) и реализовать более высокие потенциальные возможности сознания. Насколько мы знаем, животное по самой своей природе неспособно осознавать. Оно обладает потенциалом, но полностью неспособно видеть этот потенциал из-за того, что оно именно так устроено. У него нет необходимого оборудования. Проведем аналогию. Пространство вокруг нас пронизано электромагнитными волнами, несущими передачи от множества радиостанций. Но можем ли мы воспринимать их непосредственно? Может ли камень или дерево непосредственно слушать транслируемую симфонию? Нет, это невозможно. У нашего тела, дерева и камня нет необходимого оборудования. Волны есть, но мы не можем настраиваться на них. Потенциал налицо, но мы не можем его использовать. Мы ограничены нашим строением. У радиоприемника есть оборудование для проявления этого потенциала, содержащегося в пространстве вокруг нас. Так же дело обстоит и с сознанием, но в гораздо более глубоком и невыразимом смысле. Оно есть во всех формах жизни. Но только люди (если на время забыть о внеземных формах жизни) обладают способностью знать это сознание. Говорят, что сознание спит в камнях, дремлет в растениях, начинает пробуждаться в животных и может быть полностью реализовано в человеке. Человек может знать, что он пробужден.

Давайте более конкретно определим, что мы подразумеваем под осознанием в йоге. Осознание — это способность отстраненно наблюдать свою умственную и физическую деятельность. Если человек осознаёт, он становится свидетелем своих действий, как внутренне, так и внешне. Люди, которые никогда этого не переживали, не поймут нас, но тот, кто испытал это хотя бы однажды и на несколько секунд, знает, что мы пытаемся сказать. Смысл этого понятия очень глубок. Если мы в состоянии наблюдать за тем, что делают наше тело и ум, это означает, что наша сущность превосходит тело и ум. Это значит, что существует нечто, способное наблюдать то, что происходит; существует нечто на заднем плане, выступающее свидетелем действий ума и тела. Одного этого опыта достаточно, чтобы изменить ваши представления о себе. Он пробуждает нас к тому факту, что существует нечто в самой нашей основе — свидетельствующее начало. Однако немногие из нас переживают этот опыт естественным образом, поскольку мы склонны терять себя в деятельности тела и ума.

Именно это свидетельствующее начало называется осознанием в йоге. [6]

Судя по всему, осознание — это особая привилегия человека. Животные выполняют действия, совершенно не зная, что они их выполняют. Человек обладает такой способностью, но редко ею пользуется. Большинство из нас полностью погружены в свои мысли и физические тела, настолько, что мы воспринимаем свои действия, как свою сущность. Осознавая, мы обретаем способность наблюдать за собой и видеть насколько поверхностна, в действительности, наша личность, слагающаяся из ума и тела. Осознание приводит нас к пониманию того, что наше естество — это нечто иное, чем ум и тело. Тело и ум — всего лишь наши грубые оболочки.

Йога стремится повышать осознание так, чтобы человек действительно мог наблюдать за собой, своей телесной деятельностью и своими умственными процессами. Человек может наблюдать мыслительный процесс так, будто он смотрит телевизор. Мысли возникают как телевизионные программы. Возьмем такую аналогию. Когда мы смотрим телевизор, большинство из нас знает, что мы не участники передачи, а только часть аудитории. Мы по-настоящему не вовлечены в нее. Однако, если программа интересная, мы можем полностью потеряться в разыгрываемой драме так, что забываем о том, что мы зрители. Мы становимся частью представления. Наш мыслительный процесс похож на хороший фильм — порой эмоциональный, порой возбуждающий, в другой раз — угнетающий. Каково бы ни было его содержание, он настолько привлекателен, что большинство из нас проводят двадцать четыре часа в сутки, полностью потерявшись в поглощающих нас умственных процессах. Мы полностью вовлечены в представление, которое разыгрывает ум. Фактически даже те, кто читает сейчас эти строки, скорее всего захвачены мыслительными процессами. Полностью ли вы отождествляетесь со своими мыслями в настоящий момент? Скорее всего, да. Вовсе не так легко не поддаваться гипнотическому очарованию ума, и просто наблюдать мысли, осознавать. Когда заканчивается телевизионная программа или фильм, мы автоматически вспоминаем, что мы лишь смотрели, а не участвовали. Но все мы с самого рождения настолько потерялись в спектакле ума, что никогда не отдаем себе отчета в его поверхностной природе. Мы считаем, что все наше существо — это ум, его деятельность и тело. В то же время, мы обладаем способностью отстраняться от спектакля ума и наблюдать его как беспристрастные свидетели. Каждый из нас обладает этим потенциалом, этой возможностью, но мало кто знает о ней или использует ее. Йога специально направлена на развитие этого свидетельствующего начала.

Многих людей такое осознание не слишком вдохновляет, даже если они верят, что оно возможно. Они могут спрашивать: «А зачем вообще поднимать столько шума из-за тривиальной способности наблюдать собственные мысли?» Однако, если человек становится более осознающим и начинает быть свидетелем своей деятельности, происходят невероятные вещи. Он начинает знать и понимать то, что до этого было для него совершенно непостижимым. Это может открыть ему новое измерение бытия. В данный момент большинство людей пребывают в ловушке своего ума точно так же, как персонаж фильма ограничен своей ролью и целлюлозной плёнкой. Если бы герой фильма мог материализоваться и стать трехмерной личностью, он был бы способен выйти за пределы своих двухмерных ограничений. Изменились бы все его представления о существовании. Его роль вышла бы за рамки, установленные сценарием и концепцией фильма, за пределы всего, что вообще поддается пониманию в этих рамках. Точно также обстоит дело почти со всеми людьми. Наше самоотождествление с умом и телом держит нас в ловушке ограниченной сферы бытия. Мы сами заключаем себя в тюрьму и, в то же время, у нас есть ключи, чтобы снова выйти на свободу. Вырываясь из оков личности, ума и тела, мы можем настраиваться на более высокие и более свободные измерения бытия. Ключ к ним — осознание.

Сознание существует в каждом из нас. Нет никаких исключений. Его нельзя ни создать, ни выработать. Оно уже есть; всё, что нам нужно сделать — это настроиться на него. Нам нужно научиться осознавать. Нам нужно действовать, исходя из своей фундаментальной природы — сознания, которое лежит в основе всей нашей физической и умственной деятельности. В действительности, мы не можем расширить сознание, ибо сознание бесконечно и вездесуще. Как мы можем расширить что-то бесконечное и пребывающее везде и во всем? Единственное, что мы действительно можем сделать — это расширять свое осознание. Осознание — это параметр, который все мы способны развивать. Это способность, которую можно развивать, чтобы быть созвучным с сознанием, способность отождествляться с сознанием. Это только семантика, но она определяет, что мы подразумеваем под этими терминами. Другие люди могут использовать другие слова в другом контексте, возможно, взаимозаменяемым образом, но мы только что объяснили, что именно имеем в виду мы.

Существует распространенное заблуждение, что сознание — это функция мозга, зависящая от него. Многие думают, что главное — это мозг, и если нет мозга, то нет и сознания. Не может быть более неправильного мнения. Однако, мы не смогли бы доказать это на словах или рациональным образом, да мы, по существу, и не хотим этого делать. Если вы разовьете свое осознание, вы, безусловно, сами придете к этому, ибо как сознание может наблюдать деятельность ума или мозга, если мозг — это хозяин или основной инструмент. Сознание должно находиться вне мозга, чтобы быть способным наблюдать деятельность мозга и ума. То, что обычно сознание связывают с деятельностью мозга и органов чувств, объясняется нашим незнанием его природы. Мы никогда не сталкиваемся с его существованием напрямую, так как его маскирует наша повседневная деятельность. Если мы видим книгу, мы естественно допускаем, что ее видят наши глаза. Но на самом деле это неверно. Глаза — это только промежуточные инструменты между внешним миром и сознанием. В действительности, видит именно сознание. Если мы что-то слышим, то, как правило, полагаем, что слышат наши уши, но, в действительности, они тоже действуют лишь как промежуточные инструменты. Видит и слышит даже не мозг, ибо он тоже представляет собой всего лишь инструмент. Сами по себе, органы чувств и мозг — это всего лишь приемники, преобразователи и передатчики. Вернемся к нашей аналогии с радиоприемником. Приемник принимает электромагнитные волны и преобразует их в звуковые колебания, которые мы способны слышать. В точности то же делают органы чувств и мозг — они не могут слышать, видеть, чувствовать, воспринимать вкус или запах. Они могут лишь воспринимать чувственные данные и преобразовывать их в подходящие сигналы для использования мозгом, из которого они могут восприниматься сознанием. Без сознания никто из нас не смог бы ничего делать; мы были бы безжизненными и ничего не знали.

Западная философия считает ум центром человека; разум есть средоточие человеческой личности; в йоге важнейшим и самым фундаментальным аспектом является сознание. И это сознание не сковано и не ограничено конечностью нашего бытия. Оно бесконечно и безгранично. Наше глубочайшее естество бесконечно, ибо это сознание. Это не ум. Ум — это просто инструмент сознания и кладовая нашей конечной личности.

Человек обладает способностью настраиваться на это сознание и познавать его; он может становиться более осознающим. Животные обладают тем же сознанием, но они не могут познавать его. Человек обладает потенциальной возможностью действовать из сознания, освободившись от оков тела и ума. Конечно, его ум и тело выполняют все те же функции; в этом отношении ничего не меняется. Но человек, который становится более осознающим, знает что он — это сознание и ничто другое. Он отождествляется с сознанием, а не с умом и телом.

Развитие осознания

В первую очередь, необходимо помнить, что не нужно убеждать себя в чём-либо или заниматься самовнушением. Если вы занимаетесь йогой, то осознание придёт к вам автоматически, или, точнее говоря, если вы правильно выполняете практики, то осознание будет постепенно развиваться. Есть много различных методов повышения осознания. По существу, для этой цели предназначены все разнообразные методы йоги — карма-йога, бхакти йога, мантра йога, крийя-йога и т.д. Они используют различные подходы для достижения одной и той же цели.

Когда вы выполняете асаны и пранаяму, либо занимаетесь медитацией, с методами которой мы вас вскоре познакомим, основной акцент необходимо делать на осознании. Осознание подразумевает, что ваше внимание направлено на конкретную функцию или деятельность. Оно означает, что ваше внимание сосредоточивается на чем-то конкретном, например, на дыхании, и что при этом вы знаете, что оно сосредоточено на этой деятельности. Иными словами, если вы осознаете свое дыхание, это означает, что вы осведомлены о своем дыхании и наблюдаете этот процесс. Вы отстраняетесь и наблюдаете что-то, происходящее в вас. Это первая ступень лестницы к более высокому осознанию. Вы начинаете становиться свидетелем всей деятельности тела. Со временем, это приведет к способности быть свидетелем деятельности ума, а постепенно — и более глубоких аспектов ума, которые вы сейчас, возможно, считаете невероятными.

В этом суть осознания — в вашей осведомленности о том, что вы что-то делаете и наблюдаете это действие. Если вы делаете телесное движение и, в то же время, не отдаете себе отчета в том, что ваше тело двигается, и не наблюдаете этого движения, значит, вы не осознаете. Быть свидетелем — значит осознавать. Быть полностью потерянным в своих действиях, вовлекаться в них и отождествляться с ними — значит не быть осознающим.

При занятиях асанами, пранаямой и медитацией, осознание необходимо. Без него эти практики йоги утрачивают свое значение и 90% своего благотворного действия. Если вы рассержены, обеспокоены или несчастливы, не расстраивайтесь. Если, когда вы делаете асаны, вас затопляет поток мыслей, в то время, как мы советуем осознавать дыхание, ни в коем случае не разочаровывайтесь. Просто наблюдайте поток мыслей и дыхание, свидетельствуйте их, осознавайте их.

Практики асан, пранаямы и медитации развивают осознание на временной основе. Они дают человеку зачаточное представление о том, что означает осознание. Исходя из них можно, при достаточном старании, быть свидетелем своих мыслей и физических действий в течение всего дня. Можно наблюдать, как ум и тело выполняют функции, для которых они созданы. Можно наблюдать ужимки тела и ума так, будто наблюдаешь марионетку.

Поэтому, выполняя практики йоги, осознавайте, что вы делаете. Главная цель йоги состоит в том, чтобы раскрывать вас и учить вас осознавать свои более глубокие аспекты.

Тема 6

Наши рекомендации