Совершенствование навыков письма
Под эффективным письмом понимается умение писать тексты различного содержания (деловые письма, доклады, рефераты, сочинения и т.п.), во-первых, с минимальными усилиями, а во-вторых, с максимальным положительным результатом. Создание письменного текста — трудоемкая процедура почти для каждого, но навыки письма могут быть развиты и усовершенствованы. Этому способствует, в частности, знание и соблюдение некоторых принципов результативного письма. Прежде всего, необходимо помнить, что в любом тексте должны быть выражены в явном виде следующие категории текста:
· тема — то, о чем говорится в тексте;
· идея — основная мысль автора;
· проблема — вопрос, требующий решения или освещения;
· жанр — конкретный тип текста.
Процесс письма (составления письменного текста) должен складываться из нескольких стадий. Первая стадия — это формирование идеи, которую надо выразить на письме, и сбор материала, т.е. выбор соответствующих проблем, подкрепляющих или доказывающих эту идею.
Вторая стадия — придание тексту очертания (его «обрисовка»), добавление или отбрасывание деталей с целью адекватного подтверждения основной идеи текста, а также выбор слов и выражений, соответствующих избранному жанру.
Третья стадия — редактирование и корректировка. Редактирование предполагает проверку грамматической и стилистической правильности написанного в черновом варианте текста, а корректировка — исправление описок или опечаток в его чистовом варианте.
Существуют некоторые технические приемы и принципы, облегчающие работу над письменным текстом. На первой стадии работы, когда происходит обдумывание идеи и подбор подкрепляющего ее материала, целесообразно использовать ряд технических приемов предварительного письма, к числу которых относятся: мозговой штурм, свободное письмо, составление списка, диаграммы или плана текста. На второй стадии важно умение оценивать степень конкретности подтверждающих главную идею фактов и деталей, а также их адекватность. Третья стадия предполагает хорошее знание грамматики и владение стилем.
Соответствующие навыки вырабатываются при целенаправленных и регулярных занятиях языком (не только иностранным, но прежде всего родным). Качество написанного оценивается по следующим основным критериям:
· единство содержания, предполагающее четкую формулировку главной идеи и однонаправленность раскрывающего ее материала;
· подкрепленность, т.е. достаточное количество конкретных фактов, подтверждающих идею автора;
· связность, т.е. четкость композиции и логическая связь между частями;
· грамматическая правильность. ,
При составлении деловых писем и документов необходимо соблюдать основныетребования к содержанию и языку деловых документов. Вкратце они сводятся к следующему.
По содержанию текст делового письма должен быть простым. В нем, как правило, излагается один вопрос (иногда два-три взаимосвязанных).
Письмо должно состоять из двух частей: констатирующей, в которой излагаются факты, мотивы, аргументы, послужившие основанием для составления письма, и убеждающей, в которой содержатся просьба, предложение, решение, постановление и т.д. (в зависимости от цели письма).
Язык деловых писем должен быть нейтральным, т.е. в нем не должны содержаться эмоционально-оценочные и экспрессивные слова и выражения.
Кроме того, деловые письма носят, как правило, надличностный характер («Просим вас...», «Дирекция ходатайствует...» и т.п.). В них используется ограниченный диапазон слов и выражений, унифицированные и стандартные термины.
Деловое письмо должно соответствовать основным критериям культуры речи, главными из которых являются языковая правильность и стилистическое соответствие (коммуникативная целесообразность). К другим критериям культуры речи относятся: точность высказывания, логичность изложения, ясность, чистота и выразительность речи и др.