Исследование структуры профессионального самоопределения студентов-психологов из Риги и Санкт-Петербурга
С целью исследования структуры профессионального самоопределения студентов-психологов из Риги и Санкт-Петербурга, нами использовался кластерный анализ ответов респондентов на вопросы интервью. Результаты кластерного анализа представлены в приложении Б. Кластерный анализ ответов респондентов на вопросы интервью у студентов из Риги позволяет условно выделить три кластера в структуре профессионального самоопределения студентов-психологов из Риги. Первый кластер был назван «внешние условия» и в него вошли категории доступ к литературе, волонтёрство, супервизии, материальный успех.
Во второй кластер «самореализация» вошли категории качества, направленные на себя, личностный рост, практика, перспективы в работе психологом, творчество. Можно предположить, что данные категории совмещаются в одном кластере в связи с мотивами, которыми руководствуются студенты из Риги. У них больше выражены внутренние индивидуально-значимые мотивы. Кроме того, студенты из Риги реже оценивают профессию психолога, как эффективную с материальной точки зрения, поэтому работа психологом рассматривается ими скорее, как возможность личностного развития, творчества, а не как основная профессия и источник заработка.
Третий кластер «профессиональная самореализация» составили следующие категории: качества, направленные на других, желание оказывать помощь, профессиональная самореализация.
Как демонстрирует кластерный анализ, в наиболее дальнем расстоянии друг от друга в структуре профессионального самоопределения расположены категории, относящиеся к внешним условиям и категории, относящиеся к профессиональной самореализации. Можно предположить, что это отражает растерянность студентов, их ощущение нехватки внешних условий для того, чтобы реализоваться в профессии психолога.
Кластерный анализ ответов респондентов на вопросы интервью у студентов из Санкт-Петербурга позволяет условно выделить пять кластеров в структуре профессионального самоопределения студентов-психологов из Санкт-Петербурга. Первый кластер был назван «внешние условия» и в него вошли категории доступ к литературе, волонтёрство. Второй кластер «работа над собой» включает следующие категории: супервизии, перспективы в работе психологом, качества, направленные на других. Содержание данного кластера можно проинтерпретировать, как осознание студентами необходимости работать над развитием качеств, необходимых в работе психолога, обращаясь за супревизорской поддержкой, если они хотят продолжать развиваться в психологии и работать по профессии.
Третий кластер «активность» включает в себя категории практика и материальный успех. Четвёртый кластер «самореализация» включает в себя категории качества, направленные на себя и личностный рост. Пятый кластер «профессиональная самореализация» включает в себя категории желание оказывать помощь, творчество, профессиональная самореализация. Можно предположить, что данные категории объединены в связи с более позитивным взглядом студентов из Санкт-Петербурга на профессию психолога, чем у студентов из Риги. Для них профессия психолога, оказание помощи, непосредственно связано с творчеством.
Как демонстрирует кластерный анализ, в наиболее дальнем расстоянии друг от друга в структуре профессионального самоопределения, как и у студентов из Риги расположены категории, относящиеся к внешним условиям и категории, относящиеся к профессиональной самореализации. Можно предположить, что это отражает растерянность студентов, их ощущение нехватки внешних условий для того, чтобы реализоваться в профессии психолога.
ГЛАВА IV.